Параграф 2 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)

Изображение § 2. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Каковы были итоги Первой мировой войны и что на них повлияло?Первая мировая война стала одним из самых трагических эпизодов...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
§ 2. Первая мировая война. 1914—1918 гг.
Каковы были итоги Первой мировой войны и что на них повлияло?
Первая мировая война стала одним из самых трагических эпизодов в истории человечества. В этот конфликт было втянуто беспрецедентное до того число стран и их жителей, беспрецедентны оказались также людские и материальные потери. Война способствовала серьёзным переменам не только в воевавших, но и в нейтральных странах. Вернуться в довоенное время было невозможно. Открывалась новая страница истории.
О каких настроениях в германском обществе свидетельствует эта фотография?
Фотография, на которой жители Берлина приветствуют кавалерийский полк в августе 1914 года, свидетельствует о патриотическом подъёме и массовом энтузиазме в германском обществе в начале Первой мировой войны. Люди поддерживают своих солдат, испытывая гордость за свою армию и уверенность в быстром и успешном завершении войны. Однако этот оптимизм вскоре уступил место разочарованию, так как с развитием войны стало очевидно, что традиционные формы ведения боя, такие как кавалерия, теряют своё значение в условиях позиционной войны.
1. Какое событие послужило толчком к Первой мировой войне? Можно ли считать это событие причиной начала войны?
В городе Сараево 28 июня 1914 г. член тайной революционной организации «Молодая Босния» 19-летний серб Гаврило Принцип убил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Убийца мстил за оккупацию Боснии Австро-Венгрией. Принцип и не подозревал, что его выстрел станет поводом для мировой бойни. Австро-Венгрия обвинила в случившимся власти Сербии и предъявила им ультиматум, содержавший в том числе пункт о проведении следственных действий на сербской территории. Правительство Сербии, никак не причастное к покушению, справедливо усмотрело в этом нарушение суверенитета своей страны. Это событие можно считать поводом начала войны.
2. В чём состоял план А. фон Шлиффена?
Германский Генеральный штаб принял план, разработанный ещё в 1905 г. генералом А. фон Шлиффеном, предусматривавший разгром Франции до окончания мобилизации в России. Согласно этому плану германская армия должна была обойти французские приграничные укрепления по территории Бельгии, находившейся вне военных союзов. Нарушая границы нейтрального государства, Германия тем самым перечёркивала все международные договоры и соглашения
1. Сформулируйте основные причины и последствия провала плана А. фон Шлиффена.
Причины провала плана А. фон Шлиффена:
- Сильное сопротивление Бельгии замедлило продвижение немецких войск
- Быстрая мобилизация русской армии вынудила Германию перебросить часть войск на Восточный фронт
- Контратака союзников в битве на Марне
Последствия:
- Срыв блицкрига и переход к позиционной войне на Западном фронте
- Втягивание Германии в войну на два фронта
- Укрепление антигерманской коалиции и рост уверенности союзников
- Затяжной характер войны
2. Какую роль сыграла Россия в кампании 1914 г.?
Россия начала наступление в Восточной Пруссии и одержала победу под Гумбинненом (ныне г. Гусев Калининградской обл.). Германский Генеральный штаб, спасая положение, был вынужден срочно перебросить на Восточный фронт часть своих сил. Французам удалось удержать свои позиции, наступление на Париж захлебнулось. Зато южнее, в Галиции, русские армии успешно наступали на позиции австрийцев. Немцам пришлось спасать союзника, перебрасывая свои части и туда. Избежать войны на 2 фронта не удалось. Антанта вскоре захватила германские колонии и установила морскую блокаду Германии.
На основе фотографии опишите танк времён Первой мировой войны.
Они имели громоздкий и массивный вид, зачастую с ромбовидным корпусом, который позволял лучше преодолевать препятствия. Они имели 2 большие гусеницы и небольшую кабину. Броня танков была относительно тонкой, защищая лишь от стрелкового оружия, но оставаясь уязвимой для артиллерийских снарядов.
Используя иллюстрацию, дополнительную литературу и исторические сайты Интернета, подготовьте сообщение на тему «Окопная война».
Окопная война стала одной из характерных черт Первой мировой войны. Эта форма боевых действий заключалась в использовании укреплённых линий обороны, представлявших собой систему траншей, блиндажей и проволочных заграждений. Такая тактика изменила традиционные представления о ведении войны и стала символом позиционного противостояния.
Причины окопной войны
Массовое использование пулемётов, тяжёлой артиллерии и заграждений из колючей проволоки сделало лобовые атаки чрезвычайно опасными. Это заставило армии переходить к оборонительным действиям. Глубокие системы траншей с несколькими линиями обороны позволяли противнику выдерживать атаки с минимальными потерями и осложняли возможность быстрого прорыва. На начальном этапе войны танки и авиация находились на стадии разработки и не могли обеспечить высокую манёвренность. Особенности окопной войны
Быт в окопах был крайне тяжёлым. Солдаты сталкивались с постоянной сыростью, грязью, крысами, нехваткой продовольствия и медицинской помощи. Эпидемии, такие как «окопная стопа» и тиф, стали частыми спутниками.
Фронты оставались практически неподвижными на протяжении нескольких лет. Даже успешные наступления измерялись продвижением на несколько сотен метров или километров.
Основным оружием окопной войны стали артиллерийские орудия. Они использовались для разрушения укреплений, создания воронок для укрытия и подавления живой силы противника.
Долгое пребывание в окопах вызывало у солдат тяжёлые психологические последствия, включая «окопный шок» — прообраз современных посттравматических стрессовых расстройств.
Последствия окопной войны
Число погибших исчислялось миллионами из-за тактики лобовых атак на укреплённые позиции. Длительное отсутствие крупных изменений на фронтах привело к истощению ресурсов противоборствующих сторон. Необходимость преодолеть тупик окопной войны стимулировала развитие новых видов вооружения: танков, авиации и химического оружия.
Окопная война стала символом жестокости и бессмысленности позиционных сражений Первой мировой войны. Она показала, что традиционные методы ведения боевых действий стали неэффективными в условиях новых технологий. Вместе с тем окопная война способствовала развитию военной техники, что впоследствии изменило облик войн XX века.
1. Назовите причины перехода к позиционной войне.
В 1915 г. фронт стабилизировался. Выяснилось, что средства наступления в начале ХХ в. были слабее средств обороны. Армии зарывались в землю, выкапывая многокилометровые линии окопов, защищённые минными полями, колючей проволокой, пулемётным и артиллерийским огнём. Прорвать такой фронт было почти невозможно. Началась так называемая позиционная война.
2. Узнайте какие цели преследовали новые страны, вступившие в войну в 1915 г.
- Италия — получить территории Австро-Венгрии (Трентино, Южный Тироль, Истрия и Далмация)
- Болгария — вернуть утраченные территории в Македонии после Балканских войн
- Османская империя — восстановить контроль над утраченной ранее территорией и защитить свои владения от Антанты
Почему, по вашему мнению, в годы Первой мировой войны часть мирных жителей уходила вместе со своими отступающими войсками, а не оставалась под оккупацией?
Во многих случаях оккупационные армии жестоко обращались с гражданским населением, подозревая их в сотрудничестве с противником или применяя репрессивные меры для устрашения.
Для некоторых граждан было морально неприемлемо оставаться на территориях, контролируемых врагом. Они стремились сохранить связь со своей армией и страной.
Какие мероприятия проводили воюющие государства для бесперебойной работы тыла?
Стремясь удовлетворить запросы фронта, большинство предприятий воюющих стран переключилось на производство военной продукции. Сначала в Германии, а потом и в других странах было введено государственное регулирование производства и распределения товаров. Население снабжалось продовольствием по карточкам, предприятия получали планы производства и нормы потребления ресурсов. Компенсируя недостаток рабочих рук, власти ввели обязательную трудовую повинность.
1. Назовите итоги военной кампании 1916 г.
В мае 1916 г. русские войска под командованием А. Брусилова прорвали фронт в Галиции, поставив Австро-Венгрию на грань катастрофы (Брусиловский прорыв). Германскому командованию пришлось срочно перебрасывать войска с Западного фронта, чтобы спасти своего союзника.
2. Из курса истории России вспомните, какую роль сыграл Брусиловский прорыв в изменении тактики и стратегии военных действий.
Прорыв показал, что даже хорошо укрепленные оборонительные линии можно преодолеть при использовании тактических инноваций и сосредоточении усилий. Брусиловский прорыв стал образцом инновационного подхода к войне и оказал влияние на развитие военной тактики, показав, что успех зависит не только от ресурсов, но и от умелого планирования и взаимодействия войск.
Какие события привели к подписанию перемирия в Компьенском лесу?
После вступления в войну США у Германии оставался один шанс на победу: бросить все силы на Западный фронт и разгромить противника до того, как рухнет германская экономика. В сентябре 1918 г. войска Антанты начали штурм линии Гинденбурга. Германская армия не смогла удержать позиции. В октябре укреплённая линия была прорвана, важную роль в этом сыграли усовершенствованные танки. Вскоре в Германии началась революция. Вильгельм II лишился престола, была провозглашена республика.
1. Выделите факторы, обусловившие:
а) поражение Центральных держав (Четверного союза);
- Экономическое истощение
- Ведение боевых действий на нескольких фронтах
- Внутренние восстания
- Вмешательство США
- Стратегические ошибки
б) победу стран Антанты в Первой мировой войне.
- Превосходство в ресурсах
- Координация усилий союзников
- Технические инновации
- Привлечение сил из колоний
2. Какой характер носила война для различных стран?
Для ведущих держав война велась за передел мира, усиление влияния и завоевание новых территорий и носила империалистический характер.
Для народов, находившихся под господством Австро-Венгрии и Османской империи (например, сербов и чехов), война носила характер борьбы за независимость.
3. Используя карту, заполните таблицу «Боевые действия в Европе во время Первой мировой войны».
4. Какое новое оружие стало использоваться в ходе войны? Как его применение сказалось на её ходе?
- Танки использовались впервые Антантой (битва на Сомме). Помогли прорывать укреплённые линии.
- Химическое оружие применено впервые Германией (хлор в 1915 году). Создало новую угрозу для солдат, но имело ограниченную эффективность из-за противогазов
- Авиация использовалась для разведки, бомбардировок и воздушных боёв
- Подводные лодки использовались Германией для борьбы с кораблями Антанты, что привело к участию США в войне
5. Охарактеризуйте роль Восточного фронта в ходе войны в Европе.
- Наступления русской армии заставляли Германию и Австро-Венгрию отвлекать силы с Западного фронта
- Восточный фронт был менее стабилен, чем Западный, и войска вели активные маневренные бои
- Успехи русской армии, такие как Брусиловский прорыв, наносили значительный ущерб Австро-Венгрии
6. Подготовьте сообщение об одном из военачальников времён Первой мировой войне.
Алексей Алексеевич Брусилов (1853–1926)
Российский генерал, командующий Юго-Западным фронтом. Прославился благодаря успешному наступлению в 1916 году (Брусиловский прорыв), в ходе которого русские войска прорвали хорошо укреплённую линию обороны противника. Его тактика (одновременные атаки на широком фронте, скрытная подготовка, использование штурмовых групп) оказала влияние на развитие военного искусства. Несмотря на успех, после революции 1917 года Брусилов был вынужден уйти из армии.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- убийство Франца Фердинанда – 28 июля 1914 г
- битва на Марне – сентябрь 1914 г
- первое применение химического оружия – апрель 1915 г
- Брусиловский прорыв – май 1916 г
- первое использование танков в сражении на Сомме – июль 1916 г
- свержение царской власти в России – февраль 1917 г
- вступление в войну США – 1917 г
- приход к власти в России большевиков – октябрь 1917 г
- заключение Брестского мирного договора – 3 марта 1918 г
Используя словарь, дайте определение понятия «геноцид».
Геноцид – это преднамеренные действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
Приведите известные вам проявления геноцида во всемирной истории с древнейших времён до конца ХIХ в.
- Геноцид карфагенян (146 г. до н.э.). После третьей Пунической войны римляне разрушили Карфаген, уничтожив большую часть населения
- Уничтожение коренных народов Америки (XVI–XIX вв.). Массовая гибель коренного населения Америки в результате европейской колонизации, войн, насильственной христианизации и болезней
- Геноцид армян в Османской империи (1894–1896). Восстания армян привели к репрессиям со стороны османских властей. Погибли десятки тысяч армян
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением