Параграф 1 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)

Изображение Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войныКакие цели преследовала каждая из стран — участниц Первой мировой войны? Удалось ли их достичь, и, если да, какими...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Какие цели преследовала каждая из стран — участниц Первой мировой войны? Удалось ли их достичь, и, если да, какими причинами был обусловлен успех?
- Германия: господство в Европе, территориальная экспансия. Результат: поражение, утрата территорий, унизительный Версальский договор
- Австро-Венгрия: сохранение империи, контроль на Балканах. Результат: распад империи из-за внутренних конфликтов и поражения.
- Османская империя: удержание территорий и влияние в исламском мире. Результат: распад и потеря земель
- Великобритания: морская гегемония, уничтожение немецкого флота. Результат: успех, но экономическое ослабление
- Франция: возвращение Эльзаса и Лотарингии, ослабление Германии. Результат: успех благодаря поддержке союзников
- Россия: влияние на Балканах, контроль над проливами. Результат: неудача из-за революции и выхода из войны
- Италия: расширение территорий (Южный Тироль, Далмация). Результат: частичный успех, недовольство результатами
- США: новый мировой порядок, демократизация. Результат: частичный успех, США стали мировой державой
§ 1. Мир накануне Первой мировой войны
В чём состояли причины роста противоречий между мировыми державами в начале ХХ в.?
Причины острых противоречий, которые переросли в мировую войну, были различными: борьба за передел колониальных владений и рынков сбыта промышленной продукции, стремление к переделу границ в Европе, необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Большое значение имели и интересы милитаристских кругов, заинтересованных в наращивании военного производства. Сказывались также и различия в политическом устройстве. Франция и Великобритания были привержены парламентскому многопартийному правлению, их лидеры считали Германию непредсказуемой: там был милитаристский режим кайзера Вильгельма II, вынашивавшего экспансионистские планы. Но подобные планы были и у других стран.
Влияли ли успехи в развитии военной промышленности на внешнюю политику Германии? Приведите конкретные примеры.
Да, успехи Германии в развитии военной промышленности в начале XX века существенно влияли на её внешнюю политику. Германия активно развивала свой военно-морской флот, следуя программе Альфреда фон Тирпица. Были построены мощные линкоры типа Dreadnought, что угрожало британскому превосходству на море. Германия модернизировала свою армию, внедряла современные технологии и увеличивала её численность. Программа перевооружения, поддержанная военной промышленностью, включала артиллерию, стрелковое оружие и железнодорожную сеть для быстрой мобилизации. Это усиливало напряжённость с Францией.
1. Сформулируйте особенности индустриальной цивилизации.
Основой новой цивилизации являлась промышленность (индустрия), которая оказывала мощное воздействие на все сферы человеческой жизни, включая политику и культуру. Экономикой передовых государств управлял класс капиталистов (буржуазия).
2. Вспомните, как происходил процесс модернизации в России.
Экономика развивалась за счёт роста промышленности и строительства железных дорог, включая Транссибирскую магистраль. Аграрная реформа Петра Столыпина (1906–1911) пыталась повысить эффективность сельского хозяйства, но столкнулась с сопротивлением и не была завершена.
Когда и как началось складывание колониальных империй?
На рубеже XIX—XX вв. капиталистическое общество вступило в стадию империализма. Экономическая мощь, которую обеспечивала индустриализация, принесла странам Западной Европы и США (странам Запада) господство над миром. Политическим оформлением раздела рынков было создание колониальных империй (колониализм).
Предположите, о каких предателях говорится в листовке.
- Национальные меньшинства, стремившиеся к автономии или независимости (например, армяне, арабы, греки)
- Политические оппоненты младотурок, поддерживавшие другие идеологии или старый режим
1. В чём состояли причины «пробуждения Азии»?
В Персии (Иране), Османской империи и Китае начало модернизации привело к тяжёлым социальным последствиям. Покидавшие деревни крестьяне пополняли в городах низшие слои населения и время от времени бунтовали против властей и иностранцев. Засилье иностранного капитала вызывало всеобщее возмущение. В странах Азии складывались новые общественные слои — предприниматели и интеллигенция, связанные с западной экономикой и культурой, в том числе с революционными идеями. Слабость зависимых стран вела к росту оппозиционных настроений среди офицерства, считавшего, что их государствам нужна модернизация, которая сделает их сильнее в военном отношении.
2. Назовите последствия революционных событий в азиатских странах.
Серия революций и волнений, прокатившихся по Азии, способствовала вовлечению широких слоёв населения этой части света в активную социально-политическую жизнь. Завершился длительный период медленного развития азиатских стран. Возросло национальное самосознание всех народов, и отныне они всё активнее влияли на ход мировых событий.
1. Перечислите важнейшие, на ваш взгляд, научные открытия и технические изобретения начала ХХ в.
В 1895 г. русский физик Александр Попов передал первую радиограмму. В 1903 г. братья Райт подняли в небо первый самолёт, оснащённый двигателем внутреннего сгорания. В том же году выдающимся русским учёным-самоучкой Константином Циолковским были опубликованы труды, в которых обосновывались возможности космических полётов. В 1905 г. Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности, изменившую представление учёных об основах устройства мира.
2. Назовите положительные и отрицательные последствия технического прогресса.
Открытия и изобретения стали важнейшими вехами в процессе массового внедрения технических средств в жизнь: появились первые автомобили, первые кинофильмы, первые самолёты и т. д. Быстрый технический прогресс порождал у многих неоправданные надежды на скорое достижение всеобщего благоденствия. К тому же плодами технического прогресса в те времена могли пользоваться только представители обеспеченных слоёв населения. Остальным жителям планеты индустриализация и интенсивная эксплуатация приносили прежде всего страдания и лишения. В авангарде технического прогресса шли и изобретатели средств уничтожения. Были разработаны и испытаны первые пулемёты, бронеавтомобили, подводные лодки.
Дайте характеристику 2 течениям в рабочем движении.
Социал-демократы, в большинстве своём марксисты, считали, что к социализму приведёт революция. Но предпосылки для неё возникнут после длительной борьбы за улучшение условий труда, по мере роста культурного уровня рабочих, которые смогут со временем сами управлять производством. Представители этого течения требовали обеспечить демократическое развитие государств и закрепить социальные гарантии для рабочих в законах. Для достижения данных целей создавались социал-демократические рабочие партии, которые объединились во II Интернационал.
Анархо-синдикалисты полагали, что в ходе революции капиталистическая система и охраняющая её государственная власть вместе с бюрократическим аппаратом будут разрушены, заводы перейдут в руки рабочих органов самоуправления и профсоюзов (синдикатов). Общество свободных и солидарных людей без государственной власти анархо-синдикалисты называли анархией (безвластием). Понятие анархии было близко к марксистскому понятию коммунизма, т. е. социализма в его высшей форме. Однако социал-демократы, в отличие от анархо-синдикалистов, считали, что для построения коммунизма можно использовать государственную власть. Позиция части социал-демократов становилась умеренной, реформистской, рассчитанной на постепенные преобразования.
Какие территории планировали присоединить к Германии?
К Германии планировалось присоединить части Франции, в том числе Эльзаса и Лотарингии (уже аннексированных после Франко-прусской войны), а также расширение влияния на Бельгию и Люксембург, часть Польши и Прибалтику.
Объясните символы плаката.
Плакат «Согласие» (1914 г.) символизирует силу, величие и независимость России в условиях Первой мировой войны. Основной образ — фигура России, которая олицетворяет могущество и единство страны. Фигура напоминает одноимённую скульптуру Н. Лаверецкого, прославившуюся на Всемирной выставке в Париже в 1899 году.
Надпись «Согласие» подчёркивает необходимость сплочения народа в ответ на внешние угрозы, а также выражает патриотический настрой. Этот плакат был призван укрепить моральный дух россиян, вдохновляя их на защиту родины и национальных интересов.
1. Какие явления, характерные для индустриального общества, способствовали появлению национализма и шовинизма?
Индустриальное общество, с одной стороны, стирало грани между народами и вовлекало их в мировое хозяйство, а с другой — подталкивало людей к сплочению по национальному признаку. Монополисты развитых стран, стремясь выйти на всё новые рынки для сбыта продукции, вступали в конкуренцию между собой в масштабе всей планеты. Даже рабочие развитых стран стали получать материальные выгоды от успехов «своих» монополий и государств. В результате происходило сплочение людей для защиты интересов своей нации, которое называется национализмом. Национализм перерастал в шовинизм — стремление решить проблемы своей нации за счёт других. Шовинисты выступали не только против других государств, но и против «внутренних врагов» — жителей своих стран, но другой национальности (например, евреев, цыган), а также против представителей других рас. По миру распространялся расизм.
2. Что привело к складыванию 2 военно-политических блоков?
Причины острых противоречий, которые переросли в мировую войну, были различными: борьба за передел колониальных владений и рынков сбыта промышленной продукции, стремление к переделу границ в Европе, необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Большое значение имели и интересы милитаристских кругов, заинтересованных в наращивании военного производства. Сказы-вались также и различия в политическом устройстве. Франция и Великобритания были привержены парламентскому многопартийному правлению, их лидеры считали Германию непредсказуемой: там был милитаристский режим кайзера Вильгельма II, вынашивавшего экспансионистские планы. Но подобные планы были и у других стран.
1. Охарактеризуйте основные черты индустриального общества.
Основой новой цивилизации являлась промышленность (индустрия), которая оказывала мощное воздействие на все сферы человеческой жизни, включая политику и культуру. Экономикой передовых государств управлял класс капиталистов (буржуазия).
Происходила урбанизация (рост численности населения городов за счёт крестьянства). Начался резкий рост населения, связанный со снижением смертности при сохранении относительно высокой рождаемости. Платой за всё это было превращение миллионов людей в придаток фабрик, на которых они трудились. Жёсткая специализация требовала неукоснительного соблюдения стандартов в различных областях производства: деталь, изготовленная в одной части страны, должна была подходить к станку, собранному в другой. Специализация стала охватывать весь мир. Составляющие некоторых видов продукции могли производиться в разных частях света. Однако развитие экономики оставалось неустойчивым, оно сопровождалось кризисами. Демографический рост привёл к появлению миллионов «лишних людей», росту безработицы и социальной напряжённости, миграции населения из одних стран и континентов на другие.
2. Используя карту, составьте самостоятельно разработанную таблицу колониальных владений мировых держав в начале XX в.
3. Покажите регионы мира, к установлению контроля над которыми стремилась каждая из держав военно-политических блоков.
- Великобритания: Индийский субконтинент, Восточная Африка, Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия
- Франция: Северная и Западная Африка, Индокитай, карибские острова, часть Ближнего Востока
- Германия: Африка (Северо-Восточная, Южно-Западная), Тихоокеанский регион, Китай, а также ряд островов в океанах
- Италия: Ливия, Восточная Африка
4. На основе анализа противоречий между европейскими державами сформулируйте причины, которые привели к Первой мировой войне.
- Борьба за колонии и влияние на международной арене
- Усиление вооружённых сил и гонка вооружений
- Растущее националистическое движение в Европе, желание народов и наций добиться независимости
- Альянсы между державами создали систему взаимных обязательств, что превратило локальные конфликты в глобальные
5*. Можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Сформулируйте по 2 аргумента для положительного и отрицательного ответов на эти вопросы.
Положительные аргументы:
- Если бы основные европейские державы в какой-то момент пошли на компромиссы и сдержали агрессию, возможно, война могла бы быть предотвращена
- Если бы страны отказались от масштабного наращивания вооружений, это могло бы снизить напряжённость и предотвратить рост милитаризма, который стал одним из катализаторов войны
Отрицательные аргументы:
- Борьба за новые территории и влияние между европейскими державами была настолько напряжённой, что её нельзя было полностью избежать. Геополитическая конкуренция неизбежно привела бы к конфликту
- Балканский регион и националистические движения, особенно в Австро-Венгрии и Османской империи, были слишком нестабильными. Националистические идеологии и терки на Балканах стали катализатором войны, и их невозможно было предотвратить в рамках существующего политического контекста
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- создание Антанты — 1907 г
- начало Младотурецкой революции — 1908 г
- Синьхайская революция — 1911-1913 гг
- Первая Балканская война — 1912-1913 гг
Используя словари, объясните смысл понятия «милитаризм».
Милитаризм — система политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами с целью наращивания военной мощи.
Укажите примеры проявления милитаризма в странах, историю которых вы изучали в 9 классе.
Франция активно укрепляла свою армию в ответ на угрозу со стороны Германии. После поражения в Франко-прусской войне 1870–1871 гг. Франция начала активно развивать армию и укреплять свою оборону вдоль германской границы, что также способствовало милитаризму.
Сравните 2 иллюстрации. Какой из военных блоков изображает каждая из них? По каким признакам вы это определили? Как эти иллюстрации отражают цели каждого из военно-политических блоков?
Первая иллюстрация изображает Антанту, потому что на этой иллюстрации изображены флаги стран-участниц этого союза. На второй иллюстрации изображен Тройственный союз. Эти иллюстрации представляют цели первого союза как мирные, а второго — как воинственные, негативные. Это можно определить по характеру иллюстраций.
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока и обоснуйте его 2—3 фактами.
Причины острых противоречий, которые переросли в мировую войну, были различными: борьба за передел колониальных владений и рынков сбыта промышленной продукции, стремление к переделу границ в Европе, необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Большое значение имели и интересы милитаристских кругов, заинтересованных в наращивании военного производства. Сказы-вались также и различия в политическом устройстве. Франция и Великобритания были привержены парламентскому многопартийному правлению, их лидеры считали Германию непредсказуемой: там был милитаристский режим кайзера Вильгельма II, вынашивавшего экспансионистские планы. Но подобные планы были и у других стран.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением