Параграф 1 ГДЗ Андреев Ляшенко 8 класс (История)

Изображение Глава I. Рождение Российской империи§1. Борьба за власть в конце XVIII в.Почему царевна Софья и ее сторонники проиграли борьбу за власть?Софью не поддерживало...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Ляшенко, Артасов 8 класс, Дрофа:
Глава I. Рождение Российской империи
§1. Борьба за власть в конце XVIII в.
Почему царевна Софья и ее сторонники проиграли борьбу за власть?
Софью не поддерживало население, боярство и духовенство. Они были на стороне Петра. И даже стрельцы перешли на его сторону.
Используя картину и текст параграфа, расскажите о Стрелецком бунте 1682 г.?
15 мая 1682 г. стрельцы двинулись в Кремль. Сторонники Петра попытались успокоить восставших: на Красное крыльцо дворца вывели живого и невредимого Ивана, а с ним царя Петра и царицу Наталью Кирилловну. Вместе с царским семейством на крыльцо вышел вернувшийся из ссылки боярин А. С. Матвеев, появление которого должно было сильно укрепить позиции неопытных Нарышкиных. Но было уже поздно. Началась расправа над «изменниками». Первым был брошен на стрелецкие копья А. С. Матвеев. Погиб боярин М. Ю. Долгорукий, стоявший во главе Стрелецкого приказа. Растерзаны были ещё несколько человек из клана Нарышкиных. Стрельцы не упустили случая поквитаться и со своими недругами. Был убит воевода князь Г. Г. Ромодановский, командующий русской армией под Чигирином. Ему припомнили, что в боях он «не берёг стрельцов».
Расправы напугали бояр и патриарха Иоакима. Они приняли требования стрельцов, за которыми в действительности стояли царевна Софья и её сторонники. В итоге царями были провозглашены оба брата - старший Иван V и младший Пётр I. До совершеннолетия царей правительницей (регентшей) стала Софья (1682-1689).
1. Назовите причины Стрелецкого бунта 1682 г.
Софья и её сторонники воспользовались недовольством стрельцов, связанным с ухудшением их положения и злоупотреблениями стрелецких полковников. Волнения стрельцов начались ещё до смерти царя Фёдора. Нарышкины, оказавшись у власти, не придали им большого значения.
В среде стрельцов были распространены слухи, что царевича Ивана незаконно лишили престола, что Нарышкины вместе с боярами-изменниками хотят его извести. Стрельцы быстро смекнули, что восстановление «справедливости» улучшит их положение.
2. Почему требования стрельцов были удовлетворены?
Требования стрельцов были удовлетворены, потому что бояре и патриарх Иоаким испугались расправы.
1. Почему события лета 1682 г. получили название «хованщина»?
Софья боялась стрельцов, которые угрожали очередным бунтом и требовали наград и привилегий. Свою игру вёл и новый глава Стрелецкого приказа князь И. А. Хованский, популярный среди стрельцов-старообрядцев. Именно его имя дало название периоду, который последовал после майского восстания до осени 1682 г., «хованщина».
2. Каковы итоги «хованщины»?
Лишившись покровителя, стрельцы не на шутку испугались, распечатали арсеналы и, выкатив пушки, сели в осаду. Их неповиновение царям и правительнице было налицо. Впрочем, серьёзно сражаться они были не готовы. Последовала капитуляция стрельцов, их покаяние, наказание и прощение. Стрельцы из «надворной пехоты» вновь превратились в обычное войско. «Хованщина» закончилась.
Какие черты характера Софьи передает изображение?
Изображение передает злобу Софьи, ее нечистые намерения. Она выгладит отталкивающе.
1. Каким образом Софья пыталась укрепить своё положение на троне?
Одно из самых значимых достижений Софьи - открытие в 1687 г. в Москве первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии. Одним из способов упрочения власти правительницы должна была стать успешная внешняя политика.
2. Какое значение для России имел «Вечный мир» с Польшей?
«Вечный мир» дорого обошёлся стране. Взамен Россия должна была разорвать подписанный Бахчисарайский договор с Турцией и Крымом и присоединиться к антитурецкому союзу, который составили Австрия, Венеция и Речь Посполитая.
1. Назовите имена реформаторов последней трети XVII столетия. Каковы были их основные идеи?
Уже в правление Алексея Михайловича начались перемены, которые превращали XVII столетие в последний век русского Средневековья. При Фёдоре Алексеевиче началась полоса умеренных реформ, без решительного разрыва с прошлым, с ориентацией на польскую католическую культуру.
2. Охарактеризуйте состояние России накануне Петровского времени.
В России накануне Петровского времени уже были проведены некоторые реформы, способствовавшие дальнейшим преобразованиям. Также у людей был страх новизны.
1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких событиях конца XVII в. идёт речь в высказывании историка? Почему Софья должна была отдать власть Петру?
В высказывании историка речь идет о регентстве Софьи, а также Стрелецких бунтах 1682 и 1689 гг. Софья должна была отдать власть Петру, потому что он был наследником престола, а она – лишь регент при нем и Иване.
2. Почему в 1682 г. обострилась борьба за власть? Кто участвовал в этой борьбе?
Борьба за власть обострилась, потому что в 1682 году Петра провозгласили царем. Воцарение Петра обрекало Милославских и их сторонников на вторые роли. Но подобная участь многих не устраивала. В борьбе за власть участвовали Милославские и Нарышкины.
3. Сравните Стрелецкие бунты 1682 и 1689 гг. Назовите общие черты и различия.
Общие черты:
• Причинами были стремление отстранить Петра от власти
• В результате не удалось отстранить Петра от власти
• Оба восстания были инициированы Софьей
Различия:
• В результате восстания 1682 года требования стрельцов были удовлетворены, а в 1689 году – стрельцы перешли на сторону царя
• После первого восстания Софья стала регентом, а после второго – была отстранена от власти
4. Составьте исторический портрет царевны Софьи.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Крымские походы В. В. Голицына; 2) «Вечный мир» с Речью Посполитой; 3) восстания стрельцов; 4) правление Софьи; 5) воцарение Петра I совместно с Иваном V; 6) основание Славяно-греко-латинской академии.
1682 г – 3, 4, 5
1686 г – 2, 4
1687 г – 1, 4, 6
1689 г - 1, 3, 4
1. Как историк характеризует В. В. Голицына?
Историк характеризует его как молодого человека, который уходил от действительности дальше всех. Он любил все западное и содействовал заключению «Вечного мира».
2. Какие направления деятельности князя и почему выделены в тексте?
В тексте выделено европейское направление деятельности, его внешнеполитические деяния. Именно им автор уделяет внимание, потому что хочет показать, как Голицын относился к западу и куда стремится продвигать Россию.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор объясните.
Почему царевна Софья и её сторонники проиграли борьбу за власть?
A. Неудачные Крымские походы подорвали авторитет Софьи и её окружения. В решающий момент борьбы за престол правительницу не поддержали церковь, боярство, стрельцы.
Б. Осознав силу повзрослевшего Петра, Софья добровольно отказалась от царского трона.
B. Решительные действия Петра в Преображенском определили исход борьбы за престол.
Ответ: Б. Петр бежал в Троице-Сергиев монастырь. Война была объявлена. Очень быстро выяснилось, что патриарх, двор и войско не намерены поддерживать правительницу. На стороне Петра выступил П. Гордон - высоко поставленный иностранец на русской службе, ставший сподвижником юного царя. Царевна была вынуждена искать мира.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением