Глава 2 Повторяем и делаем выводы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение 1. Что такое новая экономическая политика? Каковы её основные мероприятия? Каковы были итоги нэпа?«Новая экономическая политика», — это комплекс мероприятий,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
1. Что такое новая экономическая политика? Каковы её основные мероприятия? Каковы были итоги нэпа?
«Новая экономическая политика», — это комплекс мероприятий, предпринятых советской властью по окончании Гражданской войны, направленных на преодоление разрухи в экономике и восстановление производственных мощностей.
Основные мероприятия нэпа:
- замена продразверстки продналогом
- разрешение использовать наемный труд в деревне
- разрешение аренды земли
- отмена трудовой повинности
- переход к сдельной оплате труда
- денационализация мелкой и средней промышленности
- отмена карточной системы
- введение концессий
Итоги нэпа:
Положительные:
- Вывод государства из экономического кризиса;
- Восстановление сельского хозяйства, начало роста;
- Развитие мелкой промышленности;
- Укрепление финансовой системы;
- Формирование товарно-денежных отношений;
- Рост национального дохода;
- Проведение эффективной социальной политики;
Отрицательные:
- Высокая цена на промышленные товары;
- Жилищная проблема;
- Безработица;
- Низкая квалификация рабочего класса;
- «Осереднячивание» деревни;
- Увеличение численности чиновников.
2. Дайте характеристику советской политической системе в 1920-е гг.
В данный период в стране установилась однопартийная диктатура. В 1925 г. проводилась кампания перевыборов местных Советов. Многие крестьяне, которые ранее были лишены избирательных прав как кулаки, теперь могли участвовать в выборах. Такие нововведения, однако, наталкивались на сопротивление низовых руководителей, которые опасались подрыва своей власти. После 1925 г. общий политический курс ужесточился. Многие зажиточные крестьяне вновь стали «лишенцами», т. е. лишились избирательных прав и подверглись другим видам дискриминации.
В начале 1920-х гг. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ), а затем Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ). Права ГПУ по сравнению с ВЧК были несколько ограничены. Вместе с тем репрессии в отношении политических противников большевиков продолжались.
3. Составьте словарь терминов, аббревиатур (сокращений), распространённых в СССР в 1920—1930-х гг. Составьте 4—5 предложений с использованием данных терминов.
нэп - новая экономическая политика
ГОЭЛРО - государственный план электрификации
ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем
СНК - Совнарком
МТС - машинно-тракторные станции
ВКП (б) - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков).
ВЛКСМ - Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи
РКСМ - Российский коммунистический союз молодёжи
Коминтерн - коммунистический интернационал
Главлит - главное управление по делам лит-ры и издательств
Нэп был введен в 1921 году. МТС были введены в эксплуатацию в ходе коллективизации. ВКП(б) была переименована из РКП(б) в 1925 году. ВЛКСМ играл важную роль в жизни общества и молодежи.
4. Определите характерные черты советского общества 1930-х гг. в политике, экономике, духовной сфере, в национальных отношениях и повседневной жизни людей. Оформите результаты в виде таблицы.

5. Подготовьте сообщения о видных советских государственных и общественных деятелях 1920—1930-х гг. Выделите и охарактеризуйте основные направления и результаты их деятельности.
Троцкий Лев Давидович (настоящая фамилия Бронштейн) (1879—1940), российский и международный политический деятель. Родился 7 ноября 1879 г. в деревне Яновке Херсонской губернии в семье крупного арендатора. Окончил реальное училище. В 1896 г. примкнул к социал-демократическому движению, неоднократно арестовывался. В 1902 г. бежал из ссылки за границу, где познакомился с В. И. Лениным. Троцкому принадлежит идея «перманентной» (непрерывной) революции. В 1905 г., за участие в революционных событиях, он был арестован и приговорён к вечному поселению в Сибири, но сразу же бежал и уехал за границу. В мае 1917 г. вернулся в Россию. Троцкий — один из организаторов Октябрьского переворота. В октябре 1917 г. он занял пост наркома по иностранным делам, в 1918 г. руководил советской делегацией на переговорах в Брест-Литовске (ныне Брест в Белоруссии). Отказавшись принять ультиматум германского и австрийского командования, сорвал первый этап переговоров. В том же году Троцкого назначили народным комиссаром по военным делам и Председателем Реввоенсовета Республики. Стал одним из создателей Красной Армии. Троцкий выступал за трудовые армии и жёсткое распределение продуктов питания. Проявляя склонность к администрированию и использованию силы, он тем не менее поддержал Ленина в вопросе о необходимости введения нэпа. После смерти Ленина (январь 1924 г.) Троцкий проиграл внутрипартийную борьбу И. В. Сталину; его сняли со всех должностей и исключили из партии. После ссылки в Алма-Ату (1928 г.) Троцкого вместе с семьёй выслали в Турцию (1929 г.), а в 1932 г. лишили советского гражданства. За границей он был вынужден переезжать из страны в страну (Франция, Норвегия, Мексика). Троцкий занимался публицистической и литературной деятельностью; разоблачал сталинский режим; вёл работу по созданию 4-го Интернационала. 21 августа 1940 г. он был убит на своей вилле Койякана в Мексике агентом НКВД — испанским коммунистом Р. Меркадером.
6. На основе дополнительных сведений, рассказов родных и близких, ресурсов Интернета составьте аннотированный список (с краткой характеристикой) советских литературных и музыкальных произведений, картин и плакатов, художественных фильмов, созданных в эпоху построения социализма в СССР. Обсудите в классе, в чём особенности художественных произведений сталинской эпохи. Какое влияние они оказывали на сознание масс? Какой художественный метод преимущественно использовался при их создании? Что вам нравится в произведениях 1930-х гг., а что вызывает отрицательное отношение?
- Булгаков “Мастер и Маргарита”. Мастер с гениальным озарением описал последние дни жизни Иисуса в своем романе о Понтии Пилате. За этот роман он поплатился свободой и был отправлен в больницу. Маргарита - его тайная возлюбленная, ради спасения любимого и встречи с ним готова на сделку с дьяволом. В это время некто Воланд, прибывший в Москву со своими слугами, наводит страх на всех москвичей. Но в мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила, проделки сатаны, окрашенные искрометным юмором, оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки.
- четвертая симфония Прокофьева. Первая редакция написана в 1930 году по заказу Бостонского симфонического оркестра к его 50-летнему юбилею, отмечавшемуся в том же 1930 году, и относится к заграничному периоду творчества композитора. Вторая создана в 1947 году, т. е. в советский период творчества.
- «Чёрный круг» — одна из самых известных живописных работ Казимира Малевича, основателя нового течения в живописи — супрематизма.
- Картина принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названной К. С. Малевичем супрематизмом, или«новым живописным реализмом». Беспредметность супрематизма для К. С. Малевича была названа им выводом из предметного мира, новым аспектом, открывшим художнику природу, пространство, Вселенную.

- Солженицын “Один день Ивана Денисовича”. «Один день Ивана Денисовича» — рассказ, ставший символом разоблачения преступлений безбожного государства. Но это не просто обвинение: Солженицыну удивительно удалось передать нравственную правду, стойкость праведника. Первое опубликованное произведение Солженицына и первое произведение про советские лагеря.
Произведения оказывали большое влияние на сознание масс, потому что они определяли его. При создании произведений преимущественно использовался метод соцреализма. К положительным сторонам можно отнести то, что в некоторых произведениях писатели пишут о волнующих их событиях, дают оценку историческим событиям. К отрицательным чертам можно отнести то, что данные произведения находились под идеологическим контролем.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.