Упр.138 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 138. 1. Проверьте свою подготовку по теме «Сложноподчинённое предложение» на более сложных примерах: произведите синтаксический анализ предложений, объясняя каждую...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
138. 1. Проверьте свою подготовку по теме «Сложноподчинённое предложение» на более сложных примерах: произведите синтаксический анализ предложений, объясняя каждую пункто-грамму, а затем запишите их (контрольное списывание), выделяя «сигнальные» средства связи (союзы, союзные и указательные слова).
I. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними. (В. Обручев)
II. Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей, многие из которых были реализованы десятилетия спустя и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем. (Б. Петров)
Произведём синтаксический анализ предложений:
I
[Помните, (что на свете есть много умных людей)2, (которые могут заметить у вас ошибки)3, и, (если они правы)4, не стесняйтесь согласиться с ними]1.
(1-я часть: (что делайте?) помните и не стесняйтесь согласиться; не стесняйтесь согласиться (с кем?) с ними;
2-я часть: (что?) много людей; много людей (что делают?) есть; есть (где?) на свете; людей (каких?) умных;
3-я часть: (кто?) которые, которые (что делают?) могут заметить; могут заметить (у кого?) у вас; могут заметить (что?) ошибки;
4-я часть: (кто?) они; они (каковы?) правы).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из 4 частей, связанных последовательным (1, 2 и 3 предложения) и неоднородным подчинением. 2-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза что. 3-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется ко 2-му придаточному при помощи союзного слова которые. 4-е придаточное является придаточным обстоятельственным, условным, и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза если.
1-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[=, (что = -)2, (которые =)3, и (если - =)4, =]1.
II
[Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу]1, (которому он посвятил жизнь)2.
(1-я часть: (что?) подвиг, путь; подвиг, путь (что делают?) являют собой; подвиг (какой?) жизненный; подвиг (чей?) Циолковского; путь (чей?) его; путь (какой?) творческий; являют собой (что?) пример преданности; преданности (какой?) беззаветной; пример преданности (чему?) делу; делу (какому?) тому;
2-я часть: (кто?) он; он (что сделал?) посвятил; посвятил (чему?) которому; посвятил (что?) жизнь).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой союзным словом которому. 2-е придаточное предложение является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[-, - =]1, (которому - =)2.
[В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей]1, (многие из которых были реализованы десятилетия спустя)2 и (часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем)3.
(1-я часть: (кто?) он; он (что сделал?) положил начало, выдвинул; положил начало (когда?) в труднейших условиях; он (какой?) ещё никем не понятый и не признанный; положил начало (чему?) основам космонавтики; выдвинул (что?) ряд идей; ряд идей (каких?) поразительных по смелости;
2-я часть: (что?) многие из которых; многие из которых (что делали?) были реализованы; были реализованы (когда?) десятилетия спустя;
3-я часть: (что?) часть из которых; часть из которых (что делает?) может быть осуществлена; может быть осуществлена (когда?) лишь в будущем; в будущем (каком?) отдалённом).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из трёх частей, соединённых между собой однородным подчинением. 2-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется к главному союзным словом из которых. 3-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется к главному союзным словом из которых.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =, =]1, (из которых =)2 и (из которых =)3.
Объясним пунктуацию:
I
Помните, (запятая разделяет части сложного предложения) что на свете есть много умных людей, (запятая разделяет части сложного предложения) которые могут заметить у вас ошибки, (запятая разделяет части сложного предложения) и, (запятая разделяет части сложного предложения) если они правы, (запятая разделяет части сложного предложения) не стесняйтесь согласиться с ними.
II
Жизненный подвиг Циолковского, (запятая между однородными подлежащими) его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, (запятая разделяет части сложного предложения) которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, (запятой выделяется обособленные определение, относящее к местоимению) ещё никем не понятый и не признанный, (запятой выделяется обособленное определение, относящееся к местоимению) он положил начало основам космонавтики, (запятая между однородными сказуемыми) выдвинул ряд поразительных по смелости идей, (запятая разделяет части сложного предложения) многие из которых были реализованы десятилетия спустя (между однородными придаточными предложениями не ставится запятая, так как они соединены единичным союзом и) и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем.
Выделим «сигнальные» средства связи (союзы, союзные и указательные слова)
I
Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.
II
Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей, многие из которых были реализованы десятилетия спустя и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем.
2. Напишите сочинение на тему «Жизненный подвиг Ломоносова (Толстого,Чехова, Циолковского...)».
Жизненный подвиг Чехова
Жизненный подвиг Антона Павловича Чехова заключается в его гражданском подвиге, который он совершил, посетив каторжный остров Сахалин и написав книгу «Остров Сахалин», ставшую важны документом о жизни и условиях труда каторжан. Этот поступок демонстрирует его глубокую человечность, стремление к справедливости и желание изменить жизнь людей к лучшему.
Путешествие на Сахалин было сложным и опасным предприятием, которое потребовало от Чехова огромной выдержки и силы духа. Он провёл на острове три месяца, изучая условия жизни каторжан, беседуя с ними и делая подробные записи. Результатом его работы стала книга, которая вызвала широкий общественный резонанс и привлекла внимание к проблемам каторги.
Кроме того, Чехов проявил себя как учёный, врач и общественный деятель. Он не только описал условия жизни на Сахалине, но и предложил пути улучшения ситуации. Его книга стала мощным инструментом в борьбе за права человека и улучшение условий жизни заключённых.
Таким образом, жизненный подвиг Антона Чехова заключается в его готовности пойти на риск ради правды и справедливости, в его стремлении изменить мир к лучшему и сделать его более справедливым и гуманным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением