Параграф 20 ГДЗ Боголюбов 9 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Матвеев 9 класс, Просвещение:
§20. Право на труд. Трудовые отношения
Какую роль играет труд в жизни человека и общества?
Труд играет важнейшую роль в жизни человека и общества. Труд также является двигателем прогресса. Человеку постоянно нужно трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
Какова связь труда и зарплаты?
Связь между трудом и зарплатой прямо пропорциональная: чем больше трудится человек, тем выше его зарплата.
В чём значение дисциплины?
Дисциплина помогает трудится эффективно, а также предотвращает возможные конфликты между людьми в процессе труда.
Какова роль государства в обеспечении занятости?
Государство стремится ликвидировать безработицу, поэтому в нашей стране есть центры занятости, где безработным предлагают трудоустройство.
Как школьнику поступить на работу?
Школьнику необходимо иметь согласие родителей для поступления на работу. Также его рабочий день должен быть неполным.
Характеризует ли человека его отношение к труду?
Человека безусловно характеризует его отношение к труду. Если человек добросовестный, ответственный и порядочный, он относится к труду также ответственно и уважительно.
Какие еще пословицы на эту тему вы знаете?
Ленивый к обеду, ретивый к работе.
Ленивый сидя спит, лежа работает.
Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.
Лениться да гулять – добра не видать.
Объясните, как связаны между собой части 1 и 2 этой статьи.
Первая статья провозглашает право на труд и говорит, что это право должно обеспечиваться, а вторая часть называет конкретные меры по обеспечению права на труд.
А что наиболее важно для вас?
Для меня наиболее важны комфортные условия труда и стабильность, гарантия социальной защиты. Также важен размер заработной платы.
Как вы думаете, какое продолжение имел этот случай? (Для этого нужно знать закон)
ТК РФ Статья 81: “а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);”
Таким образом, работодатель имеет право уволить работника, потому что он отсутствовал на работе более 4 часов.
1. Что означает право на труд?
Конституция Российской Федерации провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает прежде всего запрещение принудительного труда. Вместе с тем в Конституции закрепляются:
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
- право на труд в условиях безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
- право на защиту от безработицы;
- право на трудовые споры работников с работодателями;
- право на отдых, гарантией которого являются установленные законом ограничение продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.
2. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?
Среди прав работника отметим такие:
- право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
- своей квалификации.
Работник также имеет право на:
- создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных законами и коллективным договором формах;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами.
В обязанности работника входит:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
А работодатель имеет право в соответствии с законом заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.
Работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные акты, условия соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности. Закон возлагает на него и иные многочисленные обязанности.
3. Что такое трудовая книжка?
Трудовая книжка - документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход от одного работодателя к другому.
4. В каких случаях действие трудового договора прекращается?
Действие трудового договора прекращается, если такова воля работника (он должен за 2 недели письменно уведомить работодателя). Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе работодателя. Другими основаниями могут быть неоднократное неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений.
5. В чём значение дисциплины труда?
Её соблюдение - обязанность работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.
6. Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?
На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания. За причинённый ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (т. е. обязаны возместить ущерб).
7. Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?
Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные отпуска). Если, продолжая учиться в школе или в системе среднего профессионального образования, вы пожелаете совмещать в течение учебного года учёбу с работой, ваш рабочий день не должен превышать 2,5 часа (пока вам не исполнится 16 лет), 3,5 часа - до 18 лет.
1. При изучении в одном из классов параграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведённых в учебном тексте. Он говорил:
«Есть и другие пословицы, которые отражают совсем другое отношение к труду: «Всех работ не переработаешь», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не нажить палат каменных». Значит, отношение к труду в народе не всегда положительное».
Объясните, о чём говорят приведённые учеником пословицы и почему они существуют в обиходе. Сделайте вывод из обнаруженного противоречия. Какая из пословиц лучше других выражает ваше собственное отношение к труду?
Приведенные учеником пословицы говорят о том, что отношение людей к труду было разное в разный период времени. Данные пословицы появлялись, когда крепостной крестьянский труд в России был очень тяжёлым, а пользы крестьянину почти не приносил. Отсюда и вытекает противоречие. Мое отношение к труду лучше всего характеризует пословица "Терпение и труд все перетрут".
2. В Трудовом кодексе РФ, в частности, записано, что трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае прогула или появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Выскажите ваше мнение: почему к работнику, который всё же явился на своё рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику?
К работнику, который всё же явился на своё рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику, потому что он находится в ненадлежащем состоянии для работы. Он сам не сможет качественно выполнять работу, а будет только разлагать коллектив, отвлекать других, вести себя неприлично.
3. Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и наконец нашёл объявление, которое его заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор.
Подумайте, что могло быть причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?
Я думаю, причиной отказа мог быть тот факт, что гражданин К. только закончил школу, а также сменил большое количество предприятий (нестабильность). Администратор имел право не принимать работника, так как принятие на работу происходит на усмотрение работодателя.
4*. Расспросите ваших старших родственников, когда они заработали свой первый рубль. Какую работу они выполняли в своей трудовой жизни? Имели ли поощрения за свой труд?
Моя мама впервые работала уборщицей, когда училась в институте. Она получала небольшие деньги. Моя мама также работала кладовщиком, продавцом, стрелочником. Ей очень нравится ее работа. Она часто получает премии.
5*. Найдите в местной прессе или в Интернете сведения о предложениях работы для несовершеннолетних. Определите, представляют ли эти предложения интерес для вас и ваших одноклассников.
В основном для совершеннолетних предлагается работа промоутером - раздатчиком листовок, а также работа по расклейке объявлений. Я думаю, некоторых моих одноклассников заинтересует эта работа, так как они смогут получить немного денег за каждую смену.
Учимся устраиваться на работу
Вы намерены устроиться на работу в определённом учреждении. Вас не могут не интересовать следующие вопросы:
Как будет определяться ваше рабочее время?
В чём будут заключаться ваши служебные обязанности?
От чего будет зависеть размер зарплаты?
Кто из служащих будет иметь право давать вам поручения?
Подумайте и о других вопросах, которые нужно задать работодателю до того, как будет заключён трудовой договор.
- Будет ли у меня право выбирать время отпуска?
- Есть ли возможность удалённой работы?
- Будет ли оплачиваться сверхурочная работа?
- Будут ли премии и оклады?
Ситуация 1.
14-летний семиклассник Сергей решил в летние каникулы устроиться курьером в издательство. Однако ему не удалось это сделать. Свой отказ в приёме на работу руководство издательства объяснило тем, что Сергею нет ещё 15 лет, а кроме того, отсутствует согласие родителей.
Правильно ли поступило руководство? Обоснуй свой вывод, опираясь на закон.
Устроиться на работу можно с 14 лет, в вопросе про возраст издательство не право. Трудовой договор можно заключать с 16 лет. Однако, при устройстве на работу несовершеннолетнего, необходимо согласие родителей, поэтому в этом вопросе издательство право. (ТК РФ, статья 62)
Ситуация 2.
В свои 17 лет Игорь был уже высоким и крепким молодым человеком и выглядел старше своего возраста. Ему удалось устроиться ночным охранником в супермаркет. Иногда он подрабатывал грузчиком, помогая разгружать фуры, доставляющие товар.
Какие положения закона были нарушены в данном случае?
- Запрет на работу несовершеннолетним в ночное время
- Запрет на переработки
- Неполный рабочий день - Игорь работал большее количество часов
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением