Упр.190 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 190. Внимательно прочитайте текст.На заре лотосы раскрывают свои девичьи лица. Они алы, росисты от сна. Ветер обдувает лотосы, и далеко пахнет над водой их свежим, их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
190. Внимательно прочитайте текст.
На заре лотосы раскрывают свои девичьи лица. Они алы, росисты от сна. Ветер обдувает лотосы, и далеко пахнет над водой их свежим, их тонким и юным дыханием. И чем выше встаёт солнце — это масса-гетское, это ногайское солнце степей, — тем бледнее, тем туманнее становятся лотосы и только перекатывают по широким площадчатым листьям капли воды. В неглубоких тёплых водах чилим плетёт свои когтистые1 узоры и прячет в илистой тьме линей, налитых бронзовым жиром. К вечеру лотосы побледнеют и выцветут совсем.
Весь день стоит неподалёку под берегом цапля. Она присматривается к лотосам, словно одряхлевший, переживший своё время носатый дворцовый служака в потёртом сером камзоле.
С моря в небо взлетает реденькая взлохмаченная тучка. Прозрачная, как поздний табунок тумана. Однако тужит из себя гром. Это смешное облако, которому здесь не собрать грозы, тоже хочет быть похожим на тучу. Оно приглушённо пугает. Две-три капли упадут из неё в дельту. Одна — возле Дамчика, вторая — в Сазаник култук, а третья — неизвестно где, может, возле Астрахани.
Туча рокочет, а тебе кажется — она просто громко хлопает в ладоши дыханию лотосов или внимательности цапли, а может быть, просто всему этому благословенному краю.
(Ю. Куранов)
1. Выявите стилеобразующие черты текста и его языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста.
Стилеобразующие черты текста:
1. Изобразительность и образность: текст насыщен яркими и живописными образами, такими как «девичьи лица» лотосов, «росисты от сна», «когтистые узоры» чилима.
2. Эмоциональная окраска: автор использует эмоционально окрашенные слова и выражения, чтобы передать атмосферу и настроение, например, «одряхлевший», «переживший своё время».
3. Природные описания: текст изобилует описаниями природы, что создаёт ощущение присутствия и вовлечённости в происходящее.
4. Метафоры и сравнения: использование метафор и сравнений, таких как «девичьи лица» лотосов и «носатый дворцовый служака», добавляет тексту глубину и выразительность.
5. Звукопись: использование звуков для создания определённого настроения, например, «реденькая взлохмаченная тучка».
6. Детализация: подробное описание деталей, таких как «когтистые узоры» чилима и «бронзовый жир» линей, делает текст насыщенным и интересным.
Лексические языковые особенности текста:
1. Использование художественно-выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов).
2. Звукопись и аллитерация
3. Отсутствие шаблонных слов и выражений.
4. Слова в переносном значении.
5. Использование разностилевой лексики.
Морфологические языковые особенности текста:
1. Использование конкретных имён существительных (лотосы, гром, туча, дыхание, цапля)
2. Использование глаголов в различных формах, в том числе неопределённо-личные формы глаголов.
3. Отсутствие отвлечённых существительных.
Синтаксические языковые особенности текста:
1. Использование всего богатства имеющихся в языке синтаксических средств.
2. Использование различных стилистических фигур речи (инверсия, повторы, эллипсы, сравнения)
3. Наличие разных типов сложных предложений.
4. В тексте присутствует внутренний монолог.
2. Отметьте изобразительно-выразительные средства, использованные автором.
Изобразительно-выразительные средства в тексте:
- эпитеты (тонким, юным, площадчатым, когтистые, реденькая, взлохмаченная, смешное)
- метафоры (бронзовый жир, девичьи лица)
- олицетворение (лотосы раскрывают свои девичьи лица; чилим плетёт узоры; тучка тужит из себя гром; облако пугает; она (туча) просто громко хлопает в ладоши)
- сравнение (словно одряхлевший, переживший своё время; как поздний табунок тумана)
- лексические повторы
- ряды однородных членов
- инверсия
3. Выясните лексическое значение выделенных слов. С какой целью автор употребил их в тексте?
Выясните лексическое значение выделенных слов:
Массагетский – имеющий отношение к массагетам, древнему ираноязычному кочевому народу, обитавшему на территории Скифии.
Ногайское – относящийся к ногаям, ногайцам, представителям тюркского народа, связанный с ними.
Дельта (геогр.) – низменность в низовьях реки, сложенная речными наносами и прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков.
Култук – залив моря или озера, преимущественно узкий, мелкий, закрытый.
Чилим – однолетнее растение семейства рогульниковых; водяной орех (Trapa natans).
С какой целью автор употребил их в тексте?
Автор употребил эти слова, чтобы передать местный колорит, придать яркость и выразительность картине того места, о котором он рассказывает.
Фонетический анализ слова:
Когтистые
1. Когтистые – ко-гти-сты-е (4 слога; 2-й слог ударный).
2. Когтистые – [какт’истый’э]
3. В слове 9 букв: 4 гласных и 5 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
к – [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
г – [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
т – [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
и – [и]: гласный, ударный
с – [с]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
т – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
ы – [ы]: гласный, безударный
е – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[э]: гласный, безударный
5. В слове 10 звуков: 4 гласных и 6 согласных.
Гласная буква е после другого гласного образует два звука.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением