Упр.71 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
71. Внимательно прочитайте текст.
I. Одно из привычных наших чувств — зависть. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем.
II И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется»». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.
III. Да уж где нам! Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, — кто?
IV. Долго, мучительно и бессильно завидовали мы Западной Европе, её широкому просвещению, её гордым правам. Теперь завидуем столь же мучительно, — и неужели столь же бессильно? — японцам: их скороспелой, но очевидной культурности, их подготовленности...
V. Завидно. Да кто же мешает нам самим завести всё такое и даже лучшее? Чиновник, что ли? Да чиновник-то откуда же взялся? Не уроженцами же луны комплектуются кадры нашего многочисленного чиновничества. Чиновник — плоть от плоти и кость от кости нашей.
VI Зависть — плод слабости и несвободы. Сильные и свободные не завидуют. И потому, если мы хотим вести существование, достойное сильного европейского народа, то нам надо перестать завидовать. Надо понять, что мы сильны. Сильнее всякого чиновника.
VII. Силён тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и сознаёт её, тот легко скуёт своё счастье. А завидовать не надо никому, — уже потому, что зависть — один из худших грехов, и ведёт к греху ещё противнейшему, — к унынию.
VIII. Унылые вопли, так же как и преждевременные дифирамбы, недостойны серьёзного и уважающего себя общества*.
(По Ф. Сологубу)
1. Выпишите: а) из абзацев 1-11 нераспространённое(ые) предложение^); б) из абзаца III словосочетание с подчинительной связью беспредложное управление; в) из абзацев III—V восклицательное(ые) предложение(ия); г) из абзацев VI—VIII предложение(ия) с составным именным сказуемым.
Выпишите:
а) из абзацев I-II нераспространённое(ые) предложение(я):
Бессильны получить.
А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше. (1-я часть является нераспространённым предложением)
б) из абзаца III словосочетание с подчинительной связью беспредложное управление:
- обиженные всеми; обиженные (кем?) всеми
- наделил благами; наделил (чем?) благами
- наделил их; наделил (кого?) их
- обделил нас; обделил (кого?) нас
- обделил благами; обделил (чем?) благами
в) из абзацев III-IV восклицательное(ые) предложение(ия):
Да уж где нам!
г) из абзацев VI-VIII предложение(ия) с составным именным сказуемым:
Зависть – плод (существительное с нулевым глаголом-связкой) слабости и несвободы.
Надо понять, что мы сильны. (краткое прилагательное с нулевым глаголом-связкой)
Сильнее (прилагательное в сравнительной степени с нулевым глаголом-связкой) всякого чиновника.
Силён (краткое прилагательное с нулевым глаголом-связкой) тот, кто хочет быть сильным. (глагол-связка + прилагательное)
А завидовать не надо никому, - уже потому, что зависть – один из худших грехов, (числительное + существительное с нулевым глаголом-связкой) и ведёт к греху ещё противнейшему, - к унынию.
Унылые вопли, так же как и преждевременные дифирамбы, недостойны (краткое прилагательное с нулевым глаголом-связкой) серьёзного и уважающего себя общества.
2. Определите тему текста.
Тема текста: зависть как чувство, недостойное человека. Автор рассуждает о том, что зависть – это признак слабости и несвободы, и призывает перестать завидовать, чтобы стать сильнее и добиться своего счастья.
3. Актуальна ли в наши дни проблема, поднятая автором более ста лет назад? Почему? Можно ли стать сильным народом, просто перестав завидовать соседям и не предаваясь унынию? Почему?
Актуальна ли в наши дни проблема, поднятая автором более ста лет назад? Почему?
Проблема зависти актуальна и в наши дни, поскольку это чувство может быть разрушительным для личности и общества. Зависть может привести к негативным эмоциям, таким как гнев, ревность и обида, которые могут мешать человеку достигать своих целей и быть счастливым.
Кроме того, зависть может способствовать социальному расслоению и неравенству, поскольку люди, испытывающие это чувство, могут стремиться к материальным благам и успеху других, вместо того чтобы сосредоточиться на собственном развитии и достижениях. Это может привести к социальной напряжённости и конфликтам.
Однако важно понимать, что зависть – это естественное чувство, которое может возникнуть у каждого человека. Важно научиться справляться с этим чувством и использовать его как мотивацию для собственного развития и достижения целей. Таким образом, проблема зависти актуальна и в наши дни, поскольку она может оказывать негативное влияние на жизнь людей и общества в целом. Однако, осознавая и работая над этой проблемой, можно преодолеть её и достичь большего счастья и успеха.
Можно ли стать сильным народом, просто перестав завидовать соседям и не предаваясь унынию? Почему?
Стать сильным народом, просто перестав завидовать соседям и не предаваясь унынию, возможно, но это не единственный фактор. Зависть и уныние могут быть симптомами более глубоких проблем, таких как социальное неравенство, экономическая нестабильность, отсутствие перспектив и возможностей для развития.
Чтобы стать сильным народом, необходимо работать над устранением этих проблем, а не только над преодолением зависти и уныния. Для этого следует развивать экономику, создавать рабочие места, улучшать систему образования и здравоохранения, а также укреплять социальную защиту и поддержку.
Кроме того, важно развивать чувство общности и солидарности среди граждан, чтобы они могли работать вместе для достижения общих целей и улучшения жизни в стране. Это может помочь преодолеть чувство зависти и уныния, поскольку люди будут видеть, что они могут внести свой вклад в общее дело и добиться положительных изменений.
Таким образом, хотя преодоление зависти и уныния может быть важным шагом на пути становлению сильного народа, это не единственный и не самый важный фактор. Необходимо работать над устранением глубинных причин этих проблем и развивать чувство общности и солидарности среди граждан.
4. Определите стиль и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Стиль текста – публицистический.
Публицистический стиль используется для воздействия на общественное мнение, массового сознания и попытки убедить в чём-либо. В тексте автор выражает активную жизненную позицию, стремится убедить читателя в том, что зависть – это чувство, недостойное человека, и призывает перестать завидовать, чтобы стать сильнее и добиться своего счастья. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность, образность и эмоциональность. В тексте используются такие языковые средства, как торжественная лексика, речевые штампы и клише, слова в переносном значении, эпитеты, метафоры и сравнения. Также в тексте много личных местоимений первого и второго лица, повелительное наклонение глагола, восклицательные предложения, обращения и вводные слова. Автор использует эти языковые средства для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме зависти, вызвать у него определённые эмоции и убедить в своей точке зрения.
Ведущий тип речи в тексте – рассуждение.
Рассуждение – это тип речи, в котором объясняются или доказываются причины явлений, свойств и событий. В тексте автор рассуждает о зависти как о чувстве, недостойном человека, и приводит аргументы в пользу того, что зависть – это признак слабости и несвободы. Автор использует логические доводы и примеры из жизни, чтобы убедить читателя в своей точке зрения. Он анализирует причины зависти и её последствия, а также предлагает способы преодоления этого чувства. Текст построен по схеме рассуждения: тезис (зависть – это чувство, недостойное человека), аргументы (зависть предполагает слабость и несвободу, зависть мешает достижению счастья), вывод (чтобы стать сильным народом, нужно перестать завидовать и унывать).
5. Напишите сочинение в формате ЕГЭ.
Зависть – это чувство, которое может быть разрушительным для личности и общества. В предложенном тексте автор рассматривает зависть как признак слабости и несвободы, утверждая, что сильные и свободные люди не завидуют.
Ф. Сологуб начинает с утверждения, что зависть – это мелкое и негодное чувство, недостойное человека с развитым самолюбием. Он подчёркивает, что зависть предполагает слабость, так как завидуют тому, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Автор приводит примеры того, как люди могут завидовать другим, у которых есть то, чего у них нет, и как это может привести к унынию и бессилию.
Далее Сологуб рассуждает о том, что зависть может быть напрасной. Он приводит пословицу «В чужих руках ломоть больше кажется», подчёркивая, что то, чему мы завидуем, может быть не таким уж великим, и что нам никто не мешает обзавестись таким же или даже лучшим.
Сологуб также отмечает, что зависть может быть связана с чувством обиды и несправедливости. Он приводит примеры того, как люди могут завидовать другим, считая, что те были наделены благами несправедливо.
В заключение автор утверждает, что зависть – это плоть от плоти и кость от плода слабости и несвободы. Он призывает людей перестать завидовать и понять, что они сильны и могут достичь всего, чего захотят.
Моя позиция по этому вопросу заключается в том, что зависть действительно может быть разрушительной для личности и общества. Я согласна с Ф. Сологубом в том, что зависть предполагает слабость и несвободу, и что сильные и свободные люди не завидуют. Я также считаю, что зависть может привести к негативным эмоциям, таким как гнев, ревность и обида, которые могут мешать человеку достигать своих целей и быть счастливым.
Однако я также считаю, что зависть может быть мотивирующим фактором, который может побудить человека к действию и достижению своих целей. Например, человек может завидовать успеху другого и использовать это как мотивацию для собственного развития и достижения успеха.
В целом, я считаю, что зависть – это сложное чувство, которое может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Важно научиться справляться с этим чувством и использовать его как мотивацию для собственного развития и достижения целей.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением