Параграф 1 ГДЗ Мединский Торкунов 11 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 11 класс, Просвещение:
Глава I. СССР в 1945-1991 гг.
Какие ключевые события в отечественной истории происходили в 1945—1991 гг.? Какие из них имели значение во всемирном масштабе?
1945 – Завершение Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Победа СССР над нацистской Германией, освобождение Европы от фашизма. СССР утвердился как одна из ведущих мировых держав, сыграв решающую роль в формировании послевоенного порядка.
1949 – Создание атомного оружия в СССР. СССР провёл первое успешное испытание атомной бомбы, что завершило монополию США на ядерное оружие и начало гонку вооружений между двумя сверхдержавами.
1955 – Создание Варшавского договора. Организация стран Восточного блока стала ответом на создание НАТО и символом разделения мира на два лагеря — социалистический и капиталистический.
1957 – Запуск первого искусственного спутника Земли «Спутник-1». Это событие стало началом космической эры и продемонстрировало технологическое лидерство СССР, что также подтолкнуло США к развитию космических программ.
1961 – Первый полёт человека в космос. Полёт Юрия Гагарина стал историческим событием, символизирующим достижения советской науки и техники, и усилил престиж СССР на мировой арене.
1962 – Карибский кризис. Столкновение СССР и США из-за размещения советских ракет на Кубе поставило мир на грань ядерной войны. Это событие подчеркнуло необходимость ограничения гонки вооружений и контроля над ядерным оружием.
1968 – Ввод войск Варшавского договора в Чехословакию. Подавление Пражской весны продемонстрировало решимость СССР сохранять контроль над социалистическим лагерем, но также привело к обострению отношений с рядом социалистических стран и Западом.
1979 – Ввод советских войск в Афганистан. Война в Афганистане стала затяжным конфликтом, который истощил ресурсы СССР, вызвал недовольство среди граждан и подорвал международный имидж страны.
1985 – Начало политики перестройки и гласности. Михаил Горбачёв начал масштабные реформы, направленные на демократизацию общества, обновление экономики и улучшение отношений с Западом.
1986 – Чернобыльская катастрофа. Взрыв на Чернобыльской АЭС стал крупнейшей техногенной катастрофой XX века, затронувшей не только СССР, но и многие страны Европы. Это событие показало проблемы советской системы управления и привлекло внимание к вопросам безопасности ядерной энергетики.
1989 – Вывод советских войск из Афганистана и падение Берлинской стены. Эти события стали символом завершения холодной войны и ослабления влияния СССР в Восточной Европе, где начались демократические преобразования.
1991 – Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Распад СССР стал крупнейшим геополитическим событием конца XX века, приведшим к значительным изменениям на политической карте мира и завершению холодной войны.
§ 1. Восстановление и развитие экономики и социальной сферы
Как Советскому Союзу в короткие сроки удалось восстановить хозяйство и экономику?
После войны экономика СССР вынужденно сохраняла мобилизационный характер. Благодаря неимоверному напряжению сил всего общества удалось достаточно быстро восстановить промышленность и потребительский рынок, наладить снабжение городов основными продуктами питания. Возрождались из руин города.
1. Какие ожидания преобладали в советском обществе после окончания Великой Отечественной войны? Оправдались ли они?
Люди, в годы войны напряжённо трудившиеся в условиях мобилизационной экономики, ожидали послаблений и улучшения качества жизни. Но начавшееся противостояние СССР и Западного блока потребовало форсированного восстановления в первую очередь тяжёлой промышленности. Последствия войны были ужасными. Засуха и неурожай, разразившиеся в 1946 г., стали причиной голода в ряде западных районов страны, в Поволжье и Центрально-Чернозёмной зоне. Миллионы вдов напряжённо работали на заводах и в колхозах. Множество людей осталось без крова и жило в землянках
2. В каких районах СССР после окончания Великой Отечественной войны продолжали орудовать пособники нацистов? Как с ними боролось государство?
Продолжалась беспощадная борьба с пособниками нацистов — прибалтийскими «лесными братьями», бандеровцами, членами Украинской повстанческой армии (УПА)1. Националисты, используя террористические методы, нападали на военных и милиционеров, убивали семьи советских активистов, учителей, медиков, запугивали сельское население в западных районах СССР. После 1945 г. на территории Западной Украины и в Прибалтике жертвами бандеровцев и «лесных братьев» стали десятки тысяч людей. Борьба с националистическим подпольем закончилась его полной ликвидацией в начале 1950-х гг.
Выясните, какой урон был нанесён оккупантами вашему региону в годы Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны Урал не подвергался оккупации и не стал зоной активных боевых действий. Наоборот, он служил мощной тыловой базой СССР, куда эвакуировали множество заводов, фабрик и целые институты из западных регионов страны, захваченных врагом. В результате Урал стал основным промышленным центром, обеспечивающим фронт вооружением, боеприпасами, танками и другой техникой.
Какие потери понёс СССР в результате Великой Отечественной войны?
В годы войны было убито и замучено, умерло от голода более 26,6 млн человек. Страна лишилась около трети своего национального достояния. Тысячи городов и десятки тысяч деревень были превращены в развалины или полностью уничтожены. Миллионы гектаров некогда плодородной земли были усеяны минами и заросли сорняком. Во время оккупации и отступления враги взорвали тысячи мостов, уничтожили 6 тыс. больниц, разграбили и сожгли исторические дворцы около Ленинграда, осквернили усадьбы А. Пушкина, Л. Толстого, сотни музеев. В развалинах лежали древнерусские храмы в Новгороде и Пскове. В Германию были вывезены бесчисленные культурные ценности из музейных хранилищ, включая знаменитую Янтарную комнату в Царском Селе. Проблема реституции (возвращения культурных ценностей) актуальна для нашей страны до сих пор.
Опишите эмоции людей, изображённых на картине.
Смотря на эту картину, можно сказать, что вся семья очень рада видеть бойца, который вернулся с фронта. Они счастливы, возможно даже плачут от счастья.
Почему после Великой Отечественной войны государство уделяло большое внимание воспитанию детей-сирот?
После Великой Отечественной войны в СССР оказалось множество детей-сирот, потерявших родителей на фронте или в оккупации. Государство уделяло особое внимание их воспитанию, чтобы обеспечить им заботу, образование и патриотическое воспитание, а также подготовить их к самостоятельной жизни. Дети считались важной частью будущего страны, и забота о них рассматривалась как вклад в восстановление и укрепление СССР.
С какими проблемами сталкивались демобилизованные?
Они сталкивались с массой бытовых проблем: отсутствием нормального жилья и работы, нехваткой продуктов и медикаментов. Среди демобилизованных была высокая смертность — это стало прямым следствием увечий, ран и огромного нервного и физического перенапряжения военных лет.
Какие меры предпринимало государство для помощи демобилизованным?
Государство старалось обеспечить им медицинский уход и трудоустройство. Они получали пенсии, путёвки в санатории, для них организовывались интернаты и дома инвалидов. Основная масса фронтовиков достаточно быстро перестроилась на мирную жизнь.
Какой по счёту пятилетке посвящён данный плакат?
В марте 1946 г. был принят IV пятилетний план на период 1946 —1950 гг., предусматривающий рост довоенных объёмов промышленности на 38 %.
Какие отрасли народного хозяйства подлежали восстановлению в первую очередь?
- Машиностроение
- Транспорт
- Добывающая промышленность
- Сельское хозяйство
Как вы считаете, может ли данная фотография служить отражением демографической ситуации, сложившейся в СССР в годы Великой Отечественной войны?
Я думаю, эта фотография может служить отражением демографической ситуации. Военные потери привели к резкому сокращению количества мужчин. В начале 1950-х гг. мужчины составляли 44 %, женщины — 56 % населения.
Вспомните, когда в России впервые появились министерства. Когда они были ликвидированы?
Министерства в России впервые появились в 1802 году по указу императора Александра I, заменив прежние коллегии для более эффективного управления. Они были ликвидированы после Октябрьской революции 1917 года, когда советское правительство создало вместо них народные комиссариаты.
Как долго США обладали ядерной монополией?
США были ядерной монополией 3 года – с 1945 года по 1949 год. В 1949 году в СССР были проведены испытания ядерной бомбы.
1. Приведите примеры перехода трудового законодательства на мирные рельсы.
Летом 1945 г. были возобновлены отпуска; отменены обязательные сверхурочные работы; возвращён 8-часовой рабочий день. Начиная с 1947 г. стала увеличиваться заработная плата рабочим и служащим. В 1949 г. был введён обязательный медицинский осмотр для всех занятых на предприятиях с вредным производством. Для матерей, ухаживавших за младенцами, сохранялся непрерывный трудовой стаж. В глазах трудящихся эти меры наглядно подтверждали права советских граждан, гарантированные Конституцией СССР.
2. С помощью тезисов сформулируйте задачи пятилетнего плана 1946—1950 гг.
И. Сталин так охарактеризовал задачи послевоенной пятилетки: «Восстановить пострадавшие районы, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень».
В каком художественном стиле создано данное произведение? Отражает ли оно реальное состояние сельского хозяйства после Великой Отечественной войны?
Данное произведение создано в спине советского реализма. Данный стиль предполагает прославление СССР. произведение не отражает реального состояния сельского хозяйства, потому что после ВОВ состояние сельского хозяйства было плачевным.
Чем усугублялось послевоенное состояние сельского хозяйства?
Серьёзно усугубила ситуацию засуха 1946 г., охватившая многие районы — традиционные производители зерна.
Сколько дореформенных рублей составляла данная банкнота?
Данная банкнота составляла 25 дореформенных рублей, так как суммы до 3 000 рублей рассчитывались в соотношении 1:1.
Как вы думаете, что символизирует стиль, в котором построено здание, изображённое на фотографии?
Стиль сталинских высоток символизирует мощь, амбиции и величие Советского Союза, стремившегося продемонстрировать свою силу и успехи в послевоенное время. Величественные формы и сочетание классических и готических элементов выражают идею процветающего социалистического государства.
Почему СССР отказался вступать в международные финансовые организации?
В интересах сохранения стабильной и независимой финансовой системы СССР отказался вступать в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
1. Охарактеризуйте послевоенное состояние народного хозяйства СССР.
Народное хозяйство находилось в тяжёлом положении — значительная часть заводов, инфраструктуры и сельского хозяйства была разрушена. Производственные мощности упали, не хватало ресурсов и рабочих рук.
2. Какие приоритеты стояли перед СССР после Великой Отечественной войны? Какими ресурсами располагала страна?
Основными приоритетами были восстановление разрушенной экономики, развитие тяжёлой промышленности, восстановление сельского хозяйства и поддержка обороноспособности. СССР располагал природными ресурсами, включая нефть, газ, уголь, а также мобилизационными возможностями и плановой экономикой.
3. Каковы были демографические последствия войны для СССР? Как они проявились в будущем? Подумайте, проявляются ли они сегодня.
Война привела к значительным людским потерям, особенно среди молодых мужчин, что вызвало дефицит рабочей силы и замедлило демографический рост. Эти последствия отразились на населении в будущем и влияют на демографическую структуру и сегодня.
4. Какое значение для населения имела отмена карточной системы? С какой целью была проведена денежная реформа 1947 г.? Как вы можете оценить её результаты? Вспомните другие денежные реформы в истории нашей страны. Какие цели они преследовали?
Отмена карточной системы улучшила доступ населения к продуктам. Денежная реформа стабилизировала экономику, но обесценила сбережения. Аналогичные реформы проводились в 1922 и 1991 годах, чтобы снизить инфляцию и укрепить финансовую систему.
5. В дополнительных источниках информации выясните, каким странам Европы СССР оказывал помощь в послевоенном восстановлении хозяйства и экономики.
СССР оказывал помощь странам Восточной Европы, таким как Польша, Чехословакия и ГДР, помогая в восстановлении их экономик и влияя на их политическое устройство.
6. Выясните, какие предприятия были восстановлены или построены в вашем регионе во время IV пятилетки. сообщение на тему «Героизм послевоенного восстановления экономики на примере нашего края». Представьте его перед одноклассниками.
После Великой Отечественной войны Урал сыграл ключевую роль в восстановлении экономики СССР, проявив героизм и самоотверженность на всех уровнях. Регион уже был крупнейшим индустриальным центром страны, но после войны он столкнулся с ещё большими вызовами. Разрушенные предприятия, нехватка рабочей силы и истощённые ресурсы требовали огромных усилий. Жители Урала, многие из которых вернулись с фронта, активно включились в работу по восстановлению заводов и фабрик. Они трудились по 12-14 часов в условиях нехватки оборудования и материалов, при этом помогая возрождать не только свою промышленность, но и снабжать другие регионы страны. В кратчайшие сроки на Урале были восстановлены ключевые производства, такие как металлургические и машиностроительные заводы, что позволило обеспечить страну необходимыми материалами для возрождения разрушенной экономики.
7*. Существует следующая точка зрения: «Правительство СССР сделало всё возможное для преодоления трудностей и проблем развития советского общества в послевоенное время». Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения.
Правительство СССР разработало и осуществило Четвёртую пятилетку, направленную на восстановление разрушенных заводов и инфраструктуры. Были выделены значительные ресурсы и приняты меры по мобилизации трудящихся, что позволило СССР достичь довоенного уровня производства в кратчайшие сроки.
Несмотря на трудности, правительство не только восстановило, но и улучшило систему образования и здравоохранения, подготовив кадры для промышленности и науки. Это способствовало модернизации и технологическому развитию страны в долгосрочной перспективе.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности.
1) испытание советской атомной бомбы — 1949 г
2) начало IV пятилетнего плана — 1946 г
3) денежная реформа — 1947 г
Ответ: 2, 3, 1
Раскройте смысл понятия «реституции». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие.
Реституция — это возвращение имущества или компенсация за ущерб, нанесённый во время войны или конфликта, его первоначальному владельцу.
Примером реституции является возвращение культурных ценностей и произведений искусства Советскому Союзу после Второй мировой войны, которые были вывезены нацистами из оккупированных территорий.
Прочитайте отрывок из речи И. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы (9 февраля 1946 г.). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Какие из планов развития народного хозяйства, сформулированные Сталиным, были краткосрочными, а какие — долгосрочными?
Краткосрочные планы включают восстановление пострадавших районов, восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства, отмену карточной системы, расширение производства предметов потребления и повышение уровня жизни.
Долгосрочные планы предполагают значительное увеличение уровня промышленности, в том числе втрое по сравнению с довоенным уровнем, и создание условий для устойчивого развития народного хозяйства.
2. Сколько времени он отводил на достижение краткосрочных планов развития?
Сталин рассчитывал на их выполнение в ближайшее время, ориентируясь на реализацию в одной пятилетке
3. Какие определяются минимальные сроки достижения долгосрочных планов развития советского народного хозяйства?
Для достижения долгосрочных целей отводилось три пятилетки или более.
4. О развитии каких отраслей промышленности говорится в документе?
Упоминается развитие промышленности в целом, с акцентом на производство товаров широкого потребления, а также создание научно-исследовательских институтов.
5. Предположите, о каких «случайностях» говорит Сталин.
Под «случайностями» Сталин, вероятно, имел в виду угрозу новых войн или международных конфликтов. Увеличение промышленного потенциала рассматривалось как способ повысить обороноспособность страны.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2—3 аргументами.
После войны экономика СССР вынужденно сохраняла мобилизационный характер. Благодаря неимоверному напряжению сил всего общества удалось достаточно быстро восстановить промышленность и потребительский рынок, наладить снабжение городов основными продуктами питания. Возрождались из руин города.
Похожие решебники
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением