Доп.материал §14-15 (стр.131-138) ГДЗ Сороко-Цюпа 10 класс (История)

Изображение *Формирование научной картины мира в Новейшее время.Каким образом в истории происходит изменение научной картины мира?Каждой эпохе соответствует своя картина мира,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сороко-Цюпа 10 класс, Просвещение:
*Формирование научной картины мира в Новейшее время.
Каким образом в истории происходит изменение научной картины мира?
Каждой эпохе соответствует своя картина мира, потому что это связано с развитием науки, появлением новых теорий. Человек узнает больше, больше может объяснить, и его представление о мире меняется
Каковы признаки науки? Чем научный подход к объяснению мира отличается от религиозного?
Три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. Научные методы - это проведение экспериментов, выдвижение гипотез, создание теорий и т. д. Достоверность - это возможность проверки научных данных и теорий. Общезначимость - это пригодность научных результатов для всех людей, независимо от их различий, в том числе и религиозных.
Религиозный подход предполагает объяснение явлений с точки зрения разума и божественного происхождения.
Какова роль Бога в классической картине мира?
В классической механике Ньютона всё божественно разумно. Это совершенный мир, созданный Богом, который присутствует в мире всегда и везде.
«В ньютоновской науке и в ньютоновском мире не человек, а Бог является мерой всех вещей. Последователи Ньютона могли позволить себе забыть об этом, полагая, что больше не нуждаются в гипотезе о Боге - этих «строительных лесах», уже ненужных построенному зданию. Они ошиблись: лишённый своих божественных подпорок, Ньютонов мир оказался непрочным и неустойчивым…», - писал историк науки А. Койре. Последователи Ньютона убрали Бога из этой картины мира, и она распалась.

Какие черты неклассического подхода к объяснению мира отражены в этом высказывании?
• Отрицание существования окончательной истины
• Мир через человека, субъективный взгляд
• Ограниченность объективного познания
Приведите примеры произведений искусства (после изучения параграфа о культуре и искусстве), в которых нашли отражение компоненты неоклассического подхода к объяснению мира.
Произведения Антонио Гауди (напр. Саграда Фамилия), Пабло Пикассо, импрессионистов, символистов, архитектурные сооружения в стиле конструктивизма, неоклассицизма.

1. Какие три фактора обусловили появление науки?
Социолог М. Вебер выделил три важнейшие предпосылки для формирования науки:
1) открытие в Древней Греции смысла понятия как одного из главных средств научного познания;
2) введение в практику в эпоху Возрождения рационального эксперимента как средства надёжно контролируемого познания;
3) наличие характерной для христианства веры в рациональность, разумность Бога.
2. Каковы признаки науки? Чем научный подход к объяснению мира отличается от религиозного?
Три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. Научные методы - это проведение экспериментов, выдвижение гипотез, создание теорий и т. д. Достоверность - это возможность проверки научных данных и теорий. Общезначимость - это пригодность научных результатов для всех людей, независимо от их различий, в том числе и религиозных.
Религиозный подход предполагает объяснение явлений с точки зрения разума и божественного происхождения.
3. Что напоминает классическая картина мира? С чем можно сравнить мир, описанный в рамках классического подхода?
Классическая картина мира напоминает механизм. Теория объясняла не только движение всех звёзд по их траекториям, но и столь же безошибочно движение тел на земле, падение яблока, полёт снаряда, даже приливы и отливы. В классической механике Ньютона всё божественно разумно. Пространство, время, движение абсолютны, они не имеют свойств, которые могут меняться. Пространство - лишь месторасположение отдельных тел. Время - простая длительность. Движение - равномерное, взаимодействие - мгновенное. Все тела в конечном счёте суть материальные точки. В этом мире можно точно предсказать будущее или воспроизвести прошлое. Всё предопределено, у всего есть свои причины. Это совершенный мир, созданный Богом, который присутствует в мире всегда и везде. Мир можно сравнить с часами.
4. Выделите главные отличия неклассической картины мира от классической. Какие из этих отличий, по вашему мнению, наиболее важны?

1. С какими процессами на рубеже XIX-XX вв. был связан переход от классического подхода к объяснению мира к неклассическому?
Переход к новому пониманию мира связан с оформлением новых теорий. В физике это теория относительности А. Эйнштейна (1905, 1916) и квантовая механика в интерпретации В. Гейзенберга и Н. Бора (1920-1930-е гг.).
2. Почему каждой эпохе соответствует своя картина мира
Каждой эпохе соответствует своя картина мира, потому что это связано с развитием науки, появлением новых теорий. Человек узнает больше, больше может объяснить, и его представление о мире меняется.
3. Какие принципы неклассического подхода к объяснению мира нашли отражение в литературе и искусстве периода модернизма?
В литературе и искусстве периода модернизма нашли отражение такие принципы:
• Восприятие мира через человека, субъективный подход
• Стремление достичь художественной выразительности
• Многообразие средств выразительности
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением