Упр.131 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 131. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.1. Едем по двору, (запятая между однородными...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
131. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
1. Едем по двору, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) по глубокой, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) густой грязи, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (грязи)) облипающей новые жилые корпуса. Стали у крылечка. «Вот так. Спасибо, (запятой выделяется обращение) товарищ. Сколько с нас?» (прямая речь заключается в кавычки)
2. Военмор не торопясь расстегнул тугую петлю на куртке, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) вытащил брезентовый бумажник. Из него – (тире в неполном предложении) второй, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) кожаный, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) поменьше. Из кожаного – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) маленький кошелёк.
3. Один сказал, (запятая разделяет части сложного предложения) что семнадцатая глава растянута, (запятая разделяет части сложного предложения) другой, (запятая разделяет части сложного предложения) что характер Васеньки очерчен недостаточно выпукло.
4. Подле него лежала с одной стороны начатая верша, (запятая разделяет части сложного предложения) с другой – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) ворох красноватых прутьев лозняка.
5. Вокруг – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) родные, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) знакомые места: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) золотятся, колосятся овсы, (запятая разделяет части сложного предложения) голубыми нежными звёздочками цветёт лён.
6. Преимущество Комарева заключалось в том ещё, (запятая разделяет части сложного предложения) что оно лежало на перепутье двух больших дорог: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) одна вела в Коломну, (запятая разделяет части сложного предложения) другая – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) в Москву.
7. Конечно, (запятой выделяется вводное слово) почти все писатели составляют планы своих будущих вещей. Некоторые разрабатывают их подробно и точно. Другие – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) очень приблизительно.
8. Если только скрепы и нити надорвались, (запятая разделяет части сложного предложения) тогда уж ничто, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) ничто не в силах помешать этому непреклонно идущему разрыву... Кто она? Подметка. Кто он? Ну, (запятой выделяется междометие) ясно же кто. Сапог, (запятой выделяется вводное слово) конечно.
9. Уходят, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) уходят, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) уходят друзья, (запятая разделяет части сложного предложения) // Одни – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) в никуда, (запятая разделяет части сложного предложения) а другие – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) в князья.
1. Найдите неполные предложения. Определите их разновидность; укажите, какие члены предложения пропущены.
1. Стали у крылечка. (ситуативно неполное; опущено подлежащее: Мы стали у крылечка)
Сколько с нас? (ситуативно неполное; опущено дополнение и сказуемое: Сколько с нас нужно денег?)
2. Из него – второй, кожаный, поменьше. (контекстуально неполное; опущено подлежащее, сказуемое и дополнение: Военмор достал из него второй бумажник, кожаный, поменьше)
Из кожаного – маленький кошелёк. (контекстуально неполное; опущено подлежащее, сказуемое и дополнение Военмор достал из кожаного бумажника маленький кошелёк)
3. [Один сказал]1, (что семнадцатая глава растянута)2, [другой]3, (что характер Васеньки очерчен недостаточно выпукло)4. (3-я часть - контекстуально неполное; опущено сказуемое: ... другой сказал, что характер...)
4. [Подле него лежала с одной стороны начатая верша]1, [с другой – ворох красноватых прутьев лозняка]2. (2-е – контекстуально неполное; опущено сказуемое: ... с другой лежал ворох красноватых прутьев лозняка)
5. Вокруг – родные, знакомые места: золотятся, колосятся овсы, голубыми нежными звёздочками цветёт лён. (эллиптическое неполное опущено сказуемое: Вокруг находятся родные знакомые места)
6. Преимущество Комарева заключалось в том ещё, что оно лежало на перепутье двух больших дорог: [одна вела в Коломну]1, [другая – в Москву]2. (контекстуально неполные; 1-я часть: опущено подлежащее: Одна дорога вела в Коломну; 2-я часть – опущены подлежащее и сказуемое: Другая дорога вела в Москву)
7. Другие – очень приблизительно. (контекстуально неполное; опущено подлежащее, сказуемое и дополнение: Другие писатели разрабатывают планы очень приблизительно)
8. Подметка. (контекстуально неполное; опущено подлежащее: Она подмётка)
Ну, ясно же кто. (контекстуально неполное; опущено подлежащее: Ну, ясно же кто он)
Сапог, конечно. (контекстуально неполное; опущено подлежащее: Он сапог, конечно)
9. Одни – в никуда, а другие – в князья. (контекстуально неполные; опущены подлежащие и сказуемые: Одни друзья уходят в никуда, а другие друзья уходят в князья)
2. Найдите односоставные предложения, определите их тип.
1) Едем по двору по глубокой густой грязи облипающей новые жилые корпуса. Стали у крылечка. Вот так. Спасибо товарищ. Сколько с нас? (М. Кольцов). 2) Военмор [военный моряк] не торопясь расстегнул тугую петлю на куртке вытащил брезентовый бумажник. Из него второй кожаный поменьше. Из кожаного маленький кошелёк (Б. Лавренёв). 3) Один сказал что семнадцатая глава растянута другой что характер Васеньки очерчен недостаточно выпукло (М. Булгаков). 4) Подле него лежала с одной стороны начатая верша с другой ворох красноватых прутьев лозняка (Д. Григорович). 5) Вокруг родные знакомые места золотятся колосятся овсы голубыми нежными звёздочками цветёт лён (И. Соколов-Микитов). 6) Преимущество Комарева заключалось в том ещё что оно лежало на перепутье двух больших дорог одна вела в Коломну другая в Москву (Д. Григорович). 7) Конечно почти все писатели составляют планы своих будущих вещей. Некоторые разрабатывают их подробно и точно. Другие очень приблизительно (К. Паустовский). 8) Если только скрепы и нити надорвались тогда уж ничто ничто не в силах помешать этому непреклонно идущему разрыву... Кто она? Подмётка. Кто он? Ну ясно же кто. Сапог конечно (М. Кольцов). 9) Уходят уходят уходят друзья // Одни в никуда а другие в князья (А. Галич).
1. Едем по двору, по глубокой, густой грязи, облипающей новые жилые корпуса. (определённо-личное предложение)
Сколько с нас? (безличное предложение)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением