Итоги Главы 1 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)

Изображение 1. Составьте тесты (в каждом тесте должно быть 4 элемента) по истории Первой мировой войны, требующие соотнести: • ключевые даты и события; Соотнесите даты и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
1. Составьте тесты (в каждом тесте должно быть 4 элемента) по истории Первой мировой войны, требующие соотнести:
• ключевые даты и события;
Соотнесите даты и события:
1. Август 1914 года
2. Май 1915 года
3. Июнь 1916 года
4. Ноябрь 1918 года
А) Подписание Компьенского перемирия
Б) Брусиловский прорыв
В) Вступление Италии в войну
Г) Начало Первой мировой войны
Ответ: 1 – Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – А
• страны и события в этих странах;
Соотнесите страны и связанные с ними события:
1. Германия
2. Османская империя
3. Италия
4. Россия
А) Оборона Дарданелл
Б) Битва при Танненберге
В) Вступление в войну на стороне Антанты
Г) Подводная война против Антанты
Ответ: 1 – Г, 2 – А, 3 – В, 4 – Б
• исторических деятелей и факты их биографий;
Соотнесите деятелей и факты их биографий:
1. Алексей Брусилов
2. Вильгельм II
3. Франц Фердинанд
4. Жорж Клемансо
А) Его убийство стало поводом к началу войны
Б) Император Германии во время войны
В) Русский генерал, организатор успешного наступления 1916 года
Г) Премьер-министр Франции, один из лидеров Антанты
Ответ: 1 – В, 2 – Б, 3 – А, 4 – Г
• причины и последствия событий.
Соотнесите причины и последствия:
1. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда
2. Вступление США в войну
3. Применение химического оружия
4. Компьенское перемирие
А) Массовые жертвы среди солдат на Западном фронте
Б) Конец Первой мировой войны
В) Начало глобального конфликта между странами Европы
Г) Смена хода войны в пользу Антанты
Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3 – А, 4 – Б
2. Напишите эссе на одну из следующих тем:
1) «Наверно, всё ложь и ничтожность, коль скоро культура тысячелетий даже не сумела воспрепятствовать тому, чтобы проливались реки крови» (немецкий писатель Э. Ремарк);
Эрих Мария Ремарк через свои произведения, такие как «На Западном фронте без перемен», выразил ужас и бессмысленность войны. Фраза подчеркивает кризис гуманизма: война показала, что достижения культуры и цивилизации не смогли предотвратить варварство. Миллионы людей погибли из-за политических амбиций, демонстрируя, что культура порой становится лишь оболочкой, скрывающей агрессию и жадность. Первая мировая война стала примером того, как технология, созданная для прогресса, была использована для разрушения.
2) «Сейчас повсюду… скорчившись, зарывшись в землю, лежит миллион людей, которые стараются как можно основательнее изувечить друг друга. Грандиозность этого безумия не укладывается в сознании» (английский писатель Г. Уэллс);
Герберт Уэллс был современником Первой мировой войны и наблюдал её разрушительные последствия. Его слова отражают абсурдность ситуации, когда миллионы людей, мобилизованных в армию, были вынуждены уничтожать друг друга по приказу своих правительств. Грандиозность этого безумия заключалась в том, что война не решала коренных проблем, а только усугубляла социальные и экономические кризисы. Для многих народов война стала символом бессмысленного уничтожения человеческих жизней.
3) «Немцы полезли в войну четырнадцатого года только потому, что девять десятых химических заводов всего мира принадлежали Германии» (русский писатель А. Н. Толстой);
Алексей Толстой, подчёркивая роль химической промышленности Германии, выделяет экономические интересы как одну из ключевых причин войны. Германия, обладая мощной индустрией, стремилась обеспечить свои заводы рынками сбыта и сырьём. Война в этом контексте становится не только политическим, но и экономическим конфликтом. Участие химической промышленности усилило разрушительный характер войны, сделав её по-настоящему индустриальной.
4) «Европейская и всемирная война имеет ярко определённый характер буржуазной, империалистической, династической войны. Борьба за рынки и грабёж чужих стран, стремление пресечь революционное движение пролетариата и демократии внутри стран, стремление одурачить, разъединить и перебить пролетариев всех стран, натравив наёмных рабов одной нации против наёмных рабов другой на пользу буржуазии — таково единственное реальное содержание и значение войны» (В. Ленин).
Владимир Ленин характеризовал Первую мировую войну как империалистическую, отражая её суть борьбы за передел рынков и территорий. Война стала способом подавления революционного движения, но в итоге породила новые революции, особенно в России. Его слова подчеркивают классовый характер конфликта: война служила интересам правящих элит, тогда как её основные тяготы ложились на плечи рабочих и крестьян. Ленин использовал эту позицию для обоснования необходимости свержения буржуазного строя и перехода к социализму.
3. Проведите игру в форме дебатов между консерваторами, либералами, социал-демократами и коммунистами. Вводные установки: государство N находится в Центральной Европе, является аграрно-индустриальной страной и только что выделилось из распавшейся империи. Прошли выборы в Учредительное собрание, на которых ни одна из политических сил не смогла завоевать абсолютного большинства. Из-за низкого уровня жизни в стране происходят забастовки рабочих, выступления крестьян (в деревне требуют проведения аграрной реформы). Раскритикуйте программы «соперников» и от имени «своей» политической силы подготовьте программу действий и предложите её «народу».
Консерватор: Наша главная задача – сохранить стабильность и традиционные ценности. Эксперименты с землёй или промышленностью опасны. Аграрная реформа возможна только через поддержку крупных землевладельцев, чтобы они смогли повысить эффективность сельского хозяйства. Мы настаиваем на защите частной собственности, сильной армии и стабильном управлении.
Критика соперников:
- Либералы ведут страну к хаосу своими реформами и излишней свободой
- Социал-демократы хотят слепо следовать за западными моделями, которые нам не подходят
- Коммунисты вообще предлагают разрушить основы общества и национализировать всё – это катастрофа
Либералы
Либерал: Наш приоритет – демократизация общества. Мы предлагаем провести умеренную аграрную реформу, выделив часть земель крестьянам, но с компенсацией землевладельцам. Экономику нужно развивать через свободный рынок, привлекая иностранный капитал. В политике – закрепление прав и свобод граждан.
Критика соперников:
- Консерваторы держат страну в прошлом, их модель не решает проблемы бедности
- Социал-демократы слишком сильно полагаются на государственное вмешательство, что затормозит развитие экономики
- Коммунисты предлагают опасные идеи, ведущие к диктатуре и экономическому хаосу
Социал-демократы
Социал-демократ: Мы видим ключевую проблему в социальном неравенстве. Предлагаем аграрную реформу с передачей земли крестьянам безвозмездно, но при поддержке государства для повышения производительности. Рабочие должны получить право на профсоюзы и улучшение условий труда.
Критика соперников:
- Консерваторы защищают интересы элиты, а не народа
- Либералы заботятся только о бизнесе и забывают о рабочих и крестьянах
- Коммунисты хотят разрушить общество вместо того, чтобы улучшать его эволюционно
Коммунисты
Коммунист: Капитализм уже доказал свою несостоятельность. Мы требуем немедленной национализации всех крупных предприятий и банков. Земля должна быть передана крестьянам без компенсаций, а затем коллективизирована. Рабочие сами могут управлять фабриками через советы.
Критика соперников:
- Консерваторы представляют интересы буржуазии и помещиков
- Либералы – слуги капитала, которые никогда не пойдут на настоящие перемены
- Социал-демократы пытаются быть компромиссными, но это не решит коренных проблем
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Первая мировая война и её последствия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
1. Причины начала Первой мировой войны
2. Ход войны
a. Основные фронты: Западный, Восточный, Итальянский, Балканский
b. Применение новых видов вооружений (химическое оружие, танки, авиация)
c. Вступление США в войну
3. Итоги войны
a. Военные потери и разрушения
b. Изменение политической карты Европы: распад Австро-Венгерской, Османской, Германской и Российской империй
c. Создание Лиги Наций
4. Социально-экономические последствия
a. Экономический кризис в странах-участницах
b. Рост социальных конфликтов, забастовок и революций
5. Политические последствия
a. Революция в России и создание СССР
b. Усиление национально-освободительных движений
6. Значение Первой мировой войны в истории XX века.
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока и обоснуйте его 2—3 аргументами.
Первая мировая война стала одним из самых трагических эпизодов в истории человечества. В этот конфликт было втянуто беспрецедентное до того число стран и их жителей, беспрецедентны оказались также людские и материальные потери. Война способствовала серьёзным переменам не только в воевавших, но и в нейтральных странах. Вернуться в довоенное время было невозможно. Открывалась новая страница истории.
1. «Пропаганда войны» — пропагандистские плакаты и другие средства агитации в годы войны.
Пропаганда в годы Первой мировой войны стала важнейшим инструментом поддержки боевого духа и мобилизации общества. Каждое государство стремилось оправдать свои действия и привлечь граждан к активному участию в войне, используя визуальные, текстовые и аудиовизуальные средства.
Плакаты - основной инструмент визуальной агитации. Яркие образы и лаконичные лозунги служили для привлечения внимания и передачи эмоционального посыла.
Примеры:
- В Великобритании — плакат с лордом Китченером с призывом: «Your Country Needs You!».
- В Германии — образы врагов, представленных как варвары, угрожающие миру и культуре.
- Во Франции — плакаты, побуждающие граждан к патриотической поддержке армии.
Средства массовой информации активно использовались для публикации новостей с фронта, часто искажённых в пользу «своей» стороны.Рассказы о героизме солдат и зверствах врагов укрепляли патриотизм.
Развивались хроники, показывающие подготовку армии, боевые действия и жизнь на фронте. Эти материалы служили для убеждения общества в силе своей армии.
Листовки распространялись среди солдат и мирного населения, как своих, так и врага. Целью было деморализовать противника и поднять боевой дух своих войск.
Пропаганда не только поддерживала моральный дух населения, но и формировала стереотипы, которые затрудняли последующее примирение.
Средства пропаганды в Первую мировую войну оказали огромное влияние на общественное сознание, заложив основы массовой информационной политики XX века.
2. «Человек на войне» — Первая мировая война (по воспоминаниям её участника).
Первая мировая война оставила глубокий след в судьбах её участников. Воспоминания ветеранов помогают понять, как война повлияла на отдельного человека, его чувства, мысли и повседневную жизнь.
Быт солдата:
- Постоянное нахождение в окопах среди грязи, воды и крыс
- Еда часто была скудной и низкого качества, а медицинская помощь — ограниченной
- Постоянные артиллерийские обстрелы и атаки
- Использование химического оружия, которое вызывало массовые потери и страх
Солдаты испытывали ужас, потерю близких друзей и отчаяние. Многие теряли веру в гуманность человечества.
Примером являются записи Эриха Марии Ремарка в романе «На Западном фронте без перемен». Его описание показывает не только физические трудности, но и моральное опустошение солдат, которые видели, как человеческая жизнь обесценивалась.
После войны многие ветераны чувствовали себя чужими в мирной жизни. Их опыт был непонятен остальным, а сами они не могли забыть ужасов, пережитых на фронте.
Первая мировая война изменила судьбы миллионов людей, превратив их из обычных граждан в участников кровавого конфликта. Воспоминания ветеранов служат напоминанием о разрушительной силе войны.
3. «Память войны» — рассказ о памятнике, посвящённом Первой мировой войне.
Памятники Первой мировой войны являются важной частью исторической памяти. Они напоминают о миллионах жертв и учат ценить мир. Одним из таких мемориалов является Мемориал Мененские ворота в Ипре (Бельгия).
Мемориал был построен в 1927 году в честь солдат Британской империи, погибших на Западном фронте и чьи тела не были найдены. На стенах выгравированы имена 54 395 солдат. Архитектура арки символизирует путь солдат на поле боя, поскольку через эти ворота они шли на фронт.
Ежедневно в 20:00 проводится церемония Last Post, во время которой трубачи исполняют сигнал, посвящённый памяти павших. Тысячи людей приезжают к мемориалу, чтобы возложить цветы и отдать дань уважения.
Мемориал напоминает о хрупкости мира и огромной цене, заплаченной за военные конфликты. Он также служит местом объединения людей из разных стран, которые чтят память своих предков.
Памятники, подобные Мененским воротам, играют важную роль в сохранении памяти о трагедиях войн. Они напоминают о необходимости стремиться к миру и избегать повторения ошибок прошлого.
1. Прочитайте тексты о настроениях при объявлении войны и ответьте на вопросы.
1) Определите, о каких странах идёт речь в отрывках из документов.
А: Австро-Венгрия. Упоминается британский посол, а также упоминается разрыв отношений с Сербией, что связано с началом конфликта, ставшего поводом для Первой мировой войны.
Б: Россия. Упоминается Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге, а также разгром германского посольства, вызванный объявлением войны.
В: Франция. Кричат «На Берлин!», поют «Марсельезу», что указывает на французский контекст.
Г: Великобритания. Упоминаются улицы вблизи Трафальгарской площади, а наблюдения принадлежат британскому философу Бертрану Расселу.
2) Что, помимо радости, объединяло людей во всех странах?
- Эмоциональный подъём и энтузиазм
- Наивное отношение к войне
- Общественное единство
- Агрессивные настроения
2. Прочитайте отрывок из Компьенского перемирия и ответьте на вопросы.
1) Как победители старались себя обезопасить на случай срыва перемирия и возобновления войны?
- Разоружение Германии
- Эвакуация и контроль территорий
- Союзники разместили свои войска в Рейнских землях
- Контроль над репатриацией
2) Объясните, почему условия для Западного фронта и восточных границ Германии оказались разными.
На Западном фронте Германия вела активные боевые действия против главных стран Антанты (Франции, Великобритании, США). Здесь была сосредоточена основная сила германской армии, поэтому союзники требовали строгого контроля и максимального ослабления Германии. На востоке Германия уже подписала выгодные для себя Брест-Литовский и Бухарестский мирные договоры, но эти земли не были так важны для союзников, как западные территории.
На востоке Германия взаимодействовала с нестабильными государствами (например, Советской Россией, которая переживала Гражданскую войну). Условия перемирия предусматривали отказ от Брест-Литовского и Бухарестского договоров, чтобы лишить Германию выгод и усилить влияние Антанты.
На Западе союзники требовали полной эвакуации и разоружения, чтобы полностью устранить угрозу. На востоке условия были мягче, так как союзники фокусировались на восстановлении своих позиций после предыдущих германских побед.
3. Проанализируйте статистические данные и на их основе подготовьте сообщение на тему «Последствия Первой мировой войны».
Первая мировая война стала одним из самых масштабных и разрушительных конфликтов в истории человечества, оказав значительное влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь. Статистические данные о потерях и масштабах военных действий позволяют оценить её последствия.
Общее количество погибших составило около 9,5 миллионов человек, что стало трагедией для всего мира.
Наибольшие потери понесли:
- Германская империя — 1,773 млн человек;
- Россия — 1,635 млн человек;
- Франция — 1,357 млн человек.
Свыше 20 миллионов человек были ранены, из которых многие остались инвалидами.
Эти потери привели к серьёзным демографическим последствиям, включая дефицит трудоспособного населения, «потерянное поколение» молодых мужчин и рост числа женщин в трудовых процессах.
Экономические последствия
Протяжённые фронты (до 4 тыс. км) и мобилизация 70 миллионов человек истощили экономические ресурсы многих стран. Европа, бывшая до войны мировым экономическим центром, утратила свои позиции. Разрушенные города, транспортная инфраструктура и сельское хозяйство привели к падению уровня жизни и кризису в экономике.
Политические изменения
Крах старых империй: распались Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя и Российская империя. Появились новые независимые государства (Польша, Чехословакия, Югославия и другие), а Европа столкнулась с перекраиванием границ. Война привела к росту революционных настроений, особенно в России, где разразилась Октябрьская революция и установилась советская власть.
Социальные последствия:
Массовое использование оружия массового поражения (химическое оружие, артиллерия) повлияло на психику солдат и мирного населения. Возросли требования к улучшению условий жизни рабочих и крестьян, что способствовало распространению социалистических идей.
Влияние на международные отношения:
Заключение Версальского договора в 1919 году наложило тяжёлые условия на Германию, что стало одной из причин Второй мировой войны. Создание Лиги Наций стало первой попыткой предотвратить новые глобальные конфликты, хотя её эффективность оказалась низкой.
Первая мировая война не только изменила карту мира, но и сформировала новый мировой порядок. Её последствия, включая миллионы жертв, разрушенную экономику и политические перемены, предопределили многие события XX века, включая Вторую мировую войну.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением