Упр.136 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 136. Прочитайте текст.В русском языке выделяют несколько типов однозначных слов:1. Имена собственные, так как они являются названиями единичных предметов, например:...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
136. Прочитайте текст.
В русском языке выделяют несколько типов однозначных слов:
1. Имена собственные, так как они являются названиями единичных предметов, например: Пётр, Васильев, Санкт-Петербург, Лобня.
2. Недавно возникшие слова, так как для развития многозначности необходимо частое использование слов в речи, а новые слова не сразу получают всеобщее признание и распространение: брифинг, менеджмент, фьючерс, ипотечный.
3. Слова, обозначающие предметы специального употребления: бидон, бирюза, бисер, а также слова с узкопредметным значением:
бинокль, автобус, чемодан.
4. Терминологические наименования: предикативность, местоимение, фонема. Если термином становится слово общелитературного употребления, то терминологическое значение обособляется и закрепляется как единственное, специальное: слово зияние имеет значение раскрытие, обнаруживающее глубину, провал: зияние бездны. Но у слова зияние специальное лингвистическое значение: в языкознании зияние — это стечение двух и более гласных в слове или на стыке двух слов: аэроплан, поэт, аудитория.
1. Подберите свои примеры для каждого типа однозначных слов.
1) Имена собственные: Мария, Иванов, Казань, Серпухов.
2) Недавно возникшие слова: подкаст, лоукостер, вебинар, лайкать, каршеринг.
3) Слова, обозначающие предметы специального употребления, а также слова с узкопредметным значением: агат, скальпель, трамвай, рюкзак.
4) Термины: сказуемое, логарифм, атом, анамнез.
2. Запишите главную мысль текста в виде тезиса.
Главная мысль текста: в русском языке существуют различные типы однозначных слов, такие как имена собственные, недавно возникшие слова, слова специального употребления и терминологические наименования, которые сохраняют свою однозначность благодаря их специфическому употреблению и закреплению в определённых контекстах.
3. Установите, есть ли однозначные слова в первом предложении.
Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком, а наше мышление обогащается новыми понятиями. Объём словаря любого языка ограничен, поэтом)' развитие лексики происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и возникновения новых: слово сестра имеет значения: 1) дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям (родная сестра, сводная сестра)', 2) лицо среднего медицинского персонала (медицинская сестра, сестра милосердия ).
Принято считать, что слово имеет одно прямое основное значение, остальные значения многозначного слова являются переносными, или производными. Все значения многозначного слова связаны между собой и тем отличаются от значения слов-омонимов, между которыми такой непосредственной связи нет.
Иногда многозначные слова имеют два и более прямых значения: омонимичными они ещё не стали, так как меаду ними есть непосредственная смысловая связь, например у многозначного слова хлеб значения пищевой продукт, выпекаемый из муки (ржаной хлеб) и хлебный злак (урожай хлебов) являются прямыми. Переносным значением является значение средства к существованию, заработок (трудом добывать свой хлеб).
Переносными называют значения, появление которых обусловлено функционально-ассоциативными связями, объединяющими один предмет, признак и тому подобное с другим. Основными способами переноса значений являются метафора, метонимия и синекдоха.
Метафора (греч. metaphora — перенос) — это перенос наименования по сходству:
по форме: яблоко —> плод — глазное; баранка —> изделие из теста — руль;
по расположению: макушка —> человека — дерева; нос —* человека — корабля;
по цвету: шоколадный —> батончик — загар; золотая —*¦ вещь — осень;
по функции: дворник —> работник — стеклоочиститель у автомобиля; крыло —> птицы — самолёта;
по переносу названий неодушевлённых предметов на одушевлённые (их признаки, действия) и наоборот: ласковая —* мать — волна; железные —* детали — принципы; ледяной —* айсберг — взгляд;
по сходству в ценности, в общей высокой оценке: золотые —> кольца — времена — люди — слова;
по характеру звучания: завыл —> волк — ветер; стонут —> раненые — мачты;
по размеру, количеству: ни капли —> воды — таланта; крошка — хлеба — маленький ребёнок;
по степени плотности: стена —> кирпичная — дождя; кисель —> клубничный — дорог;
по степени подвижности: юла -> игрушка — подвижный ребёнок; колода —> короткое толстое бревно с выдолбленной серединой — неповоротливый человек.
Метонимия (греч. meta — перемена; опута — имя, название) — перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности. От того, какой смежностью связаны предметы и понятия, различают метонимию пространственную, временную и логическую.
1. Пространственная метонимия основана на пространственном, физическом соположении предметов, явлений. Это перенос названия места (помещения) на людей, которые там находятся: светлый класс — весь класс пишет контрольную работу; названия сосуда, вместилища на его содержимое: закипает вода — закипает чайник шипит масло — сковорода шипит.
2. Временная метонимия основана на смежности, соприкосновении предметов во времени их существования, появления. Это перенос названия действия на его результат: заниматься вышивкой — восхищаться красивой вышивкой.
3. Логическая метонимия — это перенос названия посуды на её содержимое: фарфоровое блюдо — вкусное блюдо; названия материала на изделие, из которого оно изготовлено: серебро идёт на чеканку монет — подали столовое серебро; названия действия на место действия: переход через горы — подземный переход; названия действия на тех, кто его выполняет: защита диссертации — играть в защите; названия предмета на его обладателя: сильный бас — подающий надежды бас; имени автора на его произведения: писатель К). Трифонов — ставили Ю. Трифонова; названия местности на то, что там производится: город Гжель — посуда гжель.
Синекдоха (греч. synekdoche— соподразумевание, соперенима-ние) — перенос названия целого на его часть и наоборот. Так, возможно употребление:
1) единственного числа вместо множественного: Юденич прорвал фронт: белые у Павловска, в пятнадцати километрах южнее (Б. Лавренёв) — вместо войска прорвали;
2) детали предмета вместо предмета: — Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (А. Герцен) — вместо в доме, в жилище;
3) родового понятия вместо видового и наоборот: Из этих грошей много ушло на глупую затею — на издание книжки стихов... (И. Бунин) — вместо денег.
В многозначности слов — богатство русского языка. Многозначность — один из самых ярких и выразительных признаков языка.
В русском языке выделяют несколько типов однозначных слов.
Установим значения слов в данном предложении:
Русский – 1. Относящийся к Руси, России, либо россиянам или русским. 2. То же, что русский язык. 3. Представитель русского народа, гражданин России или человек, имеющий российское происхождение. 4. Русский народ.
Язык1 – 1. (анатом.) Подвижный мускулистый орган в ротовой полости позвоночных животных и человека, служащий для определения вкуса, захватывания, пережёвывания и глотания пищи, а у человека также для артикуляции речи. 2. (разг., кулин.) Блюдо, приготовленное из языка [1] животного (преимущественно говяжьего или свиного). 3. (перен.) Подвесная деталь колокола (звонка, колокольчика и т. п.), как правило, в виде металлического стержня, которая, ударяясь о стенку, производит звук. 4. (перен.) Объект или предмет, имеющий удлинённую, сужающуюся к концу форму. 5. Отдельное завихрение огня.
Язык2 – 1. (лингв.) Естественно сформировавшаяся или искусственно созданная система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем, используемая как средство общения и передачи информации в человеческом обществе. 2. Разновидность речи, которой присущи те или иные характерные признаки. 3. (перен.) Способность человека говорить, выражать свои мысли. 4. Стиль речи, присущий кому-либо, чему-либо; совокупность средств выражения в словесном творчестве. 5. Способ, манера выражения, свойственные кому-либо. 6. (перен.) То, что выражает собою что-либо, может быть средством общения.
Язык3 – 1. (воен., жарг.) Пленный, захваченный с целью получения информации, сведений о противнике. 2. (устар.) Переводчик, проводник.
Выделять – 1. Обособлять, отделять что-либо от общего, целого. 2. Отдавать, предоставлять что-либо в чьё-либо пользование, владение. 3. Предоставлять при имущественном разделе. 4. Отличать, отмечать каким-либо образом среди других. 5. Отбирать кого-либо по какому-либо признаку для какой-либо работы, деятельности. 6. Делать видным, заметным; подчеркивать, оттенять. 7. Выводить наружу, удалять (из организма, из своего состава и т. п.). 8. Вырабатывать в процессе чего-либо. 9. Путём исследования обнаруживать, устанавливать, определять.
Несколько – небольшое неопределённое число.
Тип – 1. Разновидность чего-либо, отличающаяся общностью основных свойств. 2. (зоол.) Один из высших рангов в иерархии таксономических категорий (в ботанической классификации соответствует отделу, лат. divisio), находящийся выше класса и ниже царства. 3. (перен., разг., неодоб.) Человек, субъект мужского пола. 4. Единица расчленения изучаемой реальности в типологии
Однозначный – 1. (матем.) Имеющий один знак, состоящий из одного знака (о числе). 2. Имеющий одно значение, недвусмысленный. 3. Одинаковый с чем-либо по смыслу, значению.
Слово – 1. (лингв.) Основная структурно-семантическая единица языка, обозначающая имя объекта, его свойство или поведение. 2. (книжн.) Речь; язык; разговор; дар речи. 3. (перен.) Высказывание, словесное выражение мысли, чувства и т. п. 4. Высказанное распоряжение, мнение, решение. 5. Какое-либо заявление, утверждение, обещание и т. д., не подкреплённое делом, деятельностью, поступком. 6. (перен.) Публичное выступление, речь, устное официальное заявление и т. п. 7. (перен.) То же, что обещание; обязательство сделать, выполнить что-либо. 8. (только мн.ч.) Литературный текст, на который написана музыка. 9. (устар.) Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания, а также повествование, рассказ вообще.
Установим, есть ли в данном предложении однозначные слова.
Да, в данном предложении есть однозначное слово – несколько.
Однако заметим, что оно имеет омоним – несколько (наречие).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением