Параграф 19 ГДЗ Пасечник Суматохин 6 класс (Биология)

Изображение § 19. ФОТОСИНТЕЗВСПОМНИТЕ1. Какие вещества входят в состав растений?В состав растений входят органические вещества, минеральные вещества и вода.2. Какие...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 6 класс, Просвещение:
§ 19. ФОТОСИНТЕЗ
ВСПОМНИТЕ
1. Какие вещества входят в состав растений?
В состав растений входят органические вещества, минеральные вещества и вода.
2. Какие органические вещества вы знаете?
К органическим веществам относятся белки, жиры, углеводы.
3. Какова роль хлоропластов в жизни растений?
В хлоропластах на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества — фотосинтез.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что такое фотосинтез?
Фотосинтез — это процесс образования в хлоропластах органических веществ из неорганических (углекислого газа и воды) с использованием энергии света.
2. Какие приспособления к улавливанию световой энергии имеют растения?
Приспособления листьев для улавливания света: широкая и плоская листовая пластинка; листья, расположенные на стебле так, чтобы они не затеняли друг друга; прозрачная кожица, через которую свет проникает внутрь листа. Но у некоторых растений, например кактусов, фотосинтез протекает в клетках стебля, содержащих хлоропласты.
3. Какова роль хлорофилла в процессе фотосинтеза?
Хлорофилл улавливает энергию света, необходимую для образования органических веществ.
4. Почему зелёные растения относят к автотрофным организмам?
Зелёные растения относят к автотрофным организмам, потому что они способны производить органические вещества из неорганических, т.е. они не нуждаются в получении органических веществ из окружающей среды.
5. В чём проявляется космическая роль растений?
Космическая роль растений проявляется в использовании растением солнечной энергии. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество преобразованной солнечной энергии. Поглощение в процессе фотосинтеза углекислого газа служит препятствием для увеличения его содержания в атмосфере. Человек широко использует продукты фотосинтеза не только в пищу, но и в хозяйственной деятельности как строительный материал, сырьё для производства вискозного шёлка, бумаги, спирта, лекарственных препаратов и др.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему можно считать, что жизнь на нашей планете в современном её виде зависит от фотосинтеза?
Можно считать, что жизнь на нашей планете в современном её виде зависит от фотосинтеза, потому что созданные в процессе фотосинтеза органические вещества — источник пищи и энергии для всего живого на Земле. За миллиарды лет на нашей планете накопились большие запасы органических веществ в виде каменного угля и торфа. Всё это бывшие растения, в которых запасена преобразованная солнечная энергия.
В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород. Именно благодаря фотосинтезу поддерживается постоянство газового состава в атмосфере.
Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?
Да, строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза:
широкая и плоская листовая пластинка для улавливания света;
прозрачная кожица, через которую свет проникает внутрь листа;
устьица, поглощающие углекислый газ из окружающего воздуха;
содержание хлоропластов.
Моя лаборатория
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. Ежегодно зелёные растения синтезируют большое количество органического вещества, поглощают около 600 млрд т углекислоты, выделяют в атмосферу 400 млрд т свободного кислорода. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество преобразованной солнечной энергии. Изучив параграф учебника и информацию из дополнительных источников, подготовьте сообщение «Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете». Обсудите этот вопрос с учащимися класса.
Основным источником энергии на земле является солнце. Но люди и животные не способны напрямую использовать солнечную энергию, потому что в их организмах отсутствуют системы, с помощью которых энергия потреблялась бы в такой форме, как она есть. Поэтому солнечная энергия попадает в организм человека или животного в качестве полезной энергии только через вещества, производимые растениями. Растения способны создавать из неорганических веществ органические, используя световую энергию — фотосинтез. Способность к фотосинтезу — важнейшее свойство зелёных растений. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключенную в органических веществах.
Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. Выдающийся русский ученый конца ХIХ – начала ХХ в. Климент Аркадьевич Тимирязев роль зеленых растений на Земле назвал космической. К.А. Тимирязев писал: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического». Кроме этого, растения насыщают атмосферу Земли кислородом, который служит для окисления органических веществ — извлечение запасенной в них химической энергии.
Органические вещества — отличный энергоноситель. Созданные с участием хлорофилла и солнечного света углеводы, а также образованные в растениях белки и жиры содержат в себе много энергии. Особенно много ее в крахмале и различных сахарах. Именно сахара служат главным источником энергии для всех живых существ, так как легко могут стать одним из наиболее активных соединений в любой живой клетке.
Можно сделать вывод, что существование растений играет очень важную и необходимую роль для выживания живых существ на земле. Поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасенная зелеными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира — от бактерий до человека.
2. Люди специально озеленяют города, особенно промышленные районы. Объясните, с какой целью это делается. Выясните, какие растения высаживают в вашем городе для этой цели.
Озеленение городов способствует увеличению количества кислорода в населенном пункте. В промышленных районах предприятия загрязняют воздух отходами производства, поэтому в таких районах озеленение особенно актуально.
В моем городе постоянно высаживают новые зеленые насаждения: хвойные и лиственные деревья, кустарники, цветы. Они помогают очистить воздух.
3. Давайте докажем, что для образования органических веществ в листьях растениям необходим свет. В процессе фотосинтеза образуются органические вещества и кислород. Поставим следующий опыт.
• Возьмём два листа: один — с растения, стоявшего на свету, другой — с растения, находившегося 2–3 дня в темноте.
• Прокипятим листья в спирте, затем промоем их в воде.
• Нанесём на листья раствор йода в йодистом калии. На рисунке 80 видно, что окраска листьев неодинакова: лист растения, находившегося на свету, окрасился в сине-фиолетовый цвет из-за наличия в нём крахмала. Крахмал образуется в листе в процессе фотосинтеза. С листом растения, стоявшего в темноте, этого не произошло, так как в нём нет крахмала (рис. 80). Значит, для образования крахмала в листьях необходим свет.
4. Для того чтобы доказать образование кислорода в процессе фотосинтеза, поставим следующий опыт.
• Возьмём веточки водного растения элодеи и поместим в банку с водой, предварительно обогащённой углекислым газом.
• Накроем растения воронкой, на которую надета наполненная водой пробирка (рис. 81).
• Поставим банку на яркий солнечный или электрический свет. Вскоре в пробирке мы увидим выделение пузырьков газа. Когда пробирка наполнится газом, с помощью тлеющей лучинки выясним, что это за газ. Если лучинка вспыхнет ярким пламенем, это будет подтверждением того, что в пробирке кислород. Следовательно, растение на свету выделяет кислород.
5. Решите задачу. Подсчитано, что в солнечный день зелёная листва общей площадью 25 м2 даёт за час столько кислорода, сколько требуется для дыхания одному человеку за это же время. Дыхание скольких человек может обеспечить один дуб с общей площадью листвы 1500 м2? Дубовая роща из 50 одинаковых дубов?
1) 1500 : 25 = 60 чел. обеспечит кислородом 1 дуб площадью листвы 1500 м2
2) 50 * 60 = 3000 чел. обеспечит кислородом дубовая роща из 50 дубов
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением