Упр.137 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 137. 1. Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания.1. Я знаю, (запятая разделяет части сложного предложения) что вечером к тебе придут те,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
137. 1. Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания.
1. Я знаю, (запятая разделяет части сложного предложения) что вечером к тебе придут те, (запятая разделяет части сложного предложения) кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.
2. Моряки хорошо знают, (запятая разделяет части сложного предложения) что море прекрасно только тогда, (запятая разделяет части сложного предложения) когда у него есть берег.
3. Когда начнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик, (запятая разделяет части сложного предложения) хочу в неведомое верить и думать вновь, (запятая разделяет части сложного предложения) что мир велик.
4. Общеизвестно, (запятая разделяет части сложного предложения) что листья мимозы, (запятая разделяет части сложного предложения) если до них дотронуться, (запятая разделяет части сложного предложения) мгновенно складываются.
5. Как бы ни устал, (запятая разделяет части сложного предложения) как бы ни намок в лесу под дождём, (запятая разделяет части сложного предложения) как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть, (запятая разделяет части сложного предложения) всё же приятнее сначала разобрать корзину.
6. Если один раз пожалеешь, (запятая разделяет части сложного предложения) что не сказал, (запятая разделяет части сложного предложения) то сто раз пожалеешь о том, (запятая разделяет части сложного предложения) что не промолчал.
7. Перестань говорить тотчас же, (запятая разделяет части сложного предложения) когда заметишь, (запятая разделяет части сложного предложения) что раздражаешься сам и тот, (запятая разделяет части сложного предложения) с кем говоришь. Несказанное слово – золотое.
2. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).
1. Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (М. Булгаков) 2. Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. (В. Солоухин) 3. Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. (С. Орлов) 4. Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. (В. Солоухин) 5. Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё же приятнее сначала разобрать корзину. (В. Солоухин) 6. Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал. (Л. Толстой) 7. Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь. Несказанное слово — золотое. (Л. Толстой)
1. [Я знаю]1, (знаю что?) (что вечером к тебе придут те)2, (те кто?) (кем ты интересуешься)3 и (те кто?) (кто тебя не встревожит)4. (последовательное и однородное подчинение)
[- =]1, (что = -)2, (кем - =)3 и (кто =)4.
2. [Моряки хорошо знают]1, (знают что?) (что море прекрасно только тогда)2, (тогда когда?) (когда у него есть берег)3. (последовательное подчинение)
[- =]1, (что - =)2, (когда = -)3.
3. (когда?) (Когда начнётся дымный берег)1 и (когда?) (чайки вдруг поднимут крик)2, [хочу в неведомое верить и думать вновь]3, (думать о чём?) (что мир велик)4. (неоднородное и однородное подчинение)
(Когда = -)1 и (- =)2, [= и =]3, (что - =)4.
4. [Общеизвестно]1, (что?) (что листья мимозы, (при каком условии?) (если до них дотронуться)3, мгновенно складываются)2. (последовательное подчинение)
[=]1, (что -, (если =)3, =)2.
5. (несмотря на что?) (Как бы ни устал)1, (несмотря на что?) (как бы ни намок в лесу под дождём)2, (несмотря на что?) (как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть)3, [всё же приятнее сначала разобрать корзину]4. (однородное подчинение)
(Как =)1, (как =)2, (как = и =)3, [=]4.
6. (при каком условии?) (Если один раз пожалеешь)1, (пожалеешь о чём?) (что не сказал)2, [то сто раз пожалеешь о том]3, (пожалеешь о чём?) (что не промолчал)4. (последовательное подчинение)
(Если =)1, (что =)2, [=]3, (что =)4.
7. [Перестань говорить тотчас же]1, (когда?) (когда заметишь)2, (заметишь что?) (что раздражаешься сам и тот)3, (тот кто?) (с кем говоришь)4. Несказанное слово – золотое. (последовательное подчинение)
[=]1, (когда =)2, (что = -)3, (с кем =)4.
3. Поясните пунктуацию при однородных придаточных предложениях.
1. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься (между однородными придаточными предложениями не ставится запятая, так как они соединены единичным союзом и) и кто тебя не встревожит.
3. Когда начнётся дымный берег (между однородными придаточными предложениями не ставится запятая, так как они соединены единичным союзом и) и чайки вдруг поднимут крик, хочу в неведомое верить и думать вновь, что мир велик.
5. Как бы ни устал, (между однородными придаточными ставится запятая, так как они соединены союзом как ни) как бы ни намок в лесу под дождём, (между однородными придаточными ставится запятая, так как они соединены союзом как ни) как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть, всё же приятнее сначала разобрать корзину.
4. Объясните подчёркнутые орфограммы.
1. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься (словарное слово) и кто тебя не встревожит. (словарное слово)
2. Моряки хорошо знают, что море прекрасно только тогда, когда у него есть берег.
3. Когда начнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик, хочу в неведомое верить и думать вновь, что мир велик.
4. Общеизвестно, (проверочное слово: известие) что листья мимозы, если до них дотронуться, (если (что сделать?) дотронуться) мгновенно складываются.
5. Как бы ни (устойчивое сочетание как бы ни) устал, как бы ни (устойчивое сочетание как бы ни) намок в лесу под дождём, как ни (устойчивое сочетание как ни) приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть, всё же приятнее сначала (на конце наречий с приставкой с- пишется гласная а) разобрать корзину.
6. Если один раз пожалеешь, что не сказа, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.
7. Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам и тот, с кем говоришь. Несказанное слово – золотое.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением