Упр.27 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
27. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Реплики диалога запишите в строчку; вспомните особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при подобном типе записи. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Мать пож...лела меня и сказала перекрестив
Ну спи бог с тобой я тебя запру (с) наружи. А на улицу ты вылез...ш... через подворотню. Там хоть и (н...) широко ну да ты у меня ловкий...
Уже одно ощ...щение того что выспался есть наслаждение жизнью. ...Было у меня смутное ощ...щение чего (то) очень интересного и хорошего что ждёт меня (в) переди. (С) начал... я (н...) как (н...) мог вспомнить и понять. Но потом вдруг вспомнил мне ведь пре...стоит выйти на улицу и (н...) каким (нибудь) там обычным путём а через подворотню.
Бегом промч...лся я через (полу) тёмные сени выск...чил на двор и ост...лбенел. Ворота были широко открыты и дедушка подметал возле них.
Дедушка закрой ворота мне нужно выле...ти на улицу.
Дедушка (н...) понял всей тонкости моей про...ьбы а понял только что «на улицу» (по) этому сказал
Ступай я тебя (н...) держу.
Нет ты закрой ворота.
(За) чем же их закрывать если ты хоч...ш... на улицу? Вот она улица ступай.
Нет ты закрой ворота!..
Туг уже т...рпения моего больше (н...) хв...тило и я горько...пр...-горько зар...вел.
Чего ты плач...ш... ? Кто тебя обидел? раст...рялся дедушка.
Никто... Закрой ворота... Я хочу на улицу.
Так (н...) чего и (н...) поняв но видя что я (н...) перестану плакать пока ворота (н...) будут закрыты дедушка зап...хнул (с) начал... одну потом другую широкую воротину.
Запри их на запор сквозь продолжавшийся рёв требовал я от де-душк... .
Дедушка стра(н,нн)о что при его нраве он все ещё медлил pacno-яс...вать свой круч...(н,нн)ый верево...ный поясок кр...хтя просунул в железные скобы тяж...лый гладкий от врем...ни брус.4
Ну что тебе ещё?
Мне (н...) чего больше было (н...) нужно. Теперь мне ост...валось осуществить то что целое утро к...залось мне таким заманч...вым и интересным. Но вот беда (от) чего (то) расх...телось ле...ть в подворотню.
Я почу...ствовал себя глубоко несчас...ным глубоко обиже(н,нн)ым человеком и заревел ещё громче.
(В. Солоухин)
Мать пожалела (проверочное слово: жалость; после шипящих пишется гласная а) меня и сказала, (запятой выделяется одиночное деепричастие) перекрестив: (двоеточие после слов автора перед репликой диалога)
- (перед репликой диалога ставится дефис) Ну спи, (запятой выделяется вводное сочетание) бог с тобой, (запятой выделяется вводное сочетание) я тебя запру снаружи. (запру (где?) снаружи; наречия пишутся слитно) А на улицу ты вылезешь (вылезти, 1 спряжение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2-е лицо, единственное число; ты (что сделаешь?) вылезешь) через подворотню. Там хоть и нешироко, (можно заменить синонимом: узко) (запятая разделяет части сложного предложения) ну да ты у меня ловкий...
Уже одно ощущение (словарное слово) того, (запятая разделяет части сложного предложения) что выспался, (запятая разделяет части сложного предложения) есть наслаждение (словарное слово) жизнью. ...Было у меня смутное ощущение (словарное слово) чего-то (частица то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) очень интересного и хорошего, (запятая разделяет части сложного предложения) что ждёт меня впереди. (ждёт (где?) впереди; наречия пишутся слитно) Сначала (не мог вспомнить (когда?) сначала; наречия пишутся слитно; на конце наречий с приставкой с- пишется гласная а) я никак (частица ни с отрицательными наречиями пишется слитно; приставка ни является безударной: никак) не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) мог вспомнить и понять. Но потом вдруг вспомнил: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением дополнения) мне ведь предстоит (неизменяемая приставка пред-) выйти на улицу, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) и не (частица не с местоимениями пишется раздельно; частица не выражает отрицание) каким-нибудь (суффикс -нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) там обычным путём, (перед противительным союзом а всегда ставится запятая) а через подворотню.
Бегом промчался (промчаться, перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве) я через полутёмные (начальная часть слова «полу» всегда пишется слитно) сени, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) выскочил (чередование -скак-/-скоч-, перед согласным ч пишется гласная о) на двор – (неожиданное присоединение) и остолбенел. (проверочное слово: столб) Ворота были широко открыты, (запятая разделяет части сложного предложения) и дедушка подметал возле них.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Дедушка, (обращение выделяется запятой) закрой ворота, (запятая разделяет части сложного предложения) мне нужно вылезти (проверочное слово: лезет) на улицу.
Дедушка не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) понял всей тонкости моей просьбы, (проверочное слово: просить) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи противительного союза а) а понял только что «на улицу», (запятая разделяет части сложного предложения) поэтому (сказал (почему?) поэтому; наречия пишутся слитно) сказал: (двоеточие после слов автора перед репликой диалога)
- (перед репликой диалога ставится дефис) Ступай, (запятая разделяет части сложного предложения) я тебя не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) держу.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Нет, (отрицательное слово нет выделяется запятой) ты закрой ворота.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Зачем (закрывать (зачем? с какой целью?) зачем; наречия пишутся слитно) же их закрывать, (запятая разделяет части сложного предложения) если ты хочешь (хотеть, разноспрягаемый глагол, в форме 2-го лица единственного числа имеет окончание 1 спряжения; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2-е лицо единственное число; ты (что делаешь?) хочешь) на улицу? Вот она, (запятой выделяется обособленное одиночное определение, относящееся к местоимению) улица, (запятой выделяется обособленное одиночное определение, относящееся к местоимению) ступай.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Нет, (отрицательное слово нет выделяется запятой) ты закрой ворота!..
Тут уж терпения (проверочное слово: терпит) моего больше не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) хватило, (проверочное слово: хватит) (запятая разделяет части сложного предложения) и я горько-прегорько (наречия, образованные повтором корня, пишутся через дефис; приставка пре- имеет значение «высшая степень чего-либо») заревел. (проверочное слово: рёв)
- (перед репликой диалога ставится дефис) Чего ты плачешь? (плакать, 1 спряжение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2-е лицо, единственное число; ты (что делаешь?) плачешь) Кто тебя обидел? – (тире после прямой речи перед словами автора) растерялся (проверочное слово: потеря) дедушка.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Никто... Закрой ворота... Я хочу на улицу.
Так ничего (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничего) и не (частица не с деепричастиями пишется раздельно; частица не выражает отрицание) поняв, (перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но видя, (запятая разделяет части сложного предложения) что я не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) перестану плакать, (запятая разделяет части сложного предложения) пока ворота не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) будут закрыты, (запятая разделяет части сложного предложения) дедушка запахнул (проверочное слово: запахивать) сначала (запахнул (когда?) сначала; наречия пишутся слитно) одну, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) потом другую широкую воротину.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Запри их на запор, - (запятая и тире после прямой речи перед словами автора) сквозь продолжавшийся (проверочное слово: продолжит) рев требовал я от дедушки. (требовал (от кого?) от дедушки; 1 склонение, родительный падеж)
Дедушка (вставная конструкция заключается в скобки) (странно, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) что при его нраве он всё ещё медлил распоясывать (распоясываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) свой крученый (образовано от несовершенного глагола 2-го спряжения: крутить; в суффиксах отглагольных прилагательных пишется одна н) веревочный (сочетание чн пишется без мягкого знака) поясок), (вставная конструкция заключается в скобки) (запятой выделяется одиночное деепричастие) кряхтя, (словарное слово) (запятой выделяется одиночное деепричастие) просунул в железные скобы тяжёлый (после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: тяжесть) гладкий от времени (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются при помощи суффикса -ен-) брус.
- (перед репликой диалога ставится дефис) Ну, (междометие выделяется запятой) что тебе ещё?
Мне ничего (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничего?) больше было не (частица не со словами категории состояния пишется раздельно; частица не выражает отрицание) нужно. Теперь мне оставалось (проверочное слово: остался) осуществить то, (запятая разделяет части сложного предложения) что целое утро казалось (проверочное слово: кажется) мне таким заманчивым (неизменяемый суффикс -чив-) и интересным. Но вот беда, (запятая разделяет части сложного предложения) отчего-то (расхотелось (отчего?) отчего-то; наречия пишутся слитно; частица то пишется через дефис) расхотелось (проверочное слово: хочет) лезть (проверочное слово: лезет) в подворотню.
Я почувствовал (словарное слово) себя глубоко несчастным, (проверочное слово: несчастие) (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) глубоко обиженным (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) человеком и заревел ещё громче.
1. Проанализируйте диалог. Как соотносятся в этом отрывке внешняя и внутренняя речь? Почему дедушка не мог понять внука? Что так расстроило главного героя? Восстановите внутреннюю речь мальчика, не включённую автором в текст рассказа.
Как соотносятся в этом отрывке внешняя и внутренняя речь?
В данном отрывке внешняя и внутренняя речь тесно связаны между собой. Внешняя речь представлена диалогами между главным героем и его матерью, а также между главным героем и дедушкой. Эти диалоги отражают внешние проявления мыслей и желаний главного героя, его попытки выразить свои намерения и ожидания от окружающих.
Внутренняя речь, в свою очередь, проявляется в мыслях и чувствах главного героя, которые не всегда находят прямое выражение во внешней речи. Например, главный герой испытывает смутное ощущение чего-то интересного и хорошего, что ждёт его впереди, но не может сразу понять, что это такое. Также он чувствует разочарование и обиду, когда его желание выйти на улицу через подворотню не находит понимания у дедушки.
Таким образом, внешняя и внутренняя речь в этом отрывке дополняют друг друга, создавая более полное представление о внутреннем мире главного героя и его взаимодействии с внешним миром.
Почему дедушка не мог понять внука?
Дедушка не мог понять внука, потому что не уловил всех тонкостей и нюансов его просьбы. Внук хотел, чтобы дедушка закрыл ворота, что создало бы иллюзию преодоления препятствия и позволило бы ему почувствовать себя более уверенно перед выходом на улицу. Дедушка же воспринял просьбу буквально и не увидел в ней скрытого смысла. Это различие в восприятии и понимании ситуации привело к недопониманию и разочарованию внука.
Что так расстроило главного героя?
Главного героя расстроило недопонимание со стороны дедушки. Он хотел, чтобы дедушка закрыл ворота, что создало бы иллюзию преодоления препятствия и мальчик смог бы почувствовать себя более уверенно перед выходом на улицу. Однако дедушка воспринял его просьбу буквально и не увидел в ней скрытого смысла. Это привело к тому, что главный герой почувствовал себя глубоко несчастным и обиженным.
Восстановите внутреннюю речь мальчика, не включённую автором в текст рассказа.
Я так ждал этого момента, когда смогу наконец-то выйти на улицу через подворотню! Мне казалось, что это будет так здорово и интересно. Но теперь, когда дедушка закрыл ворота, я почему-то больше не хочу туда идти. Наверное, я просто испугался. Мне стало страшно, что я не справлюсь, что я сделаю что-то не так. И тогда все будут смеяться надо мной.
Но ведь я так хотел выйти на улицу! Я так мечтал об этом! Почему же теперь я боюсь? Может быть, потому что я не знаю, что меня там ждёт? Или потому что я не уверен в себе?
Нет, я должен преодолеть свой страх! Я должен доказать себе, что я могу справиться с любыми трудностями. Я должен выйти на улицу и показать всем, что я не трус!
С этими мыслями я решительно направился к воротам. Я открыл их и вышел на улицу. Я чувствовал себя немного неуверенно, но я знал, что я должен идти вперёд. Я должен доказать себе, что я могу преодолеть любые препятствия.
И я пошёл вперёд, навстречу новым приключениям и открытиям. Я знал, что меня ждут новые испытания, но я был готов к ним. Я был готов преодолевать свои страхи и сомнения. Я был готов стать сильнее и увереннее в себе.
2. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда внутренняя речь по каким-либо причинам не переходила во внешнюю и окружающие не могли вас понять? Расскажите об этом.
Да, в моей жизни бывали случаи, когда внутренняя речь по каким-либо причинам не переходила во внешнюю, и окружающие не могли меня понять. Один из таких случаев произошёл, когда я училась в 9 классе и готовилась к важному экзамену.
Я была полностью погружена в подготовку, изучая материал и пытаясь запомнить как можно больше информации. В моей голове проносились мысли о возможных вопросах на экзамене, я представляла, как буду отвечать на них. Однако, когда пришло время сдавать экзамен, я обнаружила, что не могу выразить свои знания словами.
Я начала писать ответы, но они звучали путано и бессвязно. Учитель смотрел на меня с недоумением, не понимая, что я пытаюсь сказать. Я чувствовала себя растерянной и беспомощной.
После нескольких неудачных попыток ответить на вопросы, я решила сделать паузу и собраться с мыслями. Я поняла, что слишком увлеклась изучением материала и потеряла связь с реальностью. Мне нужно было вернуться к основам и начать с самого начала.
Когда я снова попыталась ответить на вопросы, на этот раз я писала ответы медленно и чётко, используя простые и понятные слова. Учитель начал понимать меня.
Этот опыт научил меня важности ясности мысли и умения выражать свои знания. Я поняла, что иногда нужно сделать шаг назад и пересмотреть свою позицию, чтобы лучше донести её по других.
Синтаксический анализ предложения:
Дедушка (странно, что при его нраве он всё ещё медлил распоясывать свой крученый веревочный поясок), кряхтя, просунул в железные скобы тяжёлый гладкий от времени брус.
(кто?) дедушка; дедушка (что сделал?) просунул; просунул (что делая?) кряхтя; просунул (куда?) в скобы; в скобы (какие?) железные; просунул (что?) брус; брус (какой?) тяжёлый гладкий; гладкий (по какой причине?) от времени).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено вставной конструкцией (предложением) и деепричастием, полное.
[- (вств. констр.), д, =].
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением