Вопросы и задания Параграф 34 ГДЗ Никишин 5 класс (История)

Изображение Глава 8. Могущество и упадок Афин§ 34. Расцвет Афинского государстваЧто представляло собой государственное устройство Афин в период их наивысшего...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Никишин, Стрелков, Томашевич 5 класс, Русское слово:
Глава 8. Могущество и упадок Афин
§ 34. Расцвет Афинского государства
Что представляло собой государственное устройство Афин в период их наивысшего могущества?
Государственное устройство Афин представляло собой демократию – форму правления, при которой граждане активно участвовали в политической жизни Афин.
Вспомните, кто являлся полноправным гражданином в греческом полисе.
Ими являлись свободные люди (мужчины), как правило, коренные жители, имевшие в полисе земельный надел.
1. Объясните, что способствовало укреплению демократии в Афинах в период греко-персидских войн.
Укрепился демократический строй, основы которого были заложены в VI веке до н.э. во время реформ Солона и Клисфена (см. § 30). В период греко-персидских войн возросло значение малоимущих слоёв афинского демоса. Победа над Персидской державой была одержана не только войском гоплитов, но и созданным по инициативе Фемистокла военным флотом. Для службы во флоте требовалось множество гребцов, матросов, портовых рабочих. Это были в основном небогатые слои населения (согласно установленному Солоном делению населения по доходам они относились к низшему, четвёртому разряду). С увеличением роли флота расширились и политические права беднейших граждан: в V веке до н.э. они смогли избираться на государственные должности наравне со всеми.
Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце войн с персами. Сократились полномочия ареопага, политику государства стал определять весь демос через деятельность народного собрания.
2. Составьте схему «Управление Афинским полисом». Как избирались должностные лица, какие функции выполняли, перед кем несли ответственность?
В работе народного собрания могли принимать участие все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет. Народное собрание обсуждало и принимало новые законы и утверждало соглашения между государствами, объявляло войну и заключало мир, избирало некоторых должностных лиц. Ежегодно на народном собрании обсуждался вопрос о проведении остракизма. Решения принимались большинством голосов, поэтому тем, кто выступал на собрании, важно было убедить присутствующих в своей правоте. В Афинах ценились хорошие ораторы — люди, умеющие правильно и красиво излагать свои мысли. На различные государственные должности избирали с помощью жребия. Избранные должностные лица занимались разными вопросами: хранили казну Афинского государства, заботились о чистоте и порядке на улицах, контролировали поставки продовольствия в город, качество товаров на рынке и соблюдение правил торговли. Иначе проводились выборы военных должностных лиц: за них голосовали не путём жеребьёвки, а поднятием рук: все могли видеть, кто и каким образом проголосовал.
3. Проведите обсуждение на тему «Границы афинской демократии».
Кто являлся полноправным гражданином полиса?
Ими являлись свободные люди, как правило, коренные жители, имевшие в полисе земельный надел.
Какими правами он обладал?
Гражданин мог участвовать в выборе должностных лиц, владеть землей. Непосредственное участие в политической жизни приучало каждого гражданина ответственно выполнять обязанности по управлению своим государством и осмысленно следовать требованиям законов и распоряжениям властей.
Кто не имел гражданских прав?
Переселенцы из других полисов и тем более рабы гражданских прав не имели, то есть не могли принимать участие в управлении государством и владеть землёй. Также гражданских прав не имели женщины.
*Какое общее определение можно дать афинской демократии?
Афинская демократия – это форма правления, при которой граждане участвуют в политической жизни.
4. Почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла? Какие важнейшие направления его деятельности вы выделите?
Самым известным афинским политическим деятелем в середине V века до н.э. был Перикл. С его именем обычно связывают расцвет Афин­ского государства, потому что он проводил особые реформы.
Перикл заботился об укреплении демо­кратии в Афинах. Он ввёл плату за участие в работе суда и выполнение должностных обязанностей. Это позволило малоимущим афинянам заниматься общественными делами, не тратя всё время на зарабатывание средств к существованию. Перикл не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Было завершено возведение крепостных стен вдоль дороги, ведущей из Афин в торговые и военные гавани города. Великолепные общественные здания и храмы, воздвигнутые в правление Перикла, сделали Афины красивейшим городом Эллады. На афин­ском Акрополе был построен новый великолепный храм богини Афины. Таким образом, тысячи афинских ремесленников получали хорошо оплачиваемую работу.
5. Вспомните, когда и с какой целью был создан Афинский морской союз (см. § 32–33). Какие противоречия возникли между участниками союза после окончания греко-персидских войн?
Афинский союз был создан во время греко-персидских войн с целью противостояния персам. Перикл стремился объединить под властью Афин как можно больше греческих полисов. Выйти из Афинского морского союза было невозможно, попытки сделать это сурово подавлялись. На землях союзников основывали поселения афинских граждан, посылали к ним своих должностных лиц, которые следили за мест­ными властями. Афиняне собирали с союзников денежные взносы на содержание флота и жестоко наказывали полисы, которые отказывались платить. Такая политика Афинского государства вызывала недовольство союзников.
6*. Выскажите суждение, какие качества были необходимы человеку, чтобы получить общественное признание, сделать политическую карьеру в афинском полисе. Аргументируйте своё мнение, приведите примеры.
Человек должен обладать следующими качествами: ораторское мастерство, мудрость, смелость, уверенность в себе, ум. Это позволило бы ему получить поддержку народных масс и стать политиком.
Тренажёр № 1 к § 34
Прочитайте отрывок из сочинения древнегреческого историка Плутарха и выберите правильный ответ.
Он постоянно устраивал в городе… торжественные зрелища,… но что… послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление – это постройка величественных зданий. Если говорить о размерах работ и о великолепии храмов и других зданий, которыми он украсил Афины, то… величавая пышность этих сооружений бесспорно даёт им право на первое место.
Речь идёт о:
- Солоне
- Филиппе II
- Александре Македонском
- Перикле
Ответ: Перикле
Тренажёр № 2 к § 34
Законы, запрещающие долговое рабство и предоставляющие народному собранию власть в Афинах, установил:
- Гомер
- Одиссей
- Солон
- Тесей
Ответ: Солон
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением