Урок 14 Часть 1 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Рассмотри внимательно таблицу.
Падежные окончания имён существительных
Падеж 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение -ий -ие -ия
Именительный -а, -я , -о, -е -е -я
Родительный -ы, -и -а, -я -и -я -я -и
Дательный -е -у, -ю -и -ю -ю -и
Винительный -у, -ю -а, -я -о, -е -я -е -ю
Творительный -ой, -ей -ом, -ем -ю -ем -ем -ей
Предложный -е -е -и -и -и
Ты помнишь, что наибольшую трудность при письме вызывают безударные окончания -е и -и, так как произносятся они в безударном положении одинаково. Посмотри на таблицу и расскажи, когда пишется окончание -е, а когда — окончание -и.
Окончание -е пишется в существительных:
- 1-го скл. в Д. п. и П. п.,
- 2-го скл. в Им. п., В. п. и П. п.,
- на -ие в Им. п., и В. п.
Окончание -и пишется в существительных:
- 1-го скл. в Р. п.,
- 3-го скл. в Р. п., Д. п. и П. п.,
- на -ие, -ий в П. п.,
- на -ия в Р. п., Д. п. и П. п.
Упражнение 1. Запиши слова в два столбика, выбирая нужные окончания. Не забывай объяснять свой выбор.
[и] — е [и] — и
аппликация из бумаг[и], техника акварел[и], выписывать из книг[и], найти в книг[и], выставка в музе[и], мечтать о снег[и], побывать в Якути[и], гулять по алле[и], кружиться вокруг ел[и], собраться у огромной ёлк[и], подойти к нарядной ёлк[и]
Проверь себя: в первом столбике пять слов.
[и] – е
найти в книге (1-е скл., П. п.)
вставка в музее (2-е скл., П. п.)
мечтать о снеге (2-е скл., П. п.)
гулять по аллее (1-е скл., Д. п.)
подойти к нарядной ёлке (1-е скл., Д. п.)
[и] – и
аппликация из бумаги (1-е скл., Р. п.)
техника акварели (3-е скл., Р. п.)
выписать из книги (1-е скл., Р. п.)
побывать в Якутии (на -ия., П. п.)
кружиться вокруг ели (3-е скл., Р. п.)
собраться у огромной ёлки (1-е скл., Р. п.)
Упражнение 2. Прочитай. Выпиши слова с пропущенными окончаниями. Объясни их написание.
Волшебная шляпа
Волшебная шляпа в цветной упаковк...
Лежала в коробк..., коробка —
в кладовк...,
Волшебник, наверное, шляпу оставил,
Однако в известность жильцов
не поставил.
Её обнаружили только вчера,
Но в шляп... волшебной зияла дыра.
На шляпу смотреть невозможно
без бол... —
Она пострадала, бедняжка, от мол....
Её не заштопаешь, не залатаешь,
Желанье заветное не загадаешь.
Хотите в Австралии утром проснуться
И вечером к мам... с подарк...
вернуться?
Обшарьте кладовку. Быть может,
вас ждёт
Оставленный кем-то ковёр-самолёт.
(Е. Лаврентьева)
В упаковке (1-е скл., П. п.), в коробке (1-е скл., П. п.), в кладовке (1-е скл., П. п.), в шляпе (1-е скл., П. п.), без боли (3-е скл., Р. п.), от моли (3-е скл., Р. п.), к маме (1-е скл., Д. п.), с подарком (2-е скл., Т. п.).
Упражнение 3. Спиши. У имен существительных обозначь окончания. Запиши в скобках доказательство выбора буквы в безударных окончаниях.
Каждое утро на заре и каждый вечер на закате ( ) выходила она на порог мышиной норки ( ), и, когда ветер раздвигал верхушки колосьев, так что открывалось голубое небо, ей думалось о том, как светло и хорошо там, на воле ( ), и очень хотелось снова увидеть милую ласточку. Но ласточка больше не показывалась — должно быть, летала где-то далеко в зелёном лесу.
(Х.-К. Андерсен)
Каждое утро на заре и каждый вечер на закате (2-е скл., П. п.) выходила она на порог мышиной норки (1-е скл., Р. п.), и, когда ветер раздвигал верхушки колосьев, так что открывалось голубое небо, ей думалось о том, как светло и хорошо там, на воле (1-е скл., П. п.), и очень хотелось снова увидеть милую ласточку. Но ласточка больше не показывалась – должно быть, летала где-то далеко в зелёном лесу (Х.-К. Андерсен)
Упражнение 4. Спиши, ставь слова в скобках в нужную форму. Не забывай объяснять правописание безударных падежных окончаний.
Когда солнце появляется в (небо), оно всякий раз удивляется: куда делись звёзды? Ведь ночью, когда солнца не было, всё небо было усеяно (звёзды), куда же они теперь подевались? Это очень интересно. Каждое утро, прежде чем взойти, солнце осторожно выглянет откуда-нибудь из-за леса, из-за горы, чтобы подсмотреть, куда деваются звёзды.
Но стоит ему выглянуть — и звёзд уже
нет.
И тогда солнце поднимается высоко, чтобы хорошенько всё осветить, в (надежда) обнаружить хоть какую-нибудь зазевавшуюся звёздочку. Но ничего обнаружить ему не удаётся.
(Ф. Кривин)
Когда солнце (2-е скл., Им. п.) появляется в небе (2-е скл., П. п.), оно всякий раз удивляется: куда делись звёзды (мн. ч., Им. п.)? Ведь ночью (3-е скл., Т. п.), когда солнца (2-е скл., Р. п.) не было, всё небо (2-е скл., Им. п.) было усеяно звёздами (мн. ч., Т. п.), куда же они теперь подевались? Это очень интересно. Каждое утро (2-е скл., Им. п.), прежде чем взойти, солнце (2-е скл., Им. п.) осторожно выглянет откуда-нибудь из-за леса (2-е скл., Р. п.), из-за горы, чтобы подсмотреть, куда деваются звёзды (мн. ч., Им. п.).
Но стоит ему выглянуть – и звёзд (мн. ч., Р. п.) уже нет.
И тогда солнце (2 -е скл., Им. п.) поднимается высоко, чтобы хорошенько всё осветить, в надежде (1-е скл., П. п.) обнаружить хоть какую-нибудь зазевавшуюся звёздочку (1-е скл., В. п.). Но ничего обнаружить ему не удаётся. (Ф. Кривин)
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением