Итоги Главы 2 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение Итоги главы1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Как вы думаете, почему именно эта картина выбрана в качестве основной к главе? Картина, открывающая главу,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
Итоги главы
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Как вы думаете, почему именно эта картина выбрана в качестве основной к главе?
Картина, открывающая главу, изображает хаос, народное ополчение или страдания простых людей в годы Смуты. Она выбрана потому, что ярко передаёт главную черту этого периода — разрушение государства и единение народа перед бедой.
Какой период русской истории получил название «Смутное время»? Дайте общую характеристику этого периода и определите предпосылки и причины Смуты.
Смутным временем называют период начала XVII века (примерно 1598–1618 гг.), когда в России разразился глубокий кризис власти, экономики и общества. Предпосылками стали последствия опричнины Ивана Грозного, закрепощение крестьян и пресечение династии Рюриковичей, а непосредственными причинами — голод 1601–1603 годов, появление самозванцев и вмешательство Польши и Швеции.
2. Составьте и заполните таблицу «Смута в России» на основе материала § 17–25.
3. Какие события дали основание учёным охарактеризовать начало XVII в. в истории России как Смутное время? Назовите несколько таких событий.
Событиями, которые дали основание назвать этот период Смутой, были: голод, когда люди ели кору и умирали на улицах; появление «лжецарей» (самозванцев), за которых шла война; захват Москвы иностранцами-поляками; полный распад государства, когда каждый город жил сам по себе, а казаки и бояре переходили из лагеря в лагерь.
4. Почему ни один правитель России, царствовавший в начале XVII в., не смог удержать власть и только воцарение Михаила Фёдоровича Романова стабилизировало ситуацию? Свой ответ аргументируйте.
Ни один правитель до Михаила Романова не удержал власть, потому что у каждого были свои враги в обществе: Годунова ненавидели за голод и слухи об убийстве Дмитрия, Лжедмитрия I — за связь с поляками, Шуйского — за слабость и поражения. Михаил Романов, 16-летний юноша, не замешанный в распрях, внук брата первой жены Ивана Грозного, устроил всех: бояр — своей родовитостью и молодостью (думали, что будут править за него), народ — как «законный» выбор Земского собора, казаков — связью с патриархом Филаретом. Его избрание пресекло династический кризис.
5. Что позволило преодолеть Смуту и изгнать из страны иностранных захватчиков?
Преодолеть Смуту и изгнать захватчиков позволило общенародное единство и патриотизм. Простые люди (торговец Минин), дворяне (князь Пожарский), казаки, крестьяне и духовенство (патриарх Гермоген) забыли свои споры и объединились ради спасения Родины. Второе ополчение стало воплощением этого единства, а освобождение Москвы в 1612 году показало, что народ сам может восстановить государство.
6. Сформулируйте главную причину организации Первого и Второго ополчения. Какие обстоятельства привели к распаду Первого и успеху Второго ополчения Минина и Пожарского?
Главная причина создания обоих ополчений — необходимость освободить Москву от польских оккупантов. Первое ополчение распалось из-за ссор и недоверия между дворянами (Ляпунов) и казаками (Заруцкий), которые не могли договориться о власти. Второе ополчение добилось успеха, потому что в нём была строгая дисциплина, общая казна (собранная Мининым) и единый авторитетный военачальник (Пожарский), а все силы подчинялись одной цели.
7. Существует следующая оценка Смутного времени: «В ходе Смуты существовали возможности для изменения политического строя России, но они так и не были воплощены в жизнь». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте.
С такой оценкой можно согласиться. Во время Смуты действительно появились возможности для изменений: например, договор 1610 года о призвании королевича Владислава предполагал ограничение власти царя правами бояр и народа, а казаки выдвигали идеи вольного устройства. Однако эти возможности не были реализованы, потому что в итоге победила тяга к привычному порядку — сильному самодержавию, которое, как казалось, только и могло прекратить хаос.
8. Вспомните, какие события происходили в зарубежных странах в годы российской Смуты.
Пока в России бушевала Смута, в мире происходили важные события: в Европе шла Тридцатилетняя война (1618–1648), Англия и Испания соперничали на морях, в Северной Америке англичане основывали первые постоянные колонии (Джеймстаун, 1607), а в Японии сёгун Токугава завершил объединение страны. Россия в этот момент временно выпала из активной мировой политики.
9. Составьте в тетради план ответа по теме «Окончание Смуты».
• Освобождение Москвы Вторым ополчением (октябрь 1612 г.)
• Созыв Земского собора и избрание царя Михаила Романова (февраль 1613 г.)
• Борьба с остатками интервентов и внутренними мятежами (1613–1618 гг.)
• Заключение мирных договоров: Столбовский мир со Швецией (1617) и Деулинское перемирие с Польшей (1618)
• Итоги: воцарение новой династии, начало восстановления страны, тяжелейшие потери
10. Поработайте в парах. Дайте оценку роли бояр в событиях Смутного времени. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) положительной роли боярства, а другой — отрицательной. Сделайте вывод.
Положительная роль (аргументы «за»)
Часть бояр (как Пожарский, часть делегатов Земского собора) участвовала в ополчениях и избрании Михаила, стремясь восстановить порядок. Боярская дума в 1613 году организовала выбор царя.
Отрицательная роль (аргументы «против»)
Многие бояре преследовали личные выгоды: переходили к самозванцам, участвовали в заговорах (свержение Шуйского), а Семибоярщина и вовсе впустила поляков в Кремль, предав национальные интересы.
Вывод: боярство в Смуту разделилось: одни действовали как патриоты, другие — как предатели, что усугубило кризис.
11. Выясните, какие события Смуты и как связаны с историей вашего региона.
Например, если регион — Поволжье, можно отметить, что здесь шла борьба с казаками Заруцкого, а Нижний Новгород стал родиной ополчения.
12. Придумайте памятник событиям Смутного времени. Сделайте эскиз. Объясните, почему он должен выглядеть таким образом.
Памятник мог бы представлять собой скульптурную группу из трёх фигур, стоящих на обломках разрушенной стены: крестьянин (Сусанин), посадский человек (Минин) и воевода (Пожарский). Они стоят плечом к плечу, а за их спинами виден силуэт православного храма. Внизу — надпись: «Единством спасётся Русь». Такой памятник показывал бы, что спасение страны пришло не от царей или бояр, а от единства простых людей разных сословий, объединившихся ради Отечества.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Сохранить независимость в период Смуты Российскому государству позволило удивительное народное единство и патриотический подъём, которые проявились, когда правящая элита (бояре) оказалась расколота или готова к сотрудничеству с интервентами. Когда Москва была захвачена поляками, а шведы оккупировали север, именно простые люди — горожане, крестьяне, духовенство и служилые люди из провинции — взяли инициативу в свои руки. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский стали символами этого общенационального движения, сумев организовать Второе ополчение на народные пожертвования. Кроме того, огромную роль сыграла стойкость православной веры, которую олицетворял замученный патриарх Гермоген, призывавший не сдаваться иноверцам.
1. Мнения историков о причинах Смутного времени.
2. Герои и антигерои Смуты (Лжедмитрий I и его окружение, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М. Скопин-Шуйский, П. Ляпунов, К. Минин, Д. Пожарский).
3. Самозванство в России и в Европе.
4. Малое оледенение: чем могли быть вызваны изменения климата в XVII в.?
5. Когда закончилось Смутное время: мнения и споры историков.
6. Мой край в годы Смуты.
7. Как День народного единства (4 ноября) связан со Смутным временем?
(Ссылки на презентации ниже.)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением