Упр.315 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
31 5. 1. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. Подчеркните грамматические основы предложений.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Лермонтова, которое было создано в 1837 году. Какое настроение лирического героя надо передать при чтении? Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз; найдите слова, на которые падает логическое ударение; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, языковые особенности текста.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:
^Когда волнуется желтеющая нива, ^/
И свежий лес шумит при звуке ветерка, ^/
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка; ^//
Когда росой обрызганный душистой, ^/
Румяным вечером иль утра в час златой, ^/
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой; ^//
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, ^/ погружая мысль в какой-то смутный сон, ^/
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, ^/ откуда мчится он, - ^//
Тогда смиряется души моей тревога, ^/
Тогда расходятся морщины на челе, - ^//
И счастье я могу постигнуть на земле, ^/
И в небесах я вижу Бога. v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
Какое настроение лирического героя надо передать при чтении?
При чтении стихотворения необходимо передать задумчивое, и в то же время восторженное настроение лирического героя. Следует также показать, с каким вниманием и трепетом он относится к каждому творению природы.
Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз:
Когда волнуется желтеющая нива, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
И свежий лес шумит при звуке ветерка, (запятая разделяет части сложного предложения)
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка; (двоеточие между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности)
Когда росой обрызганный душистой, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство)
Румяным вечером иль утра в час златой, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство)
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой; (двоеточие между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности)
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, (запятой выделяется деепричастный оборот) погружая мысль в какой-то смутный сон, (запятой выделяется деепричастный оборот)
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) откуда мчится он, - (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
Тогда смиряется души моей тревога, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
Тогда расходятся морщины на челе, - (запятая отделяет главное предложение от придаточного) (тире указывает на то, что во второй части предложения содержится результат)
И счастье я могу постигнуть на земле, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)
И в небесах я вижу Бога.
3. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы) является текстом. С помощью каких языковых средств усиливается связь между частями этого текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?
Данное стихотворение является текстом, поскольку оно разбито на смысловые части (строфы). Каждая строфа является самостоятельной смысловой единицей и частью сложного предложения. В каждой строфе можно выделить микротему и ключевые слова. Все микротемы связаны между собой одной общей темой, а также лексическими, грамматическими и синтаксическими средствами языка. Стихотворение является завершённым и целостным.
Связь между частями текста усиливается при помощи анафоры (когда волнуется – когда росой – когда студёный; тогда смиряется – тогда расходятся).
Также выразительность стихотворения усиливает градация (смиряется тревога, расходятся морщины, я могу постигнуть Бога).
4. Какова стилистическая окраска слов студёныйчело?
(Обратитесь к словарю.)
Студёный – очень холодный, пробирающий холодом.
Слово относится к разговорной лексике. Также оно используется в народно-поэтической речи.
Чело – лоб.
Слово является устаревшим и относится к высокой книжной лексике.
5. В каком значении употребляется в поэтическом тексте слово сага? Произведите разбор словосочетания с этим словом.
Сага (перен.) – нечто легендарное и поэтическое.
Таинственная сага
1. сага (какая?) таинственная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
6. Подберите синонимы к глаголу постигнуть. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
Постигнуть – понять, уяснить, осмыслить, осознать.
Слова, входящие в синонимический ряд, отличаются стилистической окраской.
Постигнуть – высокий книжный стиль; понять – общеу-потребительное; уяснить – общеупотребительное; осмыслить – нейтральное; осознать – общеупотребительное.
7. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении (эпитеты, метафоры).
Эпитеты:
- свежий (лес)
- сладостной (тенью)
- душистой (росой)
- румяным (вечером)
- златой (час)
- серебристый (ландыш)
- таинственную (сагу)
- мирный (край)
Метафоры:
- волнуется нива
- прячется слива
- ландыш кивает головой
- ключ лепечет
- смиряется тревога
- расходятся морщины
8. Какова роль в тексте повторяющегося союза и?
Повторяющийся союз и в тексте связывает части сложного предложения. Также его употребление делает текст более торжественным.
9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
1) правописание тся/тся; нива (что делает?) волнуется.
2) правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени; желтеющая – от глагола «желтеть», 1 спряжение; суффикс -ющ.
3) непроверяемые безударные гласные в корне слова; ветерка (словарное слово).
4) правописание разделительного мягкого знака; тенью, разде-лительный мягкий знак перед гласной ю.
5) непроизносимая согласная в корне слова; сладостной, проверочное слово: сладость.
6) безударная проверяемая гласная в корне слова; зелёного, проверочное слово: зелень.
7) правописание нн в суффиксах причастий; обрызганной, в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн.
8) правописание безударных окончаний прилагательных; росой (какой?) душистой.
9) правописание н/нн в суффиксах прилагательных; румяным, в суффиксе -ян- пишется одна н; таинственную – в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
10) правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих; ландыш, мужской род, 2 склонение, мягкий знак не пишется.
11) правописание безударных окончаний глаголов; кивает – кивать, 1 спряжение.
12) правописание суффикса -то; какой-то – суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется раздельно.
13) точка с запятой между частями сложного предложения, отдалёнными друг от друга по смыслу:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
14) запятая между частями сложного предложения:
Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе…
15) деепричастный оборот выделяется запятыми;
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет…
10. Произведите разные виды анализа.
Фонетический анализ слова.
Зелёного
1. Зелёного – зе-лё-но-го (4 слога; 2-й слог ударный).
2. Зелёного – [з’ил’онава]
3. В слове 8 букв: 4 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
з – [з’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [и]: гласный, безударный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
ё – [о]: гласный, ударный
н – [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
г – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
5. В слове 8 звуков: 4 гласных и 4 согласных.
Морфемный анализ слова:
Сладостной
1. Сладостной – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: сладостной
3. Найдём словообразовательные морфемы: сладостной < сладость < сладкий
4. Найдём корень слова: сладостной (сладкий, несладкий).
5. сладостной
Морфологический анализ слова:
Лепечет
1. Лепечет – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).
2. Инфинитив: лепетать.
3. Постоянные признаки:
- 1-е спряжение
- несовершенный вид
- переходный
- невозвратный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- настоящее время
- 3-е лицо
- единственное число
5. В предложении является сказуемым (ключ (что делает?) лепечет).
Лексический анализ слова:
Златой
1. Златой – блаженный, счастливый.
2. Многозначное.
Златой – 1. связанный, соотносящийся по значению с существительным злато. 2. свойственный злату, характерный для него. 3. сделанный или состоящий из золота; золотой. 4. позолоченный. 5. цветом напоминающий золото. 6. (перен.) блаженный, счастливый.
3. Употреблено в переносном значении. (6).
4. Метафора.
5. Синонимы: блаженный, счастливый.
6. Антонимы: несчастный.
7. Является устаревшим.
8. Исконное.
9. Относится к книжной лексике.
10. Фразеологизмов со словом нет.
Орфографический анализ слова:
Таинственную
1. таинственную
2. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: тайна.
3. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн.
11. Составьте схему сложного предложения, отразив в ней грамматические основы простых предложений.
(Когда волнуется желтеющая нива)1,
[И свежий лес шумит при звуке ветерка]2,
[И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка]3;
(Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой)4;
(Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край)5, (откуда мчится он)6, -
[Тогда смиряется души моей тревога]7,
[Тогда расходятся морщины на челе]8, -
[И счастье я могу постигнуть на земле]9,
[И в небесах я вижу Бога]10.
(Когда = -)1, и [- =]2, и [= -]3; (когда - =)4; (когда - = и =)5, (откуда = -)6, - [= -]7, [= -]8, - и [- =]9, и [- =]10.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением