Урок 12 Часть 1 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Оля сказала, что слова неваляшка и матрёшка — неодушевлённые имена существительные, так как эти слова называют неживые предметы. Марина считает их одушевлёнными, так как...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Оля сказала, что слова неваляшка и матрёшка — неодушевлённые имена существительные, так как эти слова называют неживые предметы. Марина считает их одушевлёнными, так как формы родительного и винительного падежей у этих слов совпадают. А это бывает только у одушевлённых имён существительных:
Р. п. (нет) неваляшек, матрёшек;
В. п. (вижу) неваляшек, матрёшек.
Кто из девочек прав?
Я думаю, что Марина права. Одушевлёнными в русском языке считаются слова, которые обозначают живых существ, а также слова, у которых формы родительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.
Упражнение 1. Запиши имена существительные в два столбика: 1) одушевлённые; 2) неодушевлённые.
ёлка, синица, жук, скамейка, ночь, сестра, учитель, корабль, мастер, матрёшка, неваляшка, шофёр, шкаф, стекло, рояль, врач
Проверь себя: здесь девять одушевлённых существительных.
Одушевлённые
синица
жук
сестра
учитель
мастер
матрёшка
неваляшка
шофёр
врач
Неодушевлённые
ёлка
ночь
корабль
шкаф
стекло
рояль
С какой целью мы проводим фонетический анализ слова и разбор слова по составу?
Как ты думаешь, что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?
Какие из перечисленных признаков можно отнести к имени существительному?
род, число, краткая или полная форма, падеж, склонение, одушевлённое — неодушевлённое, собственное — нарицательное, личное
Подумай, какие признаки имени существительного постоянные, а какие — изменяются вместе с изменением формы слова.
Как провести морфологический разбор имени существительного
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме.
3. Перечисли постоянные признаки: Одушевлённое — неодушевлённое, *собствен-ное — нарицательное, род, склонение.
4. Перечисли непостоянные признаки: число, падеж.
5. Укажи, каким членом предложения является.
Образец. На поляну выбежал заяц.
1. (На) поляну — имя существительное.
2. Начальная форма — поляна.
3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.
4. Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж.
5. В предложении является обстоятельством:
выбежал (куда?) на поляну.
Фонетический анализ слова мы проводим, чтобы определить звуковой состав слова. А разбор слова по составу позволяет посмотреть, из каких частей слово состоит.
Охарактеризовать слово как часть речи, значит, выяснить, к какой части речи можно отнести это слово, и какое оно имеет значение в предложении.
Признаки имени существительного: род, число, падеж, склонение, одушевлённое – неодушевлённое, собственное – нарицательное.
Постоянные признаки: род, склонение, одушевлённое – неодушевлённое, собственное – нарицательное
Непостоянные признаки: число, падеж
Упражнение 2. Проверь, как Андрей выполнил морфологический разбор слова ядро. Есть ли ошибки в его работе?
На Луну Мюнхгаузен прилетел на ядре.
1. (На) ядре — имя сущ.
2. Нач. форма — ядро.
3. Пост, призн.: нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., П. п.
5. Прилетел (на чём?) на ядре.
Андрей неправильно определил, каким членом предложения является слово «ядро».
На Луну Мюнхгаузен прилетел на ядре.
1. (На) ядре – имя сущ.
2. Нач. форма – ядро.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., П. п.
5. Прилетел (как?) на ядре.
Упражнение 3. Найди ошибки и недочёты в работах ребят, письменно исправь их.
На ножках стола были красивые узоры в форме листьев.
1. Стола — имя сущ.
2. Нач. форма — стол.
3. Пост, призн.: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., Р. п.
5. На ножках (чего?) стола.
1. Листьев — имя сущ.
2. Нач. форма — листья.
3. Пост, призн.: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: мн. ч., Д. п.
5. В форме (чего?) листьев.
На ножках стола были красивые узоры в форме листьев.
1. Стола – имя сущ.
2. Нач. форма – стол.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., Р. п.
5. На ножках (каких?) стола.
1. Листьев – имя сущ.
2. Нач. форма – лист.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: мн. ч., Р. п.
5. Узоры (какие?) в форме листьев.
Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши из него пять имён существительных, которые являются обстоятельствами. Среди этих существительных только одно в форме родительного падежа. Назови это имя существительное и письменно выполни его морфологический разбор.
Плывёт туман над речкой,
Луна стоит в окне.
Поёт сверчок за печкой
В полночной тишине.
Течёт из щёлки сонной,
Как бархатный песок,
Ленивый, монотонный,
Скрипучий голосок.
(Т. Белозёров)
Имена существительные, которые являются обстоятельствами: над речкой, в окне, за печкой, в тишине, из щёлки (Р.п.).
Течёт из щёлки сонной,
Как бархатный песок,
Ленивый, монотонный,
Скрипучий голосок.
1. Из щёлки - сущ.
2. Нач. форма - щёлка.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., Р. п.
5. Течёт (откуда?) из щёлки.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением