Упр.125 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
125. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
По мере того как мальчишки привыкали к воде и взрослели им разрешалось всё чаще садиться за вёсла. Миша тоже научился грести уже по одному этому Сладкий остров должен запомниться ему на всю жизнь. Но он хотел чтобы ему разрешили выходить на озеро одному без сопровождения2.
И ему разрешили наконец. Для этого случая выбран был очень ясный очень тихий день. Новозеро отличается в этом отношении удивительным непостоянством. Ветер налетает сразу словно выжидает удобного случая где-то на берегу в лесной полосе. Налетает и поднимаются не волны а валы с гребешками летит пена свистят камыши.
...У Миши лодка была небольшая и полусгнившая к тому же Миша сразу захотел конечно похвастаться Саша смотри куда я поеду на каменную гряду!
Направил Миша лодку к каменной гряде к камышам на середине озера а ветер туг как тут вылетел из-за укрытия и давай шуровать. Испугался Миша.
А на берегу мать. Не успела толком подумать как быть переполошилась2 и завопила Миша назад! Миша утонешь!
Услышал Миша крик матери испугался ещё больше. Разворачивает лодку к берегу а её захлёстывает волной справиться силы не хватает. Заплакал Миша и оттого ещё больше ослаб вёсла из рук вываливаются совсем мочи не стало.
Утонешь! звучит в ушах вопль матери. А тонуть ему не хочется хочется в Москву вернуться он ещё и в школе не учился. Брызги водяные и слёзы слепят глаза.
И неизвестно чем бы всё это кончилось если бы в эту минуту не появился на берегу отец.
(По А. Яшину)
По мере того как мальчишки привыкали к воде и взрослели, (запятая разделяет части сложного предложения) им разрешалось всё чаще садиться за вёсла. Миша тоже научился грести – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением следствия) уже по одному этому Сладкий остров должен запомниться ему на всю жизнь. Но он хотел, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы ему разрешили выходить на озеро одному, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) без сопровождения.
И ему разрешили наконец. Для этого случая выбран был очень ясный, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) очень тихий день. Новозеро отличается в том отношении удивительным непостоянством. Ветер налетает сразу, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) словно выжидает удобного случая где-то на берегу в лесной полосе. Налетает – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением резкого присоединения) и поднимаются не волны, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи противительного союза а) а валы с гребешками, (запятая разделяет части сложного предложения) летит пена, (запятая разделяет части сложного предложения) свистят камыши.
У Миши лодка была небольшая и полусгнившая, (запятая разделяет части сложного предложения) к тому же Миша сразу захотел, (запятой выделяется вводное слово) конечно, (запятой выделяется вводное слово) похвастаться: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Саша, (запятой выделяется обращение) смотри, (запятая разделяет части сложного предложения) куда я поеду – (тире перед пояснением) на каменную гряду!» (прямая речь заключается в кавычки)
Направил Миша лодку к каменной гряде, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) к камышам на середине озера, (запятая разделяет части сложного предложения) а ветер тут как тут – (тире между частями бессоюзного сложного предложения, так как первая часть является назывным предложением) вылетел из-за укрытия и давай шуровать. Испугался Миша.
А на берегу – (тире в неполном предложении) мать. Не успела толком подумать, (запятая разделяет части сложного предложения) как быть, (запятая разделяет части сложного предложения) переполошилась и завопила: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Миша, (запятой выделяется обращение) назад! Миша, (запятой выделяется обращение) утонешь!» (прямая речь заключается в кавычки)
Услышал Миша крик матери, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) испугался ещё больше. Разворачивает лодку к берегу, (запятая разделяет части сложного предложения) а её захлёстывает волной, (запятая разделяет части сложного предложения) справиться силы не хватает. Заплакал Миша и оттого ещё больше ослаб, (запятая разделяет части сложного предложения) вёсла из рук вываливаются, (запятая разделяет части сложного предложения) совсем мочи не стало.
«Утонешь!» (прямая речь заключается в кавычки) - (тире после прямой речи перед словами автора) звучит в ушах вопль матери. А тонуть ему не хочется, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) хочется в Москву вернуться, (запятая разделяет части сложного предложения) он ещё и в школе не учился. Брызги водяные и слёзы слепят глаза.
И неизвестно, (запятая разделяет части сложного предложения) чем бы всё это кончилось, (запятая разделяет части сложного предложения) если бы в эту минуту не появился на берегу отец.
1. Найдите в тексте и графически обозначьте дополнения — прямые и косвенные; укажите, чем они выражены.
По мере того как мальчишки привыкали к воде (привыкали (к чему?) к воде, косвенное дополнение; выражено существительным в дательном падеже с предлогом) и взрослели, им (разрешалось (кому?) им, прямое дополнение; выражено местоимением в дательном падеже) разрешалось всё чаще садиться (разрешалось (что?) садиться; выражено инфинитивом) за вёсла. (садиться (за что?) за вёсла, косвенное дополнение; выражено существительным в винительном падеже с предлогом) Миша тоже научился грести – уже по одному этому Сладкий остров должен запомниться ему (должен запомниться (кому?) ему, прямое дополнение; выражено местоимением в дательном падеже) на всю жизнь. Но он хотел, чтобы ему (разрешили (кому?) ему, прямое дополнение; выражено местоимением в дательном падеже) разрешили выходить на озеро одному без сопровождения.
И ему (разрешили (кому?) ему, прямое дополнение; выражено местоимением в дательном падеже) разрешили наконец. Для этого случая (был выбран (для чего?) для случая, косвенное дополнение; выражено существительным в родительном падеже с предлогом) выбран был очень ясный, очень тихий день. Новозеро отличается в том отношении удивительным непостоянством. (отличается (чем?) непостоянством, прямое дополнение; выражено существительным в творительном падеже) Ветер налетает сразу, словно выжидает удобного случая (выжидает (чего?) случая, прямое дополнение; выражено существительным в родительном падеже) где-то на берегу в лесной полосе. Налетает – и поднимаются не волны, а валы с гребешками, летит пена, свистят камыши.
У Миши (лодка была небольшая и полусгнившая (у кого?) у Миши, косвенное дополнение; выражено существительным в родительном падеже с предлогом) лодка была небольшая и полусгнившая, к тому же Миша сразу захотел, конечно, похвастаться: «Саша, смотри, куда я поеду на каменную гряду!»
Направил Миша лодку (направил (что?) лодку, прямое дополнение; выражено существительным в винительном падеже) к каменной гряде, к камышам на середине озера, а ветер тут как тут – вылетел из-за укрытия и давай шуровать. Испугался Миша.
А на берегу – мать. Не успела толком подумать, как быть, переполошилась и завопила: «Миша, назад! Миша, утонешь!»
Услышал Миша крик матери, (услышал (что?) крик матери, прямое дополнение; выражено существительным в винительном падеже + существительным в родительном падеже) испугался ещё больше. Разворачивает лодку (разворачивает (что?) лодку, прямое дополнение; выражено существительным в винительном падеже) к берегу, а её (захлёстывает (что?) её, прямое дополнение; выражено местоимением в винительном падеже) захлёстывает волной, (захлёстывает (чем?) волной, прямое дополнение; выражено существительным в творительном падеже) справиться силы (не хватает (чего?) силы, прямое дополнение; выражено существительным в родительном падеже) не хватает. Заплакал Миша и оттого ещё больше ослаб, вёсла из рук (вываливаются (из чего?) из рук, косвенное дополнение; выражено существительным в родительном падеже с предлогом) вываливаются, совсем мочи не стало.
«Утонешь!» - звучит в ушах (звучит (в чём?) в ушах, косвенное дополнение; выражено существительным в предложном падеже с предлогом) вопль матери. А тонуть ему (тонуть не хочется (кому?) ему, прямое дополнение; выражено местоимением в дательном падеже) не хочется, хочется в Москву вернуться, он ещё и в школе не учился. Брызги водяные и слёзы слепят глаза. (слепят (что?) глаза, прямое дополнение; выражено существительным в винительном падеже)
И неизвестно, чем (кончилось бы (чем?) чем, прямое дополнение; выражено относительным местоимением в творительном падеже) бы всё это кончилось, если бы в эту минуту не появился на берегу отец.
2. Найдите предложения с составными сказуемыми: составными глагольными и составными именными; укажите, чем выражена именная часть.
По мере того как мальчишки привыкали к воде и взрослели, им разрешалось всё чаще садиться за вёсла. Миша тоже научился грести (составное глагольное сказуемое) – уже по одному этому Сладкий остров должен запомниться (составное именное сказуемое; слово категории состояния) ему на всю жизнь. Но он хотел, чтобы ему разрешили выходить (составное глагольное сказуемое) на озеро одному, без сопровождения.
И ему разрешили наконец. Для этого случая выбран был (составное именное сказуемое; краткое причастие) очень ясный, очень тихий день. Новозеро отличается в том отношении удивительным непостоянством. Ветер налетает сразу, словно выжидает удобного случая где-то на берегу в лесной полосе. Налетает – и поднимаются не волны, а валы с гребешками, летит пена, свистят камыши.
У Миши лодка была небольшая и полусгнившая, (составное именное сказуемое; прилагательное и причастие) к тому же Миша сразу захотел, конечно, похвастаться: (составное глагольное сказуемое) «Саша, смотри, куда я поеду – на каменную гряду!»
Направил Миша лодку к каменной гряде, к камышам на середине озера, а ветер тут как тут – вылетел из-за укрытия и давай шуровать. Испугался Миша.
А на берегу – мать. Не успела толком подумать, (составное глагольное сказуемое) как быть, переполошилась и завопила: «Миша, назад! Миша, утонешь!»
Услышал Миша крик матери, испугался ещё больше. Разворачивает лодку к берегу, а её захлёстывает волной, справиться силы не хватает. (составное глагольное сказуемое) Заплакал Миша и оттого ещё больше ослаб, (составное именное сказуемое; краткое причастие) вёсла из рук вываливаются, совсем мочи не стало. (составное именное сказуемое; фразеологизм)
«Утонешь!» - звучит в ушах вопль матери. А тонуть ему не хочется, (составное глагольное сказуемое) хочется в Москву вернуться, (составное глагольное сказуемое) он ещё и в школе не учился. Брызги водяные и слёзы слепят глаза.
И неизвестно, (составное именное сказуемое; слово категории состояния) чем бы всё это кончилось, если бы в эту минуту не появился на берегу отец.
Морфемный и словообразовательный анализ слова:
Сопровождения
- сопровождения
Сопровождения – сопровождение < сопроводить (суффиксальный способ словообразования)
Переполошилась
- переполошилась
Переполошилась – переполошиться < переполошить (суффиксальный способ словообразования)
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением