Упр.195 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
195. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
Местные люди рассказывают что вблизи острова Сладкого на острове Красном процветал в своё время Новозерский монастырь. О красоте его можно судить по сохранившимся до наших дней крепостным стенам которые вырастают прямо из воды и по остаткам церквей и прочих монастырских заведений. На каком бы берегу Новозера люди ни находились на низком болотистом где собирают клюкву и морошку на лесистом ли высоком где грибы и малинники и всякая боровая дичь отовсюду конечно видны были золотые луковки куполов и далеко по озёрной глади разносился медный гул и звон с высокой колокольни малиновый звон. Красного острова по существу не было и нет ни клочка голой не огороженной камнем земли. Просто посреди озера вознёсся к небу сказочный град-крепость будто один расписной волшебный терем подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах. Он был весь как в сказке и в то же время был на самом деле существовал красовался.
А на примыкающем к монастырю тоже небольшом но совершенно плоском и очень зелёном островке господствовало и процветало православное купечество. В престольные праздники здесь работали и лавки и палатки и лотки бродили шумные коробейники шла оживлённая торговля. Купить можно было всё от заморских шалей и полушалков до детских пряничных петушков.
(По А. Яшину)
Местные люди рассказывают, (запятая разделяет части сложного предложения) что вблизи острова Сладкого, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) на острове Красном, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) процветал в своё время Новозерский монастырь. О красоте его можно судить по сохранившимся до наших дней крепостным стенам, (запятая разделяет части сложного предложения) которые вырастают прямо из воды, (запятая разделяет части сложного предложения) и по остаткам церквей и прочих монастырских заведений. На каком бы берегу Новозера люди ни находились: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) на низком болотистом, (запятая разделяет части сложного предложения) где собирают клюкву и морошку, (запятая разделяет части сложного предложения) на лесистом ли высоком, (запятая разделяет части сложного предложения) где грибы и малинники и всякая боровая дичь, (запятая разделяет части сложного предложения) – (тире перед продолжением предложения) отовсюду, (запятой выделяется вводное слово) конечно, (запятой выделяется вводное слово) видны были золотые луковки куполов, (запятая разделяет части сложного предложения) и далеко по озёрной глади разносился медный гул и звон с высокой колокольни – малиновый звон. Красного острова, (запятой выделяется вводное слово) по существу, (запятой выделяется вводное слово) не было и нет – (тире выделяется уточнение в конце предложения) ни клочка голой, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) не огороженной камнем земли. Просто посреди озера вознёсся к небу сказочный град-крепость, (запятой выделяется сравнительный оборот) будто один расписной волшебный терем, (запятая разделяет части сложного предложения) подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах. Он был весь как в сказке и в то же время был на самом деле, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) существовал, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) красовался.
А на примыкающем к монастырю, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение) тоже небольшом, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение) но совершенно плоском и очень зелёном островке господствовало и процветало православное купечество. В престольные праздники здесь работали и лавки, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи повторяющегося союза и) и палатки, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи повторяющегося союза и) и лотки, (запятая разделяет части сложного предложения) бродили шумные коробейники – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением следствия) шла оживлённая торговля. Купить можно было всё – (тире выделяется пояснение) от заморских шалей и полушалков до детских пряничных петушков.
1. Найдите в тексте двучленные предложения, определите их вид: сложносочинённое, сложноподчинённое или бессоюзное.
[Местные люди рассказывают]1, (что вблизи острова Сладкого, на острове Красном, процветал в своё время Новозерский монастырь)2. (сложноподчинённое предложение)
[О красоте его можно судить по сохранившимся до наших дней крепостным стенам, (которые вырастают прямо из воды)2, и по остаткам церквей и прочих монастырских заведений]1. (сложноподчинённое предложение)
[Просто посреди озера вознёсся к небу сказочный град-крепость, будто один расписной волшебный терем]1, (подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах)2. (сложноподчинённое предложение)
2. Найдите многочленные предложения; определите, какие части входят в их состав: сочинительные, подчинительные, бессоюзные.
[На каком бы берегу Новозера люди ни находились: на низком болотистом, (где собирают клюкву и морошку)2, на лесистом ли высоком]1, (где грибы и малинники и всякая боровая дичь)3, - [отовсюду, конечно, видны были золотые луковки куполов]4, и [далеко по озёрной глади разносился медный гул и звон с высокой колокольни – малиновый звон]5. (в состав данного многочленного предложения входят сочинительные, подчинительные и бессоюзные, части: 1-я часть главная, 2-я часть подчинительная, 3-я часть подчинительная, 4-я часть бессоюзная, 5-я часть сочинительная)
[В престольные праздники здесь работали и лавки, и палатки, и лотки]1, [бродили шумные коробейники]2 – [шла оживлённая торговля]3. (в состав данного многочленного предложения входят бессоюзные части)
3. Из первого-третьего предложений выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Словосочетания со связью примыкание:
- процветал вблизи
- о красоте его
- отовсюду видны
- далеко разносился
4. В первом абзаце найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное. Выпишите его и подчеркните в нём грамматические основы.
[О красоте его можно судить по сохранившимся до наших дней крепостным стенам, (которые вырастают прямо из воды)2, и по остаткам церквей и прочих монастырских заведений]1 (1-я часть – безличное предложение)
[Просто посреди озера вознёсся к небу сказочный град-крепость, будто один расписной волшебный терем]1, (подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах)2 (2-я часть – безличное предложение)
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением