Упр.315 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 31 5. 1. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. Подчеркните грамматические основы предложений.Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
31 5. 1. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. Подчеркните грамматические основы предложений.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Лермонтова, которое было создано в 1837 году. Какое настроение лирического героя надо передать при чтении? Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз; найдите слова, на которые падает логическое ударение; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, языковые особенности текста.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:
^Когда волнуется желтеющая нива, ^/
И свежий лес шумит при звуке ветерка, ^/
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка; ^//
Когда росой обрызганный душистой, ^/
Румяным вечером иль утра в час златой, ^/
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой; ^//
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, ^/ погружая мысль в какой-то смутный сон, ^/
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, ^/ откуда мчится он, - ^//
Тогда смиряется души моей тревога, ^/
Тогда расходятся морщины на челе, - ^//
И счастье я могу постигнуть на земле, ^/
И в небесах я вижу Бога. v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
Какое настроение лирического героя надо передать при чтении?
При чтении стихотворения необходимо передать задумчивое, и в то же время восторженное настроение лирического героя. Следует также показать, с каким вниманием и трепетом он относится к каждому творению природы.
Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз:
Когда волнуется желтеющая нива, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
И свежий лес шумит при звуке ветерка, (запятая разделяет части сложного предложения)
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка; (двоеточие между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности)
Когда росой обрызганный душистой, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство)
Румяным вечером иль утра в час златой, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство)
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой; (двоеточие между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности)
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, (запятой выделяется деепричастный оборот) погружая мысль в какой-то смутный сон, (запятой выделяется деепричастный оборот)
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) откуда мчится он, - (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
Тогда смиряется души моей тревога, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
Тогда расходятся морщины на челе, - (запятая отделяет главное предложение от придаточного) (тире указывает на то, что во второй части предложения содержится результат)
И счастье я могу постигнуть на земле, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
И в небесах я вижу Бога.
3. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы) является текстом. С помощью каких языковых средств усиливается связь между частями этого текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?
Данное стихотворение является текстом, поскольку оно разбито на смысловые части (строфы). Каждая строфа является самостоятельной смысловой единицей и частью сложного предложения. В каждой строфе можно выделить микротему и ключевые слова. Все микротемы связаны между собой одной общей темой, а также лексическими, грамматическими и синтаксическими средствами языка. Стихотворение является завершённым и целостным.
Связь между частями текста усиливается при помощи анафоры (когда волнуется – когда росой – когда студёный; тогда смиряется – тогда расходятся).
Также выразительность стихотворения усиливает градация (смиряется тревога, расходятся морщины, я могу постигнуть Бога).
4. Какова стилистическая окраска слов студёныйчело?
(Обратитесь к словарю.)
Студёный – очень холодный, пробирающий холодом.
Слово относится к разговорной лексике. Также оно используется в народно-поэтической речи.
Чело – лоб.
Слово является устаревшим и относится к высокой книжной лексике.
5. В каком значении употребляется в поэтическом тексте слово сага? Произведите разбор словосочетания с этим словом.
Сага (перен.) – нечто легендарное и поэтическое.
Таинственная сага
1. сага (какая?) таинственная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
6. Подберите синонимы к глаголу постигнуть. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
Постигнуть – понять, уяснить, осмыслить, осознать.
Слова, входящие в синонимический ряд, отличаются стилистической окраской.
Постигнуть – высокий книжный стиль; понять – общеу-потребительное; уяснить – общеупотребительное; осмыслить – нейтральное; осознать – общеупотребительное.
7. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении (эпитеты, метафоры).
Эпитеты:
- свежий (лес)
- сладостной (тенью)
- душистой (росой)
- румяным (вечером)
- златой (час)
- серебристый (ландыш)
- таинственную (сагу)
- мирный (край)
Метафоры:
- волнуется нива
- прячется слива
- ландыш кивает головой
- ключ лепечет
- смиряется тревога
- расходятся морщины
8. Какова роль в тексте повторяющегося союза и?
Повторяющийся союз и в тексте связывает части сложного предложения. Также его употребление делает текст более торжественным.
9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
1) правописание тся/тся; нива (что делает?) волнуется.
2) правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени; желтеющая – от глагола «желтеть», 1 спряжение; суффикс -ющ.
3) непроверяемые безударные гласные в корне слова; ветерка (словарное слово).
4) правописание разделительного мягкого знака; тенью, разде-лительный мягкий знак перед гласной ю.
5) непроизносимая согласная в корне слова; сладостной, проверочное слово: сладость.
6) безударная проверяемая гласная в корне слова; зелёного, проверочное слово: зелень.
7) правописание нн в суффиксах причастий; обрызганной, в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн.
8) правописание безударных окончаний прилагательных; росой (какой?) душистой.
9) правописание н/нн в суффиксах прилагательных; румяным, в суффиксе -ян- пишется одна н; таинственную – в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
10) правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих; ландыш, мужской род, 2 склонение, мягкий знак не пишется.
11) правописание безударных окончаний глаголов; кивает – кивать, 1 спряжение.
12) правописание суффикса -то; какой-то – суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется раздельно.
13) точка с запятой между частями сложного предложения, отдалёнными друг от друга по смыслу:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
14) запятая между частями сложного предложения:
Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе…
15) деепричастный оборот выделяется запятыми;
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет…
10. Произведите разные виды анализа.
Фонетический анализ слова.
Зелёного
1. Зелёного – зе-лё-но-го (4 слога; 2-й слог ударный).
2. Зелёного – [з’ил’онава]
3. В слове 8 букв: 4 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
з – [з’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [и]: гласный, безударный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
ё – [о]: гласный, ударный
н – [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
г – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
5. В слове 8 звуков: 4 гласных и 4 согласных.
Морфемный анализ слова:
Сладостной
1. Сладостной – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: сладостной
3. Найдём словообразовательные морфемы: сладостной < сладость < сладкий
4. Найдём корень слова: сладостной (сладкий, несладкий).
5. сладостной
Морфологический анализ слова:
Лепечет
1. Лепечет – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).
2. Инфинитив: лепетать.
3. Постоянные признаки:
- 1-е спряжение
- несовершенный вид
- переходный
- невозвратный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- настоящее время
- 3-е лицо
- единственное число
5. В предложении является сказуемым (ключ (что делает?) лепечет).
Лексический анализ слова:
Златой
1. Златой – блаженный, счастливый.
2. Многозначное.
Златой – 1. связанный, соотносящийся по значению с существительным злато. 2. свойственный злату, характерный для него. 3. сделанный или состоящий из золота; золотой. 4. позолоченный. 5. цветом напоминающий золото. 6. (перен.) блаженный, счастливый.
3. Употреблено в переносном значении. (6).
4. Метафора.
5. Синонимы: блаженный, счастливый.
6. Антонимы: несчастный.
7. Является устаревшим.
8. Исконное.
9. Относится к книжной лексике.
10. Фразеологизмов со словом нет.
Орфографический анализ слова:
Таинственную
1. таинственную
2. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: тайна.
3. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн.
11. Составьте схему сложного предложения, отразив в ней грамматические основы простых предложений.
(Когда волнуется желтеющая нива)1,
[И свежий лес шумит при звуке ветерка]2,
[И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка]3;
(Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой)4;
(Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край)5, (откуда мчится он)6, -
[Тогда смиряется души моей тревога]7,
[Тогда расходятся морщины на челе]8, -
[И счастье я могу постигнуть на земле]9,
[И в небесах я вижу Бога]10.
(Когда = -)1, и [- =]2, и [= -]3; (когда - =)4; (когда - = и =)5, (откуда = -)6, - [= -]7, [= -]8, - и [- =]9, и [- =]10.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением