Упр.194 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
194 Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунк-тограммы на месте пропусков.
Вспомнив что с этих (н...) пр...ветливых мест «пошла русская земля» (н...) вольно пр...ходиш... к убеждению1 что др...внейшему нашему пр...родителю...новгородцу нач...нателю жизни на русской земле действительно должна была пр...йти в голову мысль о (н...) обходимости пр...звания варягов то есть начальства которое своими мероприятиями давало бы какое-нибудь оправдание местному обывателю на существование в такой трущ...бе как лядина. В самом деле пре...ставим себе др...внейшего нашего пр...родителя...новгородца ведущего беспрерывную и бе...плодную борьбу с тр...синой... (И...) пр...ходили ли ему в голову пр...мерно такие размышления (С,с)прашивает...ся зачем на каком основани... и вообще почему я обязан торчать в этой трущ...бе воевать с комарами и вообще более или менее проп...дать в болоте в пругн...ке в гари? Из-за чего? Положим что вот у соседей у немцев та же самая тр...сина и прутняк... Но я пон...маю что там совсем другое дело там земля завоёва(н,нн)ая пр...шли чужие люди забрали в руки всё обл...жили
каждый лоскут данью. Это всё понятно. Там я пон...маю человек пр...тиснут к стене.
Плати или уб...райся вон! Н... на воздухе же жить с семейством... Разуме...тся буд...ш... жить в тр...сине... Но ...десь?! (Новгородец воскл...цает почти в ужасе.) Зачем из-за чего ...десь?.. Нет ...десь (н...) завоевателей (н...) кто тебя по шее (н...) гон...т (н...) кто тебя данью (н...) опут...вает из-за чего ж всё это мучение? Я пон...мал бы это безобразие если бы меня как немца пр...тиснул к этому прутн...ку какой-нибудь бе...стыжий завоеватель. Разуме...тся тогда бы жил должен был жить потому (н...) чего (н...) подела...шь... Но (н...) чего этого нет и... я (н...) пон...маю!
Вот име(н,нн)о такое (н...) доумевающ...е о самом себе существование и было пр...чиною того что в образовав,нн)ом (Л.л)яднинском обществе того врем...ни стала бр...дитъ мысль о (н...) обходимости введения в нашей стороне порядков хотя в приблизительной только степени по западно (...) европейскому образцу.
(По Г. Успенскому)
Вспомнив, (запятой выделяется одиночное деепричастие) что с этих неприветливых (можно заменить синонимом: враждебных; словарное слово) мест «пошла русская земля», (цитата заключается в кавычки) (запятая разделяет части сложного предложения) невольно (можно заменить синонимом: безвольно) приходишь (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2-е лицо единственное число) к убеждению, (запятая разделяет части сложного предложения) что древнейшему (проверочное слово: древний) нашему прародителю-новгородцу, (неизменяемая приставка пра-; одиночное приложение) (запятой выделяется распространённое приложение) начинателю (проверочное слово: зачин; после шипящих пишется гласная и) жизни на русской земле, (запятой выделяется распространённое приложение) действительно должна была прийти (приставка при- имеет значение «прибавление») в голову мысль о необходимости (слово без частицы не употреблять нельзя) призвания (приставка при- имеет значение «приближение») варягов, (запятой выделяется обособленное дополнение) то есть начальства, (запятая разделяет части сложного предложения) которое своими мероприятиями давало бы какое-нибудь оправдание (проверочное слово: оправдан) местному (проверочное слово: место) обывателю на существование в такой трущобе, (словарное слово) (запятой выделяется сравнительный оборот) как лядина. В самом деле, (запятой выделяется вводное слово) представим (словарное слово) себе древнейшего (проверочное слово: древний) нашего прародителя-новгородца, (неизменяемая приставка пра-; одиночное приложение пишется через дефис) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) ведущего беспрерывную (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) и бесплодную (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) борьбу с трясиной... (проверочное слово: тряска) Не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) приходили (приставка при- имеет значение «прибавление») ли ему в голову примерно (словарное слово) такие размышления: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Спрашивается, (прямая речь пишется с прописной буквы; что делает?) (запятой выделяется вводное слово) зачем, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) на каком основании (обязан (на чём?) на основании; существительное на –ие, предложный падеж) и вообще почему я обязан торчать в этой трущобе, (словарное слово) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) воевать с комарами и вообще более или менее пропадать (проверочное слово: пропасть) в болоте, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в прутняке, (проверочное слово: прутняк) (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в гари Из-за чего? Положим, (запятой выделяется вводное слово) что вот у соседей, (запятой выделяется уточняющее дополнение) у немцев, (запятой выделяется уточняющее дополнение) та же самая трясина (проверочное слово: тряска) и прутняк... Но я понимаю, (чередование -ним-/-ня-, после корня стоит суффикс -а-) (запятая разделяет части сложного предложения) что там совсем другое дело: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значение пояснения) там земля завоёванная; (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между очень распространёнными осложнёнными частями) пришли (приставка при- имеет значение «приближение») чужие люди, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) забрали в руки всё, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) обложили (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) каждый лоскут данью. Это всё понятно. Там, (запятой выделяется вводное предложение) я понимаю, (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) (запятой выделяется вводное предложение) человек притиснут (приставка при- имеет значение «присоединение») к стене.
Плати или убирайся (словарное слово) вон! Не (выражает отрицание) на воздухе же жить с семейством... Разумеется, (разуметься, 1 спряжение) (запятой выделяется вводное слово) будешь (быть, 1 спряжение; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2-е лицо единственное число) жить в трясине... (проверочное слово: тряска) Но здесь?! (словарное слово) (Новгородец восклицает (проверочное слово: воскликнуть) почти в ужасе.) Зачем, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) из-за чего здесь?.. (словарное слово) Нет здесь (словарное слово) ни (усиление отрицания, пишется раздельно) завоевателей, (запятая разделяет части сложного предложения) никто (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: никто) тебя по шее не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) гонит, (гнать, 2 спряжение, исключение) (запятая разделяет части сложного предложения) никто (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно, частица ни является безударной: никто) тебя данью не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) опутывает; (опутывать, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между очень распространёнными осложнёнными частями) из-за чего ж всё это мучение? Я понимал (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) бы это безобразие, (запятая разделяет части сложного предложения) если бы меня, (запятой выделяется сравнительный оборот) как немца, (запятой выделяется сравнительный оборот) притиснул (приставка при- имеет значение «присоединение») к этому прутняку (проверочное слово: прутняк) какой-нибудь бесстыжий (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) завоеватель. Разумеется, (разуметься, 1 спряжение) (запятой выделяется вводное слово) тогда бы жил, (запятая разделяет части сложного предложения) должен был жить, (запятая разделяет части сложного предложения) потому что ничего (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничего) не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) поделаешь... (поделать, 1 спряжение) Но ничего (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничего) этого нет и... я не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) понимаю!» (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-) (прямая речь заключается в кавычки)
Вот именно (словарное слово) такое недоумевающее (слово без частицы не употреблять нельзя; существование (какое?) недоумевающее; окончание –ее после шипящего, средний род) о самом себе существование и было причиною (словарное слово) того, (запятая разделяет части сложного предложения) что в образованном (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) ляднинском (образовано от имени собственного с помощью суффикса –ск-) обществе того времени (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются с помощью суффикса –ен-) стала бродить (проверочное слово: бродит) мысль о необходимости (слово без частицы не употреблять нельзя) введения в нашей стороне порядков, (запятой выделяется присоединительная конструкция) хотя в приблизительной (приставка при- имеет значение «приближение») только степени, (запятой выделяется присоединительная конструкция) по западноевропейскому (соединительная гласная о после твёрдого согласного) образцу.
1. Выясните лексическое значение выделенного слова.
Лядина (диал.) – низкое сырое место, поросшее лесом или кустарником.
2. Выпишите предложение, в котором обыгрывается фразеологический оборот.
Фразеологизм обыгрывается в предложении:
«Там, я понимаю, человек притиснут к стене».
В предложении обыгрывается фразеологизм «прижать к стене» - поставить в безвыходное положение. Автор заменил глагол для того, чтобы сделать выражение более эмоциональным и передать ощущение тесноты, несвободы, скованности народа.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЫВАТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста.
1) В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям.
2) Человек, лишённый общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами.
В тексте слово обыватель употреблено во втором значении: человек, лишённый общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами.
4. Сделайте комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста:
1. Тема текста: размышления о причинах и необходимости призвания варягов в древнюю Русь, а также о стремлении к установлению порядков по западноевропейскому образцу в условиях неприветливых и трудных для жизни мест.
а)
Начало текста помогает определить тему текста, предоставляя контекст и направление для дальнейшего обсуждения. В данном случае, начало текста сразу вводит читателя в размышления о древней Руси и причинах призвания варягов. Оно задает тон для последующего анализа и обсуждения, указывая на следующие аспекты:
1. Исторический контекст. Текст начинается с упоминания «русской земли» и «новгородцев», что сразу указывает на исторический период и место действия.
2. Социально-политические условия. Упоминание о необходимости призвания варягов и введения порядков по западноевропейскому образцу подчеркивает стремление к установлению порядка и улучшению условий жизни.
3. Философские размышления. Текст включает внутренние размышления героя, что позволяет глубже понять его мысли и мотивы, а также причины его недовольства существующими условиями.
Таким образом, начало текста помогает читателю понять, что основная тема будет касаться исторических и социально-политических аспектов жизни в древней Руси, а также философских размышлений о необходимости изменений и улучшений.
б)
Конец текста также играет важную роль в определении его темы. В данном случае, заключительная часть текста помогает уточнить и углубить понимание основной темы, добавляя следующие элементы:
1. Призыв к изменениям. Упоминание о необходимости введения порядков по западноевропейскому образцу подчеркивает стремление к улучшению условий жизни и установлению порядка.
2. Социально-политические причины. Текст объясняет, что недовольство существующими условиями и желание изменений были вызваны отсутствием внешних завоевателей и давления, что привело к осознанию необходимости введения новых порядков.
3. Философские размышления. Заключительная часть текста включает внутренние размышления героя, что позволяет глубже понять его мысли и мотивы, а также причины его недовольства существующими условиями.
Таким образом, конец текста дополняет и завершает основную тему, подчеркивая необходимость изменений и улучшений в социально-политических и исторических. условиях древней Руси, а также философские размышления о причинах и последствиях этих изменений.
в)
Ключевые слова: русская земля, новгородцы, варяги, начальство, лядина, порядки по западноевропейскому образцу, трясина, завоеватели.
Как ключевые слова помогают определить тему:
Исторический контекст. Ключевые слова «русская земля» и «новгородцы» сразу вводят читателя в исторический контекст, указывая на конкретное место и время действия.
Социально-политические условия. Упоминание варягов и необходимости введения порядков по западноевропейскому образцу подчеркивает стремление к улучшению условий жизни и установлению порядка.
Философские размышления. Ключевые слова, такие как «лядина» и «трясина», помогают понять внутренние размышления героя и его недовольство существующими условиями.
Таким образом, ключевые слова помогают структурировать и систематизировать основные идеи текста, что в свою очередь позволяет более точно определить его тему. В данном случае, тема текста размышления о причинах и необходимости призвания варягов в древнюю Русь, а также о стремлении к установлению порядков по западноевропейскому образцу в условиях неприветливых и трудных для жизни мест.
2. Проблема текста заключается в необходимости осмысления причин и последствий призвания варягов в древнюю Русь, а также стремления к установлению порядков по западноевропейскому образцу в условиях неприветливых и трудных для жизни мест. Текст поднимает вопросы социально-политических и философских размышлений о том, почему и как новгородцы пришли к осознанию необходимости введения новых порядков, несмотря на отсутствие внешних завоевателей.
3. Главная мысль: в условиях отсутствия внешних завоевателей и давления новгородцы осознали необходимость введения порядков по западноевропейскому образцу для улучшения социально-политических условий жизни в древней Руси. Это изменение было вызвано внутренним недовольством существующими условиями и стремлением к установлению порядка и стабильности.
4. Тип речи – рассуждение.
1. Вопросы, на которые отвечает текст:
а) Почему новгородцы пришли к необходимости призвания варягов?
б) Почему они стремились к установлению порядков по западноевропейскому образцу?
2. Признаки рассуждения:
- наличие вводных слов и слов-связок
- логическая структура, включающая тезис, аргументы и выводы.
Таким образом, данный текст представляет собой рассуждение, в котором автор логически размышляет о причинах и последствиях определенных действий и решений.
5. Синтаксические особенности текста:
а) способ связи предложений в тексте: цепной (последовательный)
б) преобладающие типы предложений: сложные с разными видами связи
в) средства связи частей текста: лексический повтор, синонимы, союзы, местоимения
6. Стиль текста: публицистический.
Признаки публицистического стиля:
- сообщение информации (текст предоставляет информацию о призвании варягов и стремлении к западноевропейским порядкам)
- воздействие на читателя (текст направлен на формирование у читателя определённого отношения к историческим событиям и их последствиям)
- сочетание экспрессивности и нейтральности (использование терминов и понятий, характерных для научного стиля, сочетается с эмоциональными и оценочными выражениями)
- логичность и образность
Стилистические лексические средства:
- разговорная лексика
- устаревшая лексика
- использование художественно-выразительных средств
- многозначность лексики
Морфологические лексические средства:
- преобладание имён существительных
- преобладание имён прилагательных
- глаголы в настоящем и прошедшем времени
Синтаксические лексические средства:
- сложные предложения с разными видами связи
- неполные простые предложения в составе сложных
- вопросительные предложения
- предложения с прямой речью в виде монолога
7. Текст написан от второго лица.
8. В тексте есть авторская оценка. Она присутствует в конце текста в качестве вывода.
9. «Чужая» речь передана с помощью прямой речи.
10. Текст представляет собой монолог.
11.
Изобразительно-выразительные средства и фигуры речи:
- риторические вопросы
- сравнения
- метафоры
- эпитеты
- фразеологизмы
12. Авторский стиль передан в эмоциональной и выразительной речи.
Фонетический анализ слова:
Убеждению
1. Убеждению – у-бе-жде-ни-ю (5 слогов; 3-й слог ударный).
2. Убеждению – [уб’иэжд’эн’ий’у]
3. В слове 9 букв: 5 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
у – [у]: гласный, безударный
б – [б’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [иэ]: гласный, безударный
ж – [ж]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый непарный, шипящий
д – [д’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [э]: гласный, ударный
н – [н’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
и – [и]: гласный, безударный
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, безударный
5. В слове 10 звуков: 5 гласных и 5 согласных.
Гласная буква ю после другой гласной образует два звука.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением