Упр.196 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 196. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.Солнце уже опустилось за высокий берег Волги и половина широкой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
196. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
Солнце уже опустилось за высокий берег Волги и половина широкой водяной глади была в тени.4 А дальше к другому берегу она розовела и на гладких изгибах волны отливала тёмно-красным и лиловым цветом. Берёзки на низком левом берегу надули свои тройчатые почки которые краснели на закате чётко вырисовываясь в чистом весеннем воздухе.
Было самое начало весны когда река ещё мутная плавно катила вниз свои полные воды и лишь у островов и прибрежных каменных кос были видны перевивавшиеся струи окрашенные тихими красками заката.
С высокого каменистого берега по извилистой тропинке спускались четыре человека три военных и одна женщина скорее девушка тоненькая в коричневом платьице похожем на гимназическое с длинным шарфом обмотанным вокруг шеи.
Её тонкое нервное личико постоянно менялось в своём выражении. Она то улыбалась своему испугу при спуске то взгляд её обводил горизонт синеющих на том берегу лесов и песчаных отмелей на которых уже зажигались боровшиеся с зарёй красные и белые огоньки бакенов отсвечивавшие зигзагообразной чёрточкой в спокойной воде широкой реки. При этом у девушки появлялось странное выражение какой-то ненасытности с каким она оглядывала бесконечный простор реки небо и далёкие леса. Её руки делали движение сжаться на груди и на глазах навёртывались слезинки но страшным усилием воли она давила в себе эти слёзы и до боли стискивала зубы.
(По П. Романову)
Солнце уже опустилось за высокий берег Волги, (запятая разделяет части сложного предложения) и половина широкой водяной глади была в тени. А дальше, (запятой выделяется обособленное уточняющее обстоятельство) к другому берегу, (запятой выделяется обособленное уточняющее обстоятельство) она розовела и на гладких изгибах волны отливала тёмно-красным и лиловым цветом. Берёзки на низком левом берегу надули свои тройчатые почки, (запятая разделяет части сложного предложения) которые краснели на закате, (запятая разделяет части сложного предложения) чётко вырисовываясь в чистом весеннем воздухе.
Было самое начало весны, (запятая разделяет части сложного предложения) когда река, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение) ещё мутная, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение) плавно катила вниз свои полные воды, (запятая разделяет части сложного предложения) и лишь у островов и прибрежных каменных кос были видны перевивавшиеся струи, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (струи)) окрашенные тихими красками заката.
С высокого каменистого берега по извилистой тропинке спускались четыре человека: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) три военных и одна женщина, (запятой выделяется обособленное определение) скорее девушка, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) тоненькая, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в коричневом платьице, (запятой выделяется сравнительный оборот) похожем на гимназическое, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) с длинным шарфом, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (шарфом)) обмотанным вокруг шеи.
Её тонкое нервное личико постоянно менялось в своём выражении. Она то улыбалась своему испугу при спуске, (запятая разделяет части сложного предложения) то взгляд её обводил горизонт синеющих на том берегу лесов и песчаных отмелей, (запятая разделяет части сложного предложения) на которых уже зажигались боровшиеся с зарёй красные и белые огоньки бакенов, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (огоньки)) отсвечивавшие зигзагообразной чёрточкой в спокойной воде широкой реки. При этом у девушки появлялось странное выражение какой-то ненасытности, (запятая разделяет части сложного предложения) с каким она оглядывала бесконечный простор реки, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) небо и далёкие леса. Её руки делали движение сжаться на груди, (запятая разделяет части сложного предложения) и на глазах навёртывались слезинки, (запятая разделяет части сложного предложения) но страшным усилием воли она давила в себе эти слёзы и до боли стискивала зубы.
1. Найдите в тексте сложносочинённые предложения, определите характер отношений между их частями.
[Солнце уже опустилось за высокий берег Волги]1, и [половина широкой водяной глади была в тени]2. (сложносочинённое предложение; характер отношений между частями соединительный, осуществляется при помощи союза и)
[Было самое начало весны]1, (когда река, ещё мутная, плавно катила вниз свои полные воды)2, и [лишь у островов и прибрежных каменных кос были видны перевивавшиеся струи, окрашенные тихими красками заката]3. (между 2-й и 3-ей частями связь сочинительная, характерный отношений - соединительный, осуществляется при помощи союза и)
[Она то улыбалась своему испугу при спуске]1, то [взгляд её обводил горизонт синеющих на том берегу лесов и песчаных отмелей]2, (на которых уже зажигались боровшиеся с зарёй красные и белые огоньки бакенов, отсвечивавшие зигзагообразной чёрточкой в спокойной воде широкой реки)3. (между 1-й и 2-й частями связь сочинительная; характер отношений между частями разделительный, осуществляется при помощи союза то... то)
[Её руки делали движение сжаться на груди]1, и [на глазах навёртывались слезинки]2, но [страшным усилием воли она давила в себе эти слёзы и до боли стискивала зубы]3. (сложносочинённое предложение; характер связь между частями 1-й и 2-й частями соединительный, осуществляется при помощи союза и; характер связи между 2-й и 3-й частями противительный, осуществляется при помощи союза но)
2. Определите стиль текста и ведущий тип речи.
Стиль текста – художественный.
1. Эмоциональность и образность: текст насыщен описаниями природы и эмоциональными состояниями персонажей. Это характерно для художественного стиля, который стремится передать чувства и впечатления.
2. Использование метафор и эпитетов. «Река, ещё мутная, плавно катила вниз свои полные воды», «тройчатые почки, которые краснели на закате», «горизонт синеющих лесов» – все эти выражения создают яркие образы и усиливают эмоциональное воздействие на читателя.
3. Детализация и описательность. Автор подробно описывает окружающую обстановку, что характерно для художественного стиля, где важна каждая деталь для создания полной картины.
4. Психологизм и внутренний мир персонажей. Описание внутреннего состояния девушки, её эмоций и переживаний, что также является характерной чертой художественного стиля.
5. Эстетическая функция. Текст направлен на эстетическое воздействие на читателя, что также является целью художественного стиля.
Ведущий тип речи – описание.
1. Подробное описание природы.
2. Эмоциональные и визуальные образы. Автор использует множество эпитетов и метафор для создания глубоких и насыщенных образов.
3. Детализация и внимание к мелочам. В тексте присутствуют подробные описания, которые помогают создать полное и точное представление о происходящем.
4. Отсутствие динамичного развития событий.
5. Психологизм и внутренний мир персонажей.
3. Отметьте изобразительно-выразительные средства, используемые автором.
Художественно-выразительные средства:
- эпитеты (весеннем, чистом, мутная, перевивавшиеся, тонкое, нервное, тоненькая, синеющих, зигзагообразной, бесконечный)
- олицетворения (река катила вниз; берёзки надули почки)
- гипербола (страшным усилием воли; стискивала до боли зубы)
- метафора (выражение ненасытности)
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (личико, слезинки)
- причастные обороты
- ряды однородных членов
- видоизменённый фразеологизм (взгляд обводил)
Синтаксический анализ предложения:
[Солнце уже опустилось за высокий берег Волги]1, и [половина широкой водяной глади была в тени]2.
(1-я часть: (что?) солнце; солнце (что сделало?) опустилось; опустилось (когда?) уже; опустилось (куда?) за берег Волги; за берег (какой?) высокий;
2-я часть: (что?) половина глади; половина глади (что делала?) была в тени; глади (какой?) широкой водяной).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, части предложения соединены при помощи сочинительного соединительного союза и.
1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложненное, полное.
2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, и [- =]2.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением