Упр.63 ГДЗ Рыбченкова Александрова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2017)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова 8 класс, Просвещение:
Прослушайте фрагменты очерка В. Распутина «Байкал, Байкал...». Как вы думаете, какую речевую задачу решает автор текста? Прочитайте текст.
«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещённых было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других — эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное». <...>
Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить. Теперь мы стали иными. И всё-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не под берёзкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия...
Байкал созд..н, как венец и тайна пр. .роды, не для производстве(н, нн)ых потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него (в)волю воду, главное и бесце(н, нн)ое его богатство, любоваться его д..ржавной красотой и дышать его зап..ведным воздухом. Он (н..)когда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота (не)погубле(н, нн)ой, воздух незасорё(н, нн)ым, а жизнь в нём и во- круг него — (не)испорченной.
Это прежде всего необходимо нам.
Байкал, Байкал...
Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое.
Речевая задача, которую решает автор текста: убедить читателей в том, что человек в ответе за чистоту и сохранность природы.
1. К чему призывает автор очерка? На какую проблему обращает внимание читателей?
Автор очерка призывает к бережному, заботливому отношению к Байкалу.
В. Распутин обращает внимание на экологическую проблему – проблему чистоты и сохранности Байкала.
2. Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие принадлежность текста к публицистическому стилю.
Примеры, иллюстрирующие принадлежность текста к публицистическому стилю:
- речевые клише: моральное состояние, производственные потребности;
- фразеологизмы: с незапамятных времён, возвращать сторицей, денно и нощно, брала оторопь;
- разговорная лексика: вволю, для надобности, батюшкой;
- местоимения и наречия с собирательным значением: всякий, всегда, все мы;
- эпитеты: величественной, неземной тайной и красотой; в рзумных рамках;
- метафора: «равнодушная» природа; глядит душами умерших и неродившихся; равнодушную руку; бесценное богатство; державной красотой; заповедным воздухом;
- олицетворение: она [природа] глядит;
- восклицательные предложения: И всё-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не гад берёзкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?!
3. Перепишите 3-й абзац, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг – неиспорченной.
Перепишите, обозначая границы предложений знаками препинания и расставляя необходимые знаки препинания внутри предложений.
Лосёнок Мишка за три года превратился в большого сильного лося он был совсем ручной и ходил без привязи по лесу как-то с ним произошла история забавная и поучительная однажды Даша пустила телёнка гулять на поляну а сама села под дерево читать книгу вдруг из кустов выбежал волк и прямо к телёнку беда что делать откуда ни возьмись Мишка он бросился на волка и изо всей силы ударил его ногой волк так и покатился по траве Мишка за ним набросился на волка и ударил ещё раз из того и дух вон. (В.Звегинцев)
Что являлось для вас ориентиром при выделении отдельных предложений?
Ориентиром при выделении отдельных предложений является смысловая и интонационная законченность.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением