Упр.59 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 59.1 Запишите отрывок, объясните знаки препинания. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому).(1)«Неподражаемый, бессмертный...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
59.1 Запишите отрывок, объясните знаки препинания. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому).
(1)«Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» показал себя одним из немногих в пору действительно глубоких исторических мыслителей. (2)Незадолго до смерти Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство». (З)Россия, только что пережившая бурное время петровских преобразований, менее всего была склонна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой. (4)Учиться у западных соседей, безусловно, было необходимо. (5)Но учиться — полагаясь на «своё разумение», на свои ресурсы, учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития. (б)Только такое ученье могло быть плодотворным, ибо и сама Россия несла с собою уникальные ценности в сокровищницу мировой культуры. Не было в середине XVIII века другого поэта, который бы так же страстно, убеждённо и талантливо, как Ломоносов, отстаивал в своих стихах эту истину.
(Е. Лебедев)
Запишите отрывок, объясните знаки препинания.
(1) «Неподражаемый, (запятая между однородными определениями) бессмертный Ломоносов» показал себя одним из немногих в пору действительно глубоких исторических мыслителей.
(2) Незадолго до смерти Ломоносов писал: «За то терплю, (запятая разделяет части сложного предложения) что стараюсь защитить труды Петра Великого, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы выучились россияне, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы показали своё достоинство». (прямая речь; после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки)
(3) Россия, (запятой выделяется причастный оборот) только что пережившая бурное время петровских преобразований, (запятой выделяется причастный оборот) менее всего была склонна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой.
(4) Учиться у западных соседей, (запятой выделяется вводное слово) безусловно, (запятой выделяется вводное слово) было необходимо.
(5) Но учиться – (тире перед частью предложения, вставленной с целью пояснения или дополнения информации) полагаясь на «своё разумение», (запятая между однородными дополнениями) на свои ресурсы, (запятая между однородными деепричастными оборотам) учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития.
(6) Только такое ученье могло быть плодотворным, (запятая разделяет части сложного предложения) ибо и сама Россия несла с собою уникальные ценности в сокровищницу мировой культуры. Не было в середине XVIII века другого поэта, (запятая разделяет части сложного предложения) который бы так же страстно, (запятая между однородными обстоятельствами) убеждённо и талантливо, (запятой выделяется сравнительный оборот) как Ломоносов, (запятой выделяется сравнительный оборот) отстаивал в своих стихах эту истину.
Выпишите ключевые слова.
Ключевые слова: Ломоносов, исторические мыслители, Пётр Великий, Россия, Европа, обучение, уникальность, культура.
Подготовьтесь к изложению.
Для того, чтобы подготовиться к изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: вклад Ломоносова в развитие русской культуры.
Основная мысль: «России следует учиться у западных соседей, полагаясь на «своё разумение» и учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития.
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: Ломоносов, исторические мыслители, Пётр Великий, Россия, Европа, обучение, уникальность, культура.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 1 абзац.
План текста:
1. Роль Ломоносова как исторического мыслителя.
2. Стремление Ломоносова защитить труды Петра Великого.
3. Необходимость учиться у Запада, полагаясь на собственное разумение.
4. Уникальные ценности России для мировой культуры.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: научно-популярный.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Объясните значение слов уникальный, сокровищница.
Уникальный – единственный в своём роде, неповторимый, существующий в одном экземпляре.
Сокровищница – 1. Место, где хранятся сокровища. 2. (перен.) Сосредоточение чего-либо очень ценного.
3. Какое слово является стилистически окрашенным?
а) ценности
б) ибо
в) необходимо
г) чтобы
а) ценности (нейтральное, общеупотребительное)
б) ибо (книжное, устаревшее)
в) необходимо (нейтральное, общеупотребительное)
г) чтобы (нейтральное, общеупотребительное)
Ответ: слово б) ибо имеет стилистическую окраску.
4. Выпишите из предложения 4 вводное слово.
(4) Учиться у западных соседей, безусловно, было необходимо.
Вводное слово: безусловно.
5. Замените в предложении 3 причастный оборот придаточным определительным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
(3) Россия, только что пережившая бурное время петровских преобразований, менее всего была склонна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой.
Заменим причастный оборот придаточным определительным предложением:
Россия, которая только что пережила бурное время петровских преобразований, менее всего была склонна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой.
Сравним синонимичные конструкции:
При замене причастного оборота придаточным определительным предложением смысл предложения не изменяется.
6. Сколько грамматических основ в предложении, которое является высказыванием Ломоносова?
(2) «[За то терплю]1, (что стараюсь защитить труды Петра Великого)2, (чтобы выучились россияне)3, (чтобы показали своё достоинство)4».
В данном предложении 4 грамматические основы.
7. Найдите средства языковой выразительности (оценочную лексику, лексические повторы, эпитеты, вводное слово, цитирование, ряды однородных членов).
Оценочная лексика:
- неподражаемый
- бессмертный
- действительно
- ибо
- безусловно
- уникальные
- сокровищница
- отстаивал
- страстно
- убеждённо
- талантливо
Лексические повторы:
- учиться
- учение
Эпитеты:
- неподражаемый, бессмертный (Ломоносов)
- глубокий исторический (мыслитель)
- уникальные (ценности)
- западные (соседи)
- внутренняя (логика)
- плодотворное (ученье)
- бурное (время)
Вводное слово:
- безусловно
Цитирование:
- «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство».
Ряды однородных членов:
- неподражаемый, бессмертный Ломоносов
- полагаясь на своё разумение, на свои ресурсы
- учитывая насущные потребности и внутреннюю логику
- так же страстно, убеждённо и талантливо отстаивал
8. Найдите языковые средства, с помощью которых отдельные предложения становятся частью единого целого (однотематическую лексику, лексические повторы, однокоренные слова, местоимения, частицу, вводное слово).
Лексические повторы:
- учиться
- Россия
- Ломоносов
Однотематическая лексика:
- Ломоносов
- мыслитель
- труды
- учиться
- истина
Однокоренные слова:
- учиться – учение – выучились
Вводное слово:
- безусловно
Местоимения:
- себя
- своего
- с собой
Частица:
- бы
9. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «М. В. Ломоносов — великий сын России», «Цитирование и его роль в тексте», «Какова роль сложных предложений».
Изложение
Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся деятелем эпохи Просвещения. Незадолго до смерти он писал о защите трудов Петра Великого и необходимости обучения россиян.
Россия после петровских преобразований не испытывала чувства неполноценности перед Европой. Учиться у западных соседей было необходимо, не делать это нужно было, опираясь на собственные ресурсы и учитывая внутренние потребности развития.
Ломоносов был одним из немногих глубоких исторических мыслителей своего времени. Он отстаивал идею о том, что Россия обладает уникальными ценностями и может внести свой вклад в мировую культуру.
Сочинение
М.В. Ломоносов – великий сын России
Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся учёный, который внёс огромный вклад в развитие многих областей науки и культуры. Он родился в 1711 году в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово) Архангельской губернии. С детства Ломоносов проявлял интерес к наукам и литературе. В 1730 году он отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Затем Ломоносов продолжил обучение в Германии, где изучал физику, химию, философию и другие науки.
Вернувшись в Россию, Ломоносов начал активную научную и педагогическую деятельность. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя. Также Ломоносов внёс значительный вклад в развитие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других наук. Он написал множество научных работ, которые оказали большое влияние на развитие науки в России и за её пределами.
Кроме того, Ломоносов был выдающимся поэтом и филологом. Он реформировал русский литературный язык, сделав его более доступным и понятным для широких слоёв населения. Ломоносов также переводил на русский язык произведения зарубежных авторов, что способствовало развитию русской литературы.
Михаил Васильевич Ломоносов прожил яркую и насыщенную жизнь. Он оставил после себя огромное наследие, которое до сих пор остаётся актуальным и востребованным. Ломоносов – это символ русской науки и культуры, пример того, как талант, труд и упорство могут привести к великим достижениям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением