Упр.135 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 135. 1. Прочитайте отрывки из книги И. Розанова «Лермонтов — мастер стиха». Объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений. Укажите средства связи между...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
135. 1. Прочитайте отрывки из книги И. Розанова «Лермонтов — мастер стиха». Объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений. Укажите средства связи между предложениями. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Правильно прочесть стихотворение — значит правильно понять замысел автора; то и другое невозможно при игнорировании читателем цезур или при ошибочном их распределении. Это распределение не всегда бывает лёгким делом; хорошо, если мы имеем стихотворение с постоянными цезурами или если автор безошибочно ставит знаки препинания... У каждого поэта своя пунктуация, и, прежде чем анализировать ритм стихов, не мешает знать, какое значение придаёт поэт тому или иному знаку. Достаточно самого беглого сопоставления лермонтовских стихов с пушкинскими, чтобы заметить, что для Лермонтова очень характерно тире, чего нельзя сказать про Пушкина.
Вот примеры, в каких случаях Лермонтов ставит тире:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой...
И умер он — с напрасной жаждой мщенья...
Она поёт — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В её божественных глазах...
Другой поэт в некоторых из указанных случаев поставил бы запятую, но Лермонтов при помощи тире, очевидно, считал нужным подчеркнуть паузу, так как далеко не все запятые требуют паузы. <...>
Необходимо отметить и характерную для Лермонтова склонность к стихотворным периодам, распространённым или на всё произведение («Когда волнуется желтеющая нива...»), или на несколько строф: например, две первые строфы (12 строк) «1-го января» или вторая и третья строфы «Соседа».
Прочитайте отрывки из книги И. Розанова «Лермонтов – мастер стиха». Объясните знаки препинания.
Правильно прочесть стихотворение – (подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом) значит правильно понять замысел автора; (двоеточие между отдалёнными по смыслу предложениями) то и другое невозможно при игнорировании читателем цезур или при ошибочном их распределении. Это распределение не всегда бывает лёгким делом; (двоеточие между отдалёнными по смыслу предложениями) хорошо, (запятая разделяет части сложного предложения) если мы имеем стихотворение с постоянными цезурами или если автор безошибочно ставит знак препинания… У каждого поэта своя пунктуация, (запятая разделяет части сложного предложения) и, (запятая разделяет части сложного предложения) прежде чем анализировать ритм стихов, (запятая разделяет части сложного предложения) не мешает знать, (запятая разделяет части сложного предложения) какое значение придаёт поэт этому или иному знаку. Достаточно самого беглого сопоставления лермонтовских стихов с пушкинскими, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы заметить, (запятая разделяет части сложного предложения) что для Лермонтова очень характерно тире, (запятая разделяет части сложного предложения) чего нельзя сказать про Пушкина.
Вот примеры, (запятая разделяет части сложного предложения) в каких случаях Лермонтов ставит тире: (двоеточие перед цитированием)
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, (запятой выделяется причастный оборот) оклеветанный молвой…
***
И умер он – с напрасной жаждой мщения…
***
Она поёт – и звуки тают, (запятой выделяется сравнительный оборот)
Как поцелуи на устах, (запятая разделяет части сложного предложения)
Глядит – и небеса играют
В её божественных глазах…
Другой поэт в некоторых из указанных случаев поставил бы запятую, (запятая разделяет части сложного предложения) но Лермонтов при помощи тире, (запятой выделяется вводное слово) очевидно, (запятой выделяется вводное слово) считал нужным подчеркнуть паузу, (запятая разделяет части сложного предложения) так как далеко не все занятые требуют паузы.
Необходимо отметить и характерную для Лермонтова склонность к стихотворным периода, (запятой выделяется причастный оборот) распространённым или на всё произведение («Когда волнуется желтеющая нива…»), или на несколько строф: (вторая часть предложения содержит пояснение) например, (запятой выделяется вводное слово) две первые строфы (12 строк) «1-го января» или вторая и третья строфы «Соседа».
Составьте схемы сложных предложений.
[Правильно прочесть стихотворение – значит правильно понять замысел автора]1; [то и другое невозможно при игнорировании читателем цезур или при ошибочном их распределении]2.
[- =]1; [- и - =]2.
[Это распределение не всегда бывает лёгким делом]1; [хорошо]2, (если мы имеем стихотворение с постоянными цезурами)3 или (если автор безошибочно ставит знак препинания)4…
[- =]1; [=]2, (если - =)3 или (если - =)4…
[У каждого поэта своя пунктуация]1, и, (прежде чем анализировать ритм стихов)2, [не мешает знать]3, (какое значение придаёт поэт этому или иному знаку)4.
[-]1, и, (прежде чем =)2, [=]3, (какое = -)4.
[Достаточно самого беглого сопоставления лермонтовских стихов с пушкинскими]1, (чтобы заметить)2, (что для Лермонтова очень характерно тире)3, (чего нельзя сказать про Пушкина)4.
[=]1, (чтобы =)2, (что = -)3, (чего =)4.
[Она поёт]1 – и [звуки тают, как поцелуи на устах]2, [глядит]3 – и [небеса играют в её божественных глазах]4…
[- =]1 - и [- =]2, [=]3 - и [- =]4.
[Другой поэт в некоторых из указанных случаев поставил бы запятую]1, но [Лермонтов при помощи тире, очевидно, считал нужным подчеркнуть паузу],2 (так как далеко не все запятые требуют паузы)3.
[- =]1, но [- =]2, (так как - =)3.
Укажите средства связи между предложениями.
- указательное местоимение (это)
- слова одной тематической группы (знаки препинания, пунктуация)
- лексический повтор (стихи, поэт, Лермонтов)
- указательное слово (вот)
2. Объясните значение терминов цезура, строфа, период, обратившись к словарю.
Цезура – 1. (филол.) Внутристиховая ритмическая пауза на постоянном месте в стихотворной строке, расчленяющая стих на два полустишия. 2. (муз.) Грань между частями музыкального произведения или его отдельными построениями.
Строфа – сочетание стихов, образующих метрическое, ритмическое, интонационно-синтаксическое единство, а в рифмованных стихах также связанных расположением рифм.
Период – сложное синтаксическое целое, состоящее из одного сложного предложения или из соединения нескольких, характеризующихся грамматической, лексической и интонационной связанностью.
3. Подтвердите примерами из стихотворений М. Лермонтова, что такой пунктуационный знак, как тире, часто встречается в его поэтических произведениях.
1)
Играют волны – ветер свищет,
(Парус)
2)
В себя ль заглянешь? – там прошлого нет и следа…
(И скучно и грустно)
3)
И шьют серебром – в тишине увядая
Душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
(Синие горы Кавказа, приветствую вас!..)
4)
Всё тихо, - и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги…
(Черкесы)
4. Подготовьтесь к пересказу текста (к изложению).
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: роль пунктуации и ритма в поэзии.
Основная мысль:
- «правильно прочесть стихотворение – значит правильно понять замысел автора»
- «у каждого поэта своя пунктуация, и, прежде чем анализировать ритм стихов, не мешает знать, какое значение придаёт поэт тому или иному знаку».
- «для Лермонтова характерно тире, чего нельзя сказать про Пушкина»
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: выразительное чтение, пунктуация, ритм, пауза, тире, Лермонтов, Пушкин.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 4 абзаца.
План текста:
1. Важность понимания пунктуации и ритма стихотворения.
2. Сложность распределения цезур и необходимость знания авторской пунктуации.
3. Примеры использования Лермонтовым тире.
4. Склонность Лермонтова к стихотворным периодам.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: научно-популярный.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
5. Дополните изложение выполнением творческого задания. Ответьте на один из вопросов: «Что помогает мне подготовиться к выразительному чтению?», «Почему знаки препинания К. Паустовский сравнивает с нотными знаками?», «Как я понимаю слова "У каждого поэта своя пунктуация"?».
Правильно прочесть стихотворение – значит правильно понять замысел автора. Это невозможно без понимания цезур и их распределения. Распределение цезур не всегда бывает лёгким делом. Хорошо, если у стихотворения постоянные цезуры или автор безошибочно ставит знаки препинания.
У каждого поэта своя пунктуация, и перед анализом ритма стихов нужно знать, какое значение придаёт поэт тому или иному знаку.
Достаточно сравнить стихи Лермонтова и Пушкина, чтобы заметить, что для Лермонтова характерно использование тире.
Лермонтов ставит тире, чтобы подчеркнуть паузу. Например:
***
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
***
И умер он – с напрасной жаждой мщенья…
***
Она поёт – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В её божественных глазах…
В этих примерах другой поэт мог бы поставить запятую, но Лермонтов использовал тире, чтобы сделать акцент на паузе.
Почему знаки препинания К. Паустовский сравнивает с нотными знаками?
К. Паустовский сравнивает знаки препинания с нотными знакам, потому что они оба служат для передачи информации и эмоций через текст или музыку. Знаки препинания, как и ноты, помогают читателю или слушателю понять структуру, ритм и настроение произведения, делая его более выразительным и понятным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением