Упр.32 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 32. Внимательно прочитайте текст.При моём появлении студенты встают, потом садятся, и шум моря внезапно стихает. Наступает штиль.Я знаю, о чём буду читать, но не...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
32. Внимательно прочитайте текст.
При моём появлении студенты встают, потом садятся, и шум моря внезапно стихает. Наступает штиль.
Я знаю, о чём буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на...», как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и — пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь ещё сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением1 о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.
Хороший дирижёр, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру.4 Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени её внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это — бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течёт моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна3 разумению гидры и возбуждала бы её внимание, причём надо зорко следить, чтобы мысли передавались2 не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины,
какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литератур-на, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моём распоряжении имеются только час и сорок минут. В одно и то же время
приходится изображать из себя и учёного, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и учёного, или наоборот.
Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнётся своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать.
Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
(А. Чехов)
1. Перед вами рассказ опытного оратора о том, как следует проводить публичное выступление. Какие положения вам показались спорными? С чем вы согласны? Какие факторы успешности публичного выступления не нашли отражения в этом отрывке? Назовите их.
Перед вами рассказ опытного оратора о том, как следует проводить публичное выступление. Какие положения вам показались спорными?
1. Сравнение чтения лекций с дирижированием оркестром. Автор сравнивает процесс чтения лекций с работой дирижёра, который одновременно читает партитуру, управляет оркестром и следит за каждым музыкантом. Хотя такое сравнение может подчеркнуть сложность и многогранность работы лектора, оно также может показаться преувеличенным и не совсем точным.
2. Идея о том, что лектор должен быть «человеком себе на уме». Автор утверждает, что лектор должен быть хитрым и расчётливым, чтобы контролировать аудиторию и удерживать её внимание. Однако такой подход может вызвать недоверие и сопротивление со стороны студентов, которые могут почувствовать себя объектами манипуляции.
3. Представление о том, что вдохновение является реальным явлением. Автор утверждает, что чтение лекций может приносить истинное вдохновение и страсть, которые не являются просто вымыслом поэтов. Однако это утверждение может быть воспринято скептически теми, кто считает вдохновение субъективным и индивидуальным опытом.
4. Использование юмора для поддержания внимания аудитории. Автор предлагает использовать юмор для оживления лекции и поддержания интереса студентов. Однако такой подход может быть воспринят неоднозначно в зависимости от контекста и культурных норм.
С чем вы согласны?
Я согласна с тем, что для успешного чтения лекций необходимо обладать талантом, сноровкой и опытом. Также верно то, что лектору важно иметь ясное представление о своих силах, аудитории и предмете речи. Использование юмора для поддержания внимания аудитории тоже может быть эффективным методом, если это уместно и соответствует контексту.
Какие факторы успешности публичного выступления не нашли отражения в этом отрывке? Назовите их.
1. Подготовка и планирование выступления. В тексте основное внимание уделяется процессу самого выступления, однако важность тщательной подготовки и планирования выступления не упоминается.
2. Эмоциональная связь с аудиторией. Хотя автор говорит о важности понимания аудитории, создание эмоциональной связи с ней не рассматривается как ключевой фактор успеха.
3. Адаптация под аудиторию. Текст не затрагивает тему адаптации стиля и содержания выступления под конкретную аудиторию, что также является важным аспектом успешного публичного выступления.
4. Управление стрессом и самоконтроль. Несмотря на упоминание о важности уверенности и спокойствия во время выступления, аспекты управления стрессом и самоконтроля не обсуждаются.
5. Обратная связь и анализ выступления. После выступления не упоминается важность получения обратной связи от аудитории и анализа собственного выступления для дальнейшего развития навыков.
2. Составьте памятку начинающему оратору, отразив в ней следующие ключевые моменты:
1) выбор темы выступления, формулировка названия;
2) поиск и отбор материала;
3) составление предварительного плана будущей речи;
4) выстраивание композиции выступления: вступление, основная часть, заключение;
5) отбор языкового материала;
6) способы словесного оформления речи;
7) приёмы поддержания внимания слушателей.
Памятка начинающему оратору
1. Выбор темы выступления, формулировка названия:
- определите, что именно вы хотите донести до аудитории;
- название должно быть кратким, запоминающимся и отражающим суть выступления;
2. Поиск и отбор материала:
- используйте надежные источники информации;
- отбирайте только релевантные факты и аргументы;
- избегайте перегрузки информацией.
3. Составление предварительного плана будущей речи:
- разбейте материал на основные блоки;
- определите логическую последовательность изложения;
- предусмотрите возможные вопросы и возражения аудитории.
4. Выстраивание композиции выступления:
- вступление: привлеките внимание аудитории, задайте тон выступлению;
- основная часть: последовательно изложите основные тезисы, подкрепляя их аргументами и примерами;
- заключение: подведите итоги, сформулируйте выводы, оставьте яркое впечатление.
5. Отбор языкового материала:
- используйте простой и понятный язык;
- избегайте сложных терминов и конструкций, если аудитория не знакома с ними. Адаптируйте стиль изложения под целевую аудиторию.
6. Способы словесного оформления речи:
- используйте риторические приемы (метафоры, сравнения, аналогии) для усиления воздействия;
- применяйте эмоциональную окраску речи для привлечения внимания;
- поддерживайте темп и ритм выступления, чтобы удержать внимание аудитории.
7. Приемы поддержания внимания слушателей:
- задавайте вопросы аудитории;
- используйте наглядные материалы (презентации, видео);
- применяйте юмор и интересные истории для оживления выступления;
- поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете подготовить и успешно провести эффективное публичное выступление.
Фонетический анализ слова:
Представлением
1. Представлением – пре-дста-вле-ни-ем (5 слогов; 3-й слог ударный).
2. Представлением – [пр’иэцтавл’эн’ий’им]
3. В слове 14 букв: 5 гласных и 9 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
п – [п]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
р – [р’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
е – [иэ]: гласный, безударный
д – не образует звука
с – [ц]: согласный, глухой непарный, шумный, твёрдый непарный
т – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
а – [а]: гласный, безударный
в – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
е – [э]: гласный, ударный
н – [н’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
и – [и]: гласный, безударный
е – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[и]: гласный, безударный
м – [м]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
5. В слове 14 звуков: 5 гласных и 9 согласных.
Согласная буква д не образует звука.
Гласная буква е после другого гласного образует два звука.
Синтаксический анализ предложения:
Цель моя – победить эту многоголовую гидру.
(что?) цель; цель (какова? что такое?) победить; цель (чья?) моя; победить (кого?) гидру; гидру (какую?) эту многоголовую).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
Морфемный и словообразовательный анализ слова:
Передавались
- передавались
Передавались – передаваться < передавать (суффиксальный способ словообразования)
Морфологический анализ слова:
Доступна
1. Доступна – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какова?).
2. Начальная форма: доступный.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- краткая форма
- единственное число
- женский род
5. В предложении является частью составного именного сказуемого (которая (что делала?) была бы доступна).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением