Упр.140 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 140. 1. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите средства связи между предложениями. Заключите их в овал.Витус Беринг был один из первооткрыват..лей...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
140. 1. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите средства связи между предложениями. Заключите их в овал.
Витус Беринг был один из первооткрыват..лей чья жизнь стала символом муж..етва чьё имя навс..гда осталось на картах мира. Он был отважным мор..плават..лем который ещё в юности п..ступил во флот Петра Первого и для которого Россия стала второй родиной. < ... > Без сна и о..дыха продолжал трудит(?)ся Беринг и тогда когда позади остались ясные дни в Петропавловской гавани и исчезли очертания суши когда свинцовыми тучами зав..л..кло небо и рас(?)-т..лался в н..ведомой дали только бушующий ок..анский простор. Т..жело пр..х..дилось морякам в (не) знакомых шт..рмовых водах из-за того что много дней они не вид..ли ни солнца ни звёзд и это затрудняло ор..нтировку. Где находиться к..рабль и куда он мчит(?)ся подгоняемый бурей и в какой край ок..анской ст..хии° его вын..сет Невозможно было тогда узнать без небесных светил.
(В. Кузнецов)
Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Витус Беринг был один из первооткрывателей, (неизменяемый суффикс –тель-) (запятая разделяет части сложного предложения) чья жизнь стала символом мужества, (неизменяемый суффикс -еств-) (запятая разделяет части сложного предложения) чьё имя навсегда (словарное слово) осталось на картах мира. Он был отважным мореплавателем, (соединительная гласная е после глухого согласного; неизменяемый суффикс –тель-) (запятая разделяет части сложного предложения) который ещё в юности поступил (словарное слово) во флот Петра Первого и для кого Россия стала второй родиной. Без сна и отдыха (словарное слово) продолжал (проверочное слово: продолжит) трудиться (продолжал (что делать?) трудиться) Беринг и тогда, (запятая разделяет части сложного предложения) когда позади остались ясные дни в Петропавловской гавани и исчезли очертания (проверочное слово: чертит) суши, (запятая разделяет части сложного предложения) когда свинцовыми тучами заволокло (словарное слово) небо и расстилался (приставка перед основой на глухой согласный; чередование –стил-/-стел-, после корня стоит суффикс -а-) в неведомой (словарное слово) дали только бушующий океанский (словарное слово) простор. Тяжело (проверочное слово: тяжесть) приходилось (приставка при- имеет значение «действие в чьих-либо интересах; проверочное слово: приходится) морякам в незнакомых (можно заменить синонимом: таинственных, чужих; словарное слово) штормовых (проверочное слово: шторм) водах из-за того, (запятая разделяет части сложного предложения) что много дней они не видели (видеть, перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве) ни солнца, (запятая между однородными дополнениями) ни звёзд, (запятая разделяет части сложного предложения) и это затрудняло ориентировку. (словарное слово) Где находится (корабль (что делает?) находится) корабль, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) и куда он мчится, (он (что делает?) мчится) (запятой выделяется причастный оборот) подгоняемый (проверочное слово: гонит) бурей, (запятая разделяет части сложного предложения) и в какой край океанской (словарное слово) стихии (словарное слово) его вынесет, (проверочное слово: нёс) (запятая разделяет части сложного предложения) невозможно (приставка не-) было тогда узнать без небесных светил.
Укажите средства связи между предложениями. Заключите их в овал.
Витус Беринг был один из первооткрывателей, чья жизнь стала символом мужества, чьё имя навсегда осталось на картах мира. Он был отважным мореплавателем, который ещё в юности поступил во флот Петра Первого и для кого Россия стала второй родиной. Без сна и отдыха продолжал трудиться Беринг и тогда, когда позади остались ясные дни в Петропавловской гавани и исчезли очертания суши, когда свинцовыми тучами заволокло небо и расстилался в неведомой дали только бушующий океанский простор. Тяжело приходилось морякам в незнакомых штормовых водах из-за того, что много дней они не видели ни солнца, ни звёзд, и это затрудняло ориентировку. Где находится корабль, и куда он мчится, подгоняемый бурей, и в какой край океанской стихии его вынесет, невозможно было тогда узнать без небесных светил.
2. Объясните расстановку знаков препинания с помощью схем. Поясните варианты в пунктуационном оформлении придаточного в четвёртом предложении. Чем вызваны эти различия?
Объясните расстановку знаков препинания с помощью схем.
[Витус Беринг был один из первооткрывателей]1, (чья жизнь стала символом мужества)2, (чьё имя навсегда осталось на картах мира)3.
[- =]1, (каких?) (чья - =)2, (чьё - =)3.
[Он был отважным мореплавателем]1, (который ещё в юности поступил во флот Петра Первого)2 и (для кого Россия стала второй родиной)3.
[- =]1, (каким?) (который =)2 и (для кого - =)3.
[Без сна и отдыха продолжал трудиться Беринг и тогда]1, (когда позади остались ясные дни в Петропавловской гавани)2 и (исчезли очертания суши)3, (когда свинцовыми тучами заволокло небо)4 и (расстилался в неведомой дали только бушующий океанский простор)5.
[= -]1, (когда?) (когда = -)2 и (= -)3, (когда =)4 и (= -)5.
[Тяжело приходилось морякам в незнакомых штормовых водах из-за того]1, (что много дней они не видели ни солнца, ни звёзд)2, и [это затрудняло ориентировку]3.
[=]1, (что - =)2, и [- =]3.
(Где находится корабль)1, и (куда он мчится, подгоняемый бурей)2, и (в какой край океанской стихии его вынесет)3, [невозможно было тогда узнать без небесных светил]4.
(что?) (Где = -)1, и (куда - =)2, и (в какой =)3, [=]4.
Поясните варианты в пунктуационном оформлении придаточного в четвёртом предложении.
Тяжело приходилось морякам в незнакомых штормовых водах из-за того, что много дней они не видели ни солнца, ни звёзд, и это затрудняло ориентировку. - Тяжело приходилось морякам в незнакомых штормовых водах, из-за того что много дней они не видели ни солнца, ни звёзд, и это затрудняло ориентировку.
В данном предложении можно поставить запятую или перед составным подчинительным союзом из-за того что, или же только перед его второй частью.
Чем вызваны эти различия?
Эти различия вызваны вопросом (а также значением придаточного), который можно поставить к придаточному предложению. Если придаточное предложение отвечает на вопрос почему?, то запятая ставится перед всем придаточным союзом. Если же придаточное предложение отвечает на вопрос чего?, то запятая ставится только перед второй частью. В первом случае придаточное будет придаточным причины, во втором – придаточным изъяснительным.
3. Напишите сжатое изложение или сочинение на тему «Его жизнь стала символом мужества».
Сжатое изложение
Витус Беринг был отважным мореплавателем и одним из первооткрывателей, чьё имя навсегда осталось на картах мира. Он поступил во флот Петра Первого ещё в юности, и Россия стала для него второй родиной.
Когда корабль находился в незнакомых штормовых водах, было сложно ориентироваться из-за отсутствия солнца и звёзд.
Сочинение
Его жизнь стала символом мужества
Витус Беринг – выдающийся мореплаватель, исследователь и офицер русского флота, который оставил огромный след в истории благодаря своим экспедициям и открытиям. Его жизнь стала символом мужества, настойчивости и преданности своему делу
Витус Беринг родился в Дании, но большую часть своей жизни провёл в России, где служил в военно-морском флоте. Он участвовал в нескольких экспедициях, целью которых было исследование и освоение новых территорий. Одной из самых известных его экспедиций стала Вторая Камчатская экспедиция, которая продолжалась с 1733 по 1743 год. В ходе этой экспедиции Беринг и его команда открыли пролив между Азией и Америкой, который впоследствии был назван Беринговым проливом.
Экспедиция была полна трудностей и опасностей. Команда столкнулась с суровыми погодными условиями, нехваткой продовольствия и болезнями. Однако Беринг и его люди продолжали двигаться вперёд, несмотря на все трудности. Они исследовали новые земли, составляли карты и собирали научные данные.
Жизнь Витуса Беринга является примером мужества и настойчивости. Он не побоялся отправиться в опасное путешествие и посвятить свою жизнь исследованию новых земель. Его экспедиции принесли много пользы науке и человечеству, а его имя стало символом мужества и отваги.
Витус Беринг – это выдающаяся личность, которая заслуживает уважения и восхищения. Его жизнь и деятельность являются примером для подражания.
Лексический анализ слова:
Стихии
1. Стихия – явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой и часто разрушительной силой, а также сфера, среда его проявления.
2. Многозначное слово.
Стихия – 1. (филос.) У древнегреческих философов-материалистов — один из основных элементов природы. 2. Явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой и часто разрушительной силой, а также сфера, среда его проявления. 3. (перен.) Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества; неорганизованное социальное начало. 4. (перен.) Привычная окружающая среда; наиболее благоприятная обстановка.
3. Употреблено в прямом значении (2).
4. Синонимов нет.
5. Антонимов нет.
6. Заимствовано из древнегреческого языка – буква, элемент, стихия.
7. Не является устаревшим.
8. Относится к общеупотребительной лексике.
9. Фразеологизмов со словом нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением