Упр.68 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
68. Прочитайте текст. Что такое «второе южнославянское влияние»? С чем оно связано? Почему его называют именно «вторым»?
Определите стиль и ведущий тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
В русском (великорусском) языке старшего периода, то есть в XIII—XVI веках, продолжалось сложное взаимодействие двух форм литературного языка. Это взаимодействие было противоречивым. С одной стороны, контраст между книжно-славянской формой литературного языка и народно-русской увеличился: один претерпел значительные изменения, следуя за живым разговорным языком, другой, книжно-славянский, хотя и развивался, но более медленно и скупо. Так называемое второе южнославянское влияние1 в XV-XVI веках, в свою очередь, усилило отъединение книжно-славянской разновидности литературного языка от народно-русской. С другой стороны, непрерывно шёл противоположный процесс — взаимодействие между
этими разновидностями литературного языка. Он осложнялся влиянием на ту и другую разновидность разговорно-бытовой речи. В результате этого взаимодействия возникали такие яркие памятники языка, как переписка Ивана Грозного с князем Курбским, замечательное «Житие протопопа Аввакума» и другие.
В эпохи разграничения совершенствовалась способность каждой из двух языковых систем выполнять свои специфические задачи. Например, в эпоху второго южнославянского влияния обогатилась экспрессивно-эмоциональная сторона книжной речи и способность её выражать сложные отвлечённые понятия, расширилась возможность3 создавать сложные синтаксические построения для передачи сложных смысловых связей между предложениями и т. д. В эпохи сближения подготовлялась возможность слияния этих двух систем в одно целостное, хотя функционально расчленённое языковое единство. Однако, как правило, сочетание двух языковых систем достигалось до конца XVII века не их синтезом и слиянием, а вставкой, включением одной в другую, их чередованием в тексте в зависимости от функции каждой части текста.
(М. Панов)
Прочитайте текст. Что такое «второе южнославянское влияние»? С чем оно связано?
Согласно тексту, «Второе южнославянское влияние»- это процесс, который усилил разделение между книжно-славянской и народно-русской формами литературного языка в ХІІІ-ХІ веках. Это влияние связано с развитием книжно-славянского языка, который, хотя и развивался медленно и скупо, стал более отличным от народно-русского языка.
Иначе говоря, «Второе южнославянское влияние» относится к периоду, когда книжно-славянский язык, используемый в письменной и литературной деятельности, начал более значительно отличаться от народно-русского языка, используемого в повседневной речи. Это отличие привело к созданию таких ярких памятников языка, как переписка Ивана Грозного с князем Курбским и «Житие протопопа Аввакума».
Почему его называют именно «вторым»?
Оно называется «вторым», поскольку первое южнославянское влияние – это собственно создание русской письменности и формирование русской книжной традиции, происходившее в период Кирилла и Мефодия.
Определите стиль и ведущий тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
Стиль речи – научный.
Научный стиль речи характеризуется логичностью, точностью, объективностью и последовательностью изложения. В тексте используются термины, абстрактные понятия, сложные синтаксические конструкции. Автор стремится к объективности и точности в изложении фактов и явлений, а также к логической последовательности в развитии мысли.
В тексте присутствуют следующие признаки научного стиля:
- термины: книжно-славянская форма литературного языка, народно-русская форма, второе южнославянское влияние.
- абстрактные понятия: взаимодействие, разграничение, сближение.
- сложные синтаксические конструкции: «В эпохи разграничения
совершенствовалась способность каждой из двух языковых систем выполнять свои специфические задачи».
Также в тексте используются логические связки и союзы, которые помогают автору последовательно излагать свои мысли и делать выводы.
Ведущий тип речи – рассуждение.
Рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, который используется для объяснения, доказательства или опровержения какой-либо мысли. В тексте автор рассуждает о взаимодействии книжно-славянской и народно-русской форм литературного языка в XIII-XVI веках, о влиянии второго южнославянского влияния на это взаимодействие, о развитии этих форм и их взаимодействии.
В тексте присутствуют следующие признаки рассуждения:
1) Тезис: «В русском (великорусском) языке старшего периода, то есть в ХІІІ-ХVІ веках, продолжалось сложное взаимодействие двух форм литературного языка».
2) Аргументы: «С одной стороны, контраст между книжно-славянской формой литературного языка и народно-русской увеличился: один претерпел значительные изменения, следуя за живым разговорным языком, другой, книжно-славянский, хотя и развивался, но более медленно и скупо. Так называемое второе южнославянское влияние в XV-XVI веках, в свою очередь, усилило отъединение книжно-славянской разновидности литературного языка от народно-русской».
3) Вывод: «В эпохи разграничения совершенствовалась способность каждой из двух языковых систем выполнять свои специфические задачи. Например, в эпоху второго южнославянского влияния обогатилась экспрессивно-эмоциональная сторона книжной речи и способность её выражать сложные отвлечённые понятия, расширилась возможность создавать сложные синтаксические построения для передачи сложных смысловых связей между предложениями и т. д. В эпохи сближения подготовлялась возможность слияния этих двух систем в одно целостное, хотя функционально расчленённое языковое единство».
Фонетический анализ слова:
Влияние
1. Влияние – вли-я-ни-е (4 слога; 2-й слог ударный).
2. Влияние – [вл’иэй’ан’ий’э]
3. В слове 7 букв: 4 гласных и 3 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
в – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
и – [иэ]: гласный, безударный
я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[а]: гласный, ударный
н – [н’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
и – [и]: гласный, безударный
е – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[э]: гласный, безударный
5. В слове 9 звуков: 4 гласных и 5 согласных.
Гласная буква я после другого гласного образует два звука.
Гласная буква е после другого гласного образует два звука.
Морфологический анализ слова:
Возможность
1. Возможность – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: возможность.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- женский род
- 3 склонение
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- именительный падеж
5. В предложении является подлежащим (есть что?) возможность).
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением