Упр.204 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 204. Прочитайте высказывания известного русского историка XIX века В. О. Ключевского. Выполните пунктуационный разбор двух бессоюзных сложных предложений устно, двух -...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 204. Прочитайте высказывания известного русского историка XIX века В. О. Ключевского. Выполните пунктуационный разбор двух бессоюзных сложных предложений устно, двух -...
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:
204. Прочитайте высказывания известного русского историка XIX века В. О. Ключевского. Выполните пунктуационный разбор двух бессоюзных сложных предложений устно, двух - письменно. Какими по структуре являются остальные предложения? Объясните (устно) постановку в них знаков препинания.
1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия. 2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: её сравнительно легко вывести из равновесия. 3. Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить2 в своей обители образцовый порядок иноческого* общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. 4. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. 5. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. 6. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. 7. Тайна искусства писать — уметь быть первым читателем своего произведения. 8. Высшая степень искусства говорить — уменье молчать. 9. Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
Вариант ответа 1
1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворе ния его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия.
Устный разбор
В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения – двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно.
2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: её сравнительно легко вывести из равновесия.
Устный разбор
В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения – двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно.
3. 1Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: 2своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить2 в своей обители образцовый порядок иноческого* общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества.
4. 1Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; 2западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества.
5. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. – Бессоюзное сложное предложение.
6. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. – Бессоюзное сложное предложение.
7. Тайна искусства писать – уметь быть первым читателем своего произведения. – Простое предложение.
8. Высшая степень искусства говорить – уменье молчать. – Простое предложение.
9. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. – Простое предложение.
Примечания: ; : – знаки между прост. предл. в составе сложного
, – запятая при однородных членах
, – запятая при обособленном определении
– – тире между подлежащим и сказуемым
Иноческий* – монашеский.
Вариант ответа 2
1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: (вторая часть поясняет всю первую часть) увеличивая и регулируя энергию физических сил, (запятая отделяет деепричастный оборот) нельзя истощать их и выводить из равновесия.
2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: (вторая часть поясняет всю первую часть) её сравнительно легко вывести из равновесия.
3. 1)Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: (вторая часть поясняет всю первую часть) 2)своим смирением, (запятая разделяет однородные дополнения) терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, (перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества.
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением: Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей... и вторым ...своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества ставится знак разделения - двоеточие, так как вторая часть поясняет всю первую часть. Во втором предложении между однородными сказуемыми установить, воспитать ставится знак разделения - запятая, так как они соединены бессоюзной связью.
4. 1)Греческое влияние захватывало всё общество, (запятая отделяет деепричастный оборот) не захватывая всего человека; (точка с запятой разделяет простые осложнённые предложения) 2)западное влияние захватывало всего человека, (запятая отделяет деепричастный оборот) не захватывая всего общества.
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением: Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека... и вторым ...западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. ставится знак разделения - точка с запятой, так как обе части предложения являются осложнёнными деепричастными оборотами. В первом предложении между деепричастным оборотом не захватывая всего человека... и остальной частью предложения ставится знак разделения - запятая. Во втором предложении между деепричастным оборотом ...не захватывая всего общества. и остальной частью предложения ставится знак разделения - запятая.
5. 1)Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, (запятая разделяет однородные дополнения) самыми мощными двигателями человеческого развития; (точка с запятой разделяет простые осложнённые предложения) 2)они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, (запятой отделяется причастный оборот) соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества.
- и - = ; - = .
6. 1)Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: (вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части) 2)знание прошлого не только потребность мыслящего ума, (перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но и существенное условие сознательной и корректной деятельности.
- = : потому что - = , = .
7. Тайна искусства писать - (подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом) уметь быть первым читателем своего произведения. (простое предложение)
8. Высшая степень искусства говорить - (подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом) уменье молчать. (простое предложение)
9. Уметь разборчиво писать - (подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое - именем существительным в именительном падеже) первое правило вежливости. (простое предложение)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением