Упр.301 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип...

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип...

Решение #3 (Учебник 2023)

Изображение Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип...
Дополнительное изображение

Решение #4 (Учебник 2023)

Изображение Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип...

Решение #5 (Учебник 2019)

Изображение Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип...
Дополнительное изображение

Решение #6 (Учебник 2019)

Изображение Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Подготовьте письменный продуктивный реферат по тексту упр. 286, используя свои примеры слов-терминов.

Вариант ответа 1
Термины схожи с обычными словами тем, что имеют определённое значение и грамматические категории, однако термины обозначают научные, технические понятия, обслуживают специальные области. Давайте сравним поведение обыкновенных слов в общелитературном языке и в профессиональной речи.
Можно сказать: На цветке сидела мушка. Мушка в этом высказывании – это маленькая муха. Но если иметь в виду военный термин мушка, обозначающий небольшой выступ на передней части ствола огнестрельного орудия, служащий для прицеливания, то в нём уже не выделяется уменьшительный суффикс. От прилагательного лёгкий можно образовать сравнительную степень легче, но нельзя сказать: У них лёгкая промышленность, а у нас ещё легче. От вещественных существительных множественное число не образуется (глина, бензин, молоко), а в профессиональной речи эта форма возможна: бензины, каучуки, цементы.
Лингвисты определили три главные особенности термина:
– во-первых, термин тесно связан с определённой научной областью: одно и то же слово в разных областях знаний имеет разный смысл (например, слово операция в медицине, в военном или банковском деле);
– во-вторых, термин в принципе однозначен (в данной сфере), синонимы в профессиональной речи свидетельствуют о слабости, неупорядоченности терминологии;
– в-третьих, содержание термина раскрывается посредством точного, логического определения.
Например, в литературном языке слово атмосфера имеет несколько значений: 1. Газообразная оболочка Земли и некоторых других планет. 2. Воздух. 3. Окружающие условия, обстановка. 4. Единица измерения давления. А в специальном, терминологическом словаре сказано коротко: «Атмосфера – оболочка из газов, окружающая землю».
Среди терминов много заимствованных слов, так как они часто стилистически нейтральны, легко входят в международную терминологическую систему.

Вариант ответа 2
Термины — это, безусловно, неотъемлемая часть языка и, следовательно, она должна подчиняться законам языка: термины имеют определённое значение, грамматические категории, изменяются, употребляются, как все слова. Однако важным отличием терминов является то, что они употребляются в определённой области (в медицине, науке, технике ит.д.). Лингвисты определили, что причиной возникновения терминов-омонимов являются в большей степени словообразовательные процессы: – это, главным образом, омонимичные суффиксы –ок / –ёк (грибок1– микроорганизм, относящийся к грибам; грибок2– болезнь, вызванная такими микроорганизмами; эпидермофития. Ср.: грибок3– принадлежность для штопки чулок в форме деревянного гриба; грибок4 – лёгкая постройка в форме зонта для защиты от солнца, дождя; грибок5– уменьш. к сущ.: гриб);
–ик (ядерный дворик1– круглое ядро с небольшим вдавлением, в отличие от: дворик2– уменьш. к сущ.: двор;
жгутик1, flagellum, – клеточная органелла бактерий, некоторых простейших, зооспор и спермиев, орган движения, в отличие
от: жгутик2, жгут – туго, подобно веревке, закрученная полоса какого-нибудь мягкого материала);
–ка (ресничка1, cilium, – органелла движения клеток животных и мужских гамет некоторых растений, в отличие от: ресничка 2– уменьш. к сущ.: ресница;
Одним из главных требований к толкованию смысловой стороны терминов должна быть максимальная точность, т.к. термин в разных областях знаний имеет разный смысл.
Вариант ответа 3
Слова "наука" и "техника" представляют собой две важные и взаимосвязанные сферы человеческого знания и деятельности. Они играют ключевую роль в современном обществе и оказывают значительное влияние на нашу повседневную жизнь. Давайте рассмотрим эти два понятия более подробно.
Наука - это систематизированное и организованное знание о мире, природе, обществе и многих других аспектах жизни. Она стремится к поиску истины, пониманию причинно-следственных связей и развитию теоретических моделей. Наука базируется на методологических принципах, таких как наблюдение, эксперимент, анализ данных и логическое мышление. Она имеет множество отраслей, таких как физика, химия, биология, математика и многие другие.
Техника, с другой стороны, связана с применением знаний и научных открытий для создания различных устройств, машин, инструментов и технологий. Она ориентирована на практическое применение и решение конкретных задач. Техника включает в себя инженерное искусство, проектирование и изготовление различных устройств, начиная от бытовых приборов и заканчивая космическими аппаратами.
Слова "наука" и "техника" тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наука предоставляет технике фундаментальные знания и принципы, на которых она базируется. Техника, в свою очередь, применяет эти знания для создания новых технологий и решения практических задач.
Вместе они формируют силу инноваций, которая двигает вперед наше общество и изменяет мир вокруг нас. Современные достижения науки и техники позволяют нам решать сложные проблемы, улучшать качество жизни и исследовать более глубокие аспекты природы и вселенной.
Таким образом, слова "наука" и "техника" символизируют двигательный механизм человеческого прогресса и развития, позволяя нам познавать мир и делать его более комфортным и безопасным местом для жизни.

Вариант ответа 4
Слова "наука" и "техника" играют ключевую роль в современном мире и олицетворяют два важнейших аспекта человеческой деятельности: познание и применение знаний. На первый взгляд, они могут казаться схожими, но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что у них есть существенные различия.
Наука - это систематическое исследование и понимание природы, общества и многих других аспектов мира вокруг нас. Она стремится к расширению знаний и созданию теорий, объясняющих явления и законы природы. Наука исследует и описывает мир, а также разрабатывает методы исследования, чтобы углубить наше понимание окружающей реальности.
Техника, с другой стороны, связана с применением знаний и научных открытий для создания и использования различных устройств, механизмов и технологий. Техника нацелена на решение конкретных задач и проблем, обеспечивая практическую пользу и улучшение качества жизни. Технические разработки могут включать в себя всё, начиная от бытовых приборов и заканчивая космическими кораблями.
Основное различие между наукой и техникой заключается в их целях и методах. Наука стремится к пониманию, а техника - к практическому применению этого понимания. Они тесно взаимосвязаны и часто взаимодействуют друг с другом. Например, научные исследования могут приводить к разработке новых технологий, а технические задачи могут вдохновлять научные исследования.
Оба аспекта, наука и техника, имеют огромное значение для прогресса и развития общества. Они содействуют расширению наших знаний, повышению уровня комфорта, эффективности и продуктивности. Вместе они создают основу для современного научно-технического прогресса, который влияет на каждый аспект нашей жизни.

Сжатое изложение. Прочитайте текст. Уточните по толковому словарю значение выделенных слов. Сформулируйте тему текста, определите его основную мысль. Определите тип речи, функциональный стиль речи. Укажите синтаксические особенности текста. Напишите сжатое изложение.
Экскурсовод, толстый человек в очках, повёл группу, в которой оказалась Тома, по тенистой аллее Ботанического сада. Он рассказывал о богатейшей крымской флоре, о редких растениях, живущих исключительно в здешних местах, о древних мифах, связанных с растениями.
Тома была городской девочкой: проводя в детстве летние месяцы в деревне, она не заметила там никакой природы, всё казалось обыденным. Лес, поле, пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой: в лес посылали собирать ягоду для продажи, в поле - помогать на уборке, на пруд - полоскать бельё. Здесь, в Крыму, в Ботаническом саду, пирода была бескорыстна, не требовала от неё никаких трудовых усилий. И даже море, солёная вода, которую никому не надо таскать в вёдрах из-под горы, создано было исключительно для радости плавания и ныряния.
Тома украдкой гладила глянцевитые, и мохнатенькие, и сухие, как старая бумага, и хвойчатые, игольчатые листья кустарников, охраняющих дорожки Ботанического сада, и пальцы её наполнялись неведанной прежде радостью. Недоласканная в младенчестве, не знающая нежного прикосновения в детстве, и теперь, обеспеченная всеми необходимыми вещами, она была по-прежнему лишена нежного прикосновения, без которого всё живое страдает, болеет, хиреет.
У экскурсовода оказался совершенно волшебный голос, и то, что он говорил, было настоящей сказкой.
- Вот акация, - указывал он на небольшое, цветущее сладким жёлтым цветом дерево, - одно из великих деревьев. Египетская богиня Хатхор, Великая Корова, рождающая солнце и звезды, по верованиям древних египтян, имела также ипостась дерева акации, дерева жизни и смерти.
Из всего сказанного понятно было Томе только одно слово - корова. Всё остальное было непонятно, но здорово. И оказалось, что каждое дерево, каждый куст, и даже самый маленький цветок имеют иностранное имя, историю, географию и, самое удивительное, легенду своего пребывания в мире. И еще возникло чувство взаимной симпатии с растениями.
«Наверное, среди эти растений есть какое-то одно, точно такое же, как я... Если бы я его увидела, я бы сразу узнала. Если бы я была растением, то каким именно?» - думала Тома.
Из карманных денег Тома купила в ларьке на выходе из Ботанического сада два набора открыток с местными и средиземноморскими видами растений и книгу «Флора Крыма».
Проблема выбора подходящей профессии, над которой она давно задумывалась, решилась в этот день.
(По Л.Улицкой)

Вариант ответа 1
Флора – растительный мир, совокупность всех видов растений какой-либо местности или геологического периода.
Ипостась – 1. (церк.) одно из лиц Святой Троицы в христианстве; 2. (перен.) одна из форм проявления, воплощения кого-либо, чего-либо.
Тема текста: Экскурсия по Ботаническому саду решила проблему выбора профессии.
Основная мысль: При выборе профессии очень важную роль играет глубокая заинтересованность в том, чем человек будет заниматься.
Тип речи: повествование.
Стиль речи: художественный.
Синтаксические особенности текста: в тексте использованы все виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП, а также сложные предложения с разными видами связи; много предложений, осложнённых однородными членами, обособленными определениями, вводными словами.

Сжатое изложение
Экскурсовод повёл группу, в которой оказалась Тома, по Ботаническому саду. Он рассказывал о крымской флоре, о редких растениях, о мифах.
Тома была городской девочкой, и летом в деревне ей всё казалось обыденным. Лес, поле, пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой. В Крыму природа была бескорыстна, не требовала трудовых усилий. Даже море было создано для радости плавания.
Тома гладила разнообразные листья кустарников, и её пальцы наполнялись неизведанной радостью. Она с детства была лишена нежного прикосновения, без которого всё живое страдает.
Рассказ экскурсовода был настоящей сказкой. Он рассказал, что египетская богиня Хатхор имела ипостась дерева акации, дерева жизни и смерти. Оказалось, что каждое дерево, куст и цветок имеют иностранное имя, историю, географию и легенду. У Томы возникло чувство взаимной симпатии с растениями. Она думала, что среди растений есть такое же, как она.
На выходе из Ботанического сада Тома купила два набора открыток с видами растений и книгу «Флора Крыма».
Проблема выбора профессии, над которой она давно задумывалась, решилась в этот день.

Вариант ответа 2
Флора - исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории или на территории с определёнными условиями в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи.
Ипостась - термин, используемый в христианском богословии для обозначения одного из трёх Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Греческое слово «ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее» и в латыни обозначается как «субстанция»; в переносном значении - качество, роль, амплуа кого-чего-н.
Тема текста – рассказ о посещении девочкой Томой Ботанического сада в Крыму.
Основная мысль – передать красоту природы Ботанического сада, показать, какое чудесное влияние она способна оказать на мировосприятие, убеждения человека, в данном случае – ребёнка.
Тип речи – повествование, т.к. в тексте повествуется о случае из жизни героев, действие в тексте динамичное, много глаголов, указывающих на это.
Стиль речи – художественный. Отрывок взят из художественного произведения. Воздействует на воображение и эмоции читателей, широко используются выразительно-изобразительные средства языка (например, эпитеты – тенистой аллее, богатейшей флоре, глянцевитые, мохнатенькие листья, волшебный голос, неведанной радостью и др.; множество причастных оборотов, которые также выполняют роль распространённых художественных определений).
Синтаксические особенности текста – текст насыщен сложными предложениями с разными видами связи, многие предложения осложнены однородными причастными оборотами, др. однородными членами предложения, вводными словами и пр. Это также характерная особенность художественного стиля.

Сжатое изложение
Экскурсовод повёл группу, в которой оказалась Тома, по тенистой аллее Ботанического сада. Он рассказывал о богатейшей крымской флоре, о редких растениях здешних мест, о древних мифах, связанных с растениями.
Тома была городской девочкой, поэтому в деревенской природе не находила ничего необычного: вся она была связана в её опыте с тяжёлым физическим трудом. Здесь же природа не требовала от неё никаких трудовых усилий. И даже море создано было исключительно для радости плавания и ныряния.
Тома украдкой гладила разнообразные листья кустарников Ботанического сада, и пальцы её наполнялись неведанной прежде радостью. Недоласканная в детстве, она была по-прежнему лишена нежного прикосновения, без которого всё живое страдает и чахнет.
У экскурсовода оказался волшебный голос, и то, что он говорил, было настоящей сказкой. Он поведал, что акация – великое дерево, что Египетская богиня Хатхор, по верованиям древних египтян, имела также ипостась дерева акации. И ещё оказалось, что каждое растение имеет иностранное имя, историю, и легенду своего пребывания в мире. Тома размышляла, что если бы она была растением, то каким именно…
Из карманных денег девочка купила в ларьке на выходе из Ботанического сада два набора открыток с видами растений и книгу «Флора Крыма».
В этот день Тома решила проблему выбора будущей профессии.
(По Л.Улицкой)

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением