Упр.309 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 309. 1. Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести? Почему? Докажите, что это текст — повествование.На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
309. 1. Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести? Почему? Докажите, что это текст — повествование.
На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук палки раздался у меня под окном, и голос, который я тотчас признал за голос Гагина, запел < ... > .
Я поспешил отворить дверь.
— Здравствуйте, — сказал Гагин, входя, — я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро. Свежесть, роса, жаворонки поют... < ... >
Я оделся; мы вышли в садик, сели на лавочку, велели подать себе кофе и принялись беседовать. Гагин сообщил мне свои планы на будущее: владея порядочным состоянием и ни от кого не завися, он хотел посвятить себя живописи, и только сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому; я также упомянул о моих предположениях < ... > . Вздохнувши вслед за мной, из вежливости, Гагин предложил мне пойти к нему, посмотреть его этюды. Я тотчас согласился.
Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину». < ... > Гагин раскрыл мне все свои картоны. В его этюдах было много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен, и рисунок показался мне небрежен и неверен. Я откровенно высказал ему моё мнение.
— Да, да, — подхватил он со вздохом, — вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать! Не учился я, как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас слабеешь и устаёшь.
Я начал было ободрять его, но он махнул рукой и, собравши картоны в охапку, бросил их на диван.
— Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, — промолвил он сквозь зубы, — не хватит, останусь недорослем из дворян. Пойдёмте-ка лучше Асю отыскивать.
Мы пошли.
(И. Тургенев)
Стиль текста – художественный.
Основная задача текста – воздействие на чувства и мысли читателя.
Тексту присуща художественная образность, эмоциональность, наличие авторского слога, художественный замысел.
В тексте используются художественно-выразительные средства (эпитеты, гипербола, инверсия, риторическое восклицание).
Тип речи – повествование.
Текст рассказывает об определённом событии, он последователен, в нём части нельзя поменять местами.
Также в тексте используются глаголы действия в форме прошедшего времени.
2. Укажите предложения с прямой речью, составьте их пунктуационные схемы.
1) - Здравствуйте, - сказал Гагин, входя, - я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро.
- П, - а, - п.
2) - Да, да, - подхватил он со вздохом, - вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать!
- П, - а, - п!
3) - Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, - промолвил он сквозь зубы, - не хватит, останусь недорослем из дворян.
- П, - а, - п.
3. Замените в указанных вами предложениях способ передачи чужой речи.
1) - Здравствуйте, - сказал Гагин, входя, - я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро.
Гагин, входя, поздоровался и сказал, что рано меня потревожил и предложил посмотреть, какое утро. (предложение с косвенной речью)
По словам Гагина, он рано меня потревожил. (предложение с вводной конструкцией)
Гагин, входя, сказал о необыкновенном утре. (предложение с дополнением, передающим тему чужой речи)
2) - Да, да, - подхватил он со вздохом, - вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать!
Он со вздохом сказал, что я прав, что всё это очень плохо и незрело, но ничего уж не поделать. (предложение с косвенной речью)
По его словам, я был прав, всё это очень плохо и незрело, но что же делать. (предложение вводной конструкцией)
3) - Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, - промолвил он сквозь зубы, - не хватит, останусь недорослем из дворян.
Он сквозь зубы промолвил, что коли хватит терпения, то из меня что-нибудь выйдет, а коли нет, то так и останусь недорослем из дворян. (предложение с косвенной речью)
4. Назовите грамматические и лексические изменения, внесённые вами в предложения.
1) - Здравствуйте, - сказал Гагин, входя, - я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро.
Гагин, входя, поздоровался и сказал, что рано меня потревожил и предложил посмотреть, какое утро.
Грамматические изменения:
- посмотрите (повелительное наклонение) – предложил посмотреть (глагол в форме мужского рода, прошедшего времени + инфинитив)
Лексические изменения:
- здравствуйте – поздоровался
2) - Да, да, - подхватил он со вздохом, - вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать!
Он со вздохом сказал, что я прав, что всё это очень плохо и незрело, но ничего уж не поделать.
Грамматические изменения:
- правы (2-е лицо, множественное число) – прав (1-е лицо, единственное число)
Лексические изменения:
- подхватил – сказал
- вы – я
- что делать – но ничего уж не поделать
3) - Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, - промолвил он сквозь зубы, - не хватит, останусь недорослем из дворян.
Он сквозь зубы промолвил, что коли хватит терпения, то из него что-нибудь выйдет, а коли нет, то так и останется недорослем из дворян.
Грамматические изменения:
- останусь (1-е лицо, единственное число) – останется (3-е лицо, единственное число)
Лексические изменения:
- из меня – из него
5. Укажите изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты:
- свободное
- широкое
- проклятая (распущенность)
Метафоры:
- схватился за ум
- в этюдах много жизни и правды
Сравнения:
- паришь орлом
Гипербола:
- землю бы сдвинул с места
Риторическое восклицание:
- всё это очень плохо и незрело, но что делать!
Инверсия:
- не учился я
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением