Упр.71 ГДЗ Бархударов 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2023)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2020)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов, Крючков, Максимов 8 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Составьте его план. Какие стили речи были выделены М. В. Ломоносовым в XVIII в.? Какие стили речи выделяются в литературном языке в современной науке? Определите значение выделенных слов. Перескажите этот текст по составленному вами плану.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765)
М. В. Ломоносов был не только великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, но и замечательным филологом. Он создал первую научную грамматику русского языка («Российская грамматика», 1757). Исследуя язык, наблюдая его в разных речевых проявлениях, Ломоносов устанавливал его произносительные и грамматические нормы. Они не предписывались языку искусственно, на основе умозрительных построений, а выводились из наблюдений. Это видно из подготовительных материалов Ломоносова к «Российской грамматике» (впервые они были опубликованы в 1952 г.). Записывает свои фонетические наблюдения: «Говорят жался, а не сжался». Он выбирает, следуя за речевой практикой: «Он цветом голуб — худо, но: голубой, для разности от имени голубь». Таких наблюдений у М. В. Ломоносова — тысячи; из них и выросла его грамматика.
Особенно большое значение имела ломоносовская теория трёх стилей. В России издавна сосуществовали два языка: славянский (по происхождению — старославянский), язык книжной культуры, и обиходный русский. В начале — середине XVIII в. они стали беспорядочно смешиваться. Не было соглашения, которое регулировало бы их участие в новом языке. М. В. Ломоносов, с его абсолютным чутьём языка, создал основу для их синтеза.
Все виды речи делятся на три стиля: высокий, посредственный и низкий. Высокий стиль — для героических поэм, од, торжественных слов «о важных материях». В этом стиле употребляются славянские слова (но не обветшалые, всем понятные) и русские. Средний стиль — для театральных пьес, сатир, дружеских писем. В этом стиле уместны слова «больше в российском языке употребительные», а высокие, славянские надо использовать с «великою осторожностью». В низком стиле используются слова русские, которых нет в славянском языке. Это стиль комедий, песен, для «обыкновенных дел». Здесь могут иметь место даже «простонародные низкие слова», однако они не должны мешать «чистоте российского штиля».
Теория Ломоносова была не кабинетной выдумкой, а действенным руководством для создания нового литературного языка. Под влиянием идей Ломоносова находились все крупные деятели русской культуры XVIII в. Огромным было влияние филологических трудов Ломоносова на развитие русского языка.
(М. Панов)
Вариант ответа 1
Ломоносов Михаил Васильевич
План.
1. Ломоносов – замечательный филолог, создатель первой научной грамматики русского языка.
2. Теория трех стилей.
3. Все виды речи делятся на три стиля: высокий, посредственный и низкий.
4. Руководство для создания нового литературного языка.
Ломоносов выделял три стиля речи: высокий, посредственный и низкий.
В современном литературном языке выделяются следующие стили речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный.
Филолог – специалист в области филологии, изучающий культуру народа, выраженную в литературном творчестве и письменных текстах.
Жался (сжался) – сжиматься всем телом, съеживаться.
Голубь – дикая и одомашненная птица, преимущественно с серо-голубым или белым оперением, большим зобом.
Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.
Вариант ответа 2
Стили речи, выделенные М.В. Ломоносовым: высокий, посредственный и низкий.
В современном языке выделяют следующие стили речи: разговорный, художественно-литературный, официально-деловой, научный, публицистический.
Филолог - специалист в области филологии; тот, кто изучает духовную культуру народа, выраженную в языке и закреплённую в литературном творчестве, в письменных текстах.
Жаться - сжиматься всем телом.
Сжаться - совершенный вид от глагола «жаться».
Голубь - птица семейства голубиных, средних размеров, с плотным оперением, обычно серо-сизого цвета.
Синтез - создание нового путём объединения существовавших ранее компонентов.
План текста:
1. Первая грамматика русского языка, созданная М.В. Ломоносовым.
2. Ломоносовская теория трёх стилей.
3. Высокий, посредственный и низкий стили речи.
4. Создание нового литературного языка.
М.В. Ломоносов, помимо исследований в различных областях науки, занимался изучением русского языка. Именно он является составителем первой грамматики русского языка - «Российская грамматика», вышедшая в 1757 году. Ломоносов первым сформулировал лексические и грамматические нормы русского языка.
Ломоносов вывел теорию трех стилей языка. Она была создана им на основе синтеза славянского языка и языка книжной культуры, собственно русского. Во времена Ломоносова оба этих языка существовали в речи на равных позициях и неподконтрольно смешивались.
Согласно этой теории, язык делится на три основных стиля: высокий, посредственный и низкий. Высокий стиль - это язык од, героических поэм, торжественных слов. Средний стиль - для театральных пьес, сатир, дружеских писем. К низкому стилю он относил все русские слова, которых нет в старославянском языке. В этом стиле создаются комедии, песни, происходит бытовое общение.
Теория русского языка, созданная Ломоносовым, послужила основой для создания нового литературного языка. Влияние филологических трудов Ломоносова на последующие исследования, является поистине огромным.
Определите фукнционально-стилистическую принадлежность текстов. Аргументируйте свой ответ. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
І. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Оно знаменует собой начало новой эры — эры освоения человеком космического (космос) пространства. Подвиг его олицетворяет всё лучшее, что создано человеческим разумом с древних времён (время) до наших дней; подвиг этот, как принято говорить, вписан в историю золотыми буквами.
ІІ. Мы вступаем в век, в котором знания будут играть опре-деляющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет ра-ботать.
Учение — вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться (что делать) нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились, все крупнейшие учёные. Самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив...
Умейте не терять времени на пустяки! Берегите себя для учения, для приобретения полезных знаний и навыков...
Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового! Учитесь любить учиться (что делать)!
(Д. Лихачёв)
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением