Упр.237 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Из трёх простых предложений составьте и запишите одно сложноподчинённое с двумя придаточными, используя средства связи, данные в скобках.Образец. Хлынул дождь. Мы...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Из трёх простых предложений составьте и запишите одно сложноподчинённое с двумя придаточными, используя средства связи, данные в скобках.Образец. Хлынул дождь. Мы...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Прочитайте. Определите, к какой функциональной разновидности языка и к какому функционально-смысловому типу речи принадлежит этот текст. Аргументируйте свой выбор. Сформулируйте тему текста.
Озаглавьте его. Составьте план текста. Как строится сообщение на лингвистическую тему? Перескажите текст в парах.
Слова, которыми мы пользуемся в своей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои ещё не раскрытые тайны и загадки, свою историю.
Язык — это одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Представьте себе на минуту совершенно невероятную ситуацию: человечество вдруг оказалось без языка как средства общения людей между собой. На Земле воцарился бы неописуемый хаос, последствия которого было бы невозможно предугадать даже приблизительно. <...> Значение языка в истории нашей цивилизации трудно переоценить. Вот почему язык — это не менее важный объект научного исследования, чем, например, небесные тела или свойства минералов, животный и растительный мир или история различных стран и народов.
Известно, что язык изучает специальная наука — языкознание, или лингвистика. Язык, как и важнейший его компонент — слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической и т. д. Следовательно, языкознание — это сложная наука, имеющая много различных аспектов исследования, отвечающая на самые различные вопросы. Среди этих многочисленных вопросов языкознания есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе?
Попробуйте внимательнее присмотреться к разным словам — и вы увидите, что в одних случаях ответить на вопрос об их происхождении, о мотивированности отдельных названий можно без особого труда, а в других случаях происхождение этих названий совершенно непонятно. Например, каждому знающему русский язык ясно, как этимология этимологический произошли слова лётчик (летать), свисток (свистеть), подоконник (под окном), паровоз (пар и возить). Пока не было железных дорог и самолётов, в русском языке не было и таких слов, как паровоз и лётчик. Эти слова происходят от хорошо известных русских слов пар, возить; летать.
Но вот слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены так же просто, ни одно из них не имеет достаточно очевидных связей в русском языке — как, например, в случае летать — лётчик. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология. <...>
Этимология — это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Здесь ещё очень много «белых пятен», которые ждут своего первооткрывателя. Обратитесь к любому этимологическому словарю русского (да и не только русского) языка. Как много там слов, о которых говорится: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет» и т. н. И представьте теперь себя в положении этимолога, который, исследовав «единого слова ради тысячи тонн словесной руды», решает, наконец, трудную задачу. Никто ещё не знает того скрытого тысячелетними напластованиями значения, которое слово имело во время своего возникновения. И только кропотливый труд первооткрывателя-этимолога позволяет объяснить происхождение этого слова. Глубокое чувство творческого удовлетворения, которое испытывает при этом исследователь, можно сравнить с чувством мореплавателя, впервые открывшего неведомую землю, геолога, обнаружившего новое месторождение нефти, шахматиста, нашедшего неожиданную эффектную комбинацию. <...>
С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Однако вопрос о том, почему соха называется сохой, а галка — галкой, интересует не только детей «от двух до пяти», но и людей более старшего возраста — вплоть до убелённых сединами учёных, и дело здесь не в праздном любопытстве. Этимология представляет собой важный раздел истории языка, не зная которой мы можем лишь описывать факты, почти совершенно их не объясняя. Наука же, в том числе и языкознание, не только описывает факты, но также систематизирует и объясняет их.
(Ю. Откупщиков. «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии»)
Функциональная разновидность языка: научно-популярный стиль, так как автор в доступной форме сообщает научные сведения об одном из разделов лингвистики – этимологии.
Функционально-смысловой тип речи: рассуждение, так как автор доказывает свои мысли с помощью аргументов.
Тема текста: этимология и её роль в изучении языка.
Увлекательная наука этимология
План
1. Загадочный и таинственный мир слов.
2. Язык – важный объект научного исследования.
3. Аспекты изучения языкознания.
4. Вопрос о происхождении слов.
5. Этимология – один из интересных и увлекательных разделов науки о языке.
6. Этимология описывает факты, систематизирует и объясняет их.
Как строится текст на лингвистическую тему?
Текст на лингвистическую тему строится в форме рассуждения. Композиция рассуждения:
1. Тезис, который сообщает лингвистический факт.
2. Аргументы: приводятся логические доводы, доказывающие тезис, и примеры, поясняющие и иллюстрирующие доводы, также проводится анализ примеров.
3. Вывод: обобщение сказанного.
Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, образуют свой мир, таинственный и загадочный.
Язык – одно из древнейших общественных явлений. Без него на Земле воцарился бы хаос. Поэтому язык – важный объект научного исследования.
Изучением языка занимается языкознание, или лингвистика. Она имеет много различных аспектов исследования, отвечает на самые разные вопросы. Одним из таких вопросов является вопрос о том, почему предметы называются так, а не иначе?
В одних случаях легко ответить на вопрос о происхождении слова, например: лётчик – от слова «летать», паровоз – от слов «пар» и «возить». Но есть слова, происхождение которых не так очевидно. В этом случае на помощь приходит наука этимология.
Этимология – один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. В любом этимологическом словаре есть слова с неясным происхождением, и только кропотливый труд этимолога позволяет найти первоначальное значение таких слов. Чувство, которое при этом испытывает исследователь, можно сравнить с чувством мореплавателя, открывшего неведомую землю.
Происхождение слов интересует людей разного возраста, и дело здесь не в праздном любопытстве. Этимология представляет собой важный раздел истории языка, которые не только описывает факт, но также систематизирует и объясняет их.

Из трёх простых предложений составьте и запишите одно сложноподчинённое с двумя придаточными, используя средства связи, данные в скобках.
Образец. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (когда ... , который ...). - Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
1) Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность её удара уже миновала (когда ... , то ... , потому что ...). 2) Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза (если ... , как ...). 3) Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда ... , то ... , которая ...). 4) Горы обстоят из твёрдых каменных пород. Они всё-таки постепенно разрушаются. На месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины (хотя ... , так что ...).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением