Упр.130 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 130. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.1) Все эти дни пережив за обедом сперва тревогу всё ли...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
130. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
1) Все эти дни пережив за обедом сперва тревогу всё ли хорошо а потом довольство что всё хорошо и старик-повар и Христя хохлушка-горничная приносили и подавали вовремя не раздражая улана она после обеда уходила к Соне... (И. Бунин). 2) Неподвижно смотрели лица из рамок-раковинок (И. Бунин). 3) Папа-краб ходил жаловаться капитану тот только развёл руками (Ж,ж)алуйтесь на них в Марселе если угодно... (А Н. Толстой). 4) Сын-поэт глядел на полоску пустынного берега Эвбеи (А.Н. Толстой). 5) За завтраком у фрау Штуле к столу явились студенты-португальцы (71.Я. Толстой). 6) Просто посреди озера вознёсся к небу сказочный град-крепость будто один расписной волшебный терем подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах (А. Яшин). 7) Военмор [военный моряк] принадлежал к породе людей-бомб. Неизвестно как взять чтобы не взорвалась (Б. Лавренёв). 8) Мера-француз был в новенькой стальной с сиреневым генеральским отливом габардиновой гимнастёрке без погон в новых синих диагоналевых галифе и
сапогах-бутылочках не военных но имеющих прямое отношение к войне на высшем интендантском уровне (Б. Ямпольский). 9) Я поднимался по чугунной лестнице видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах старинные печи-голландки с отдушниками начищенными до золотого блеска (М. Булгаков). 10) Старушка-мамаша носилась по всей маленькой квартире ползала по полу в коридоре заглядывала в какие-то корзины (М. Булгаков).
1. Все эти дни, (запятой выделяется деепричастный оборот) пережив за обедом сперва тревогу, (запятой выделяется деепричастный оборот) все ли хорошо, (запятая перед противительным союзом а) а потом довольство, (запятая разделяет части сложного предложения) что всё хорошо и старик-повар, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи повторяющегося союза и) и Христя, (запятой выделяется обособленное приложение) хохлушка-горничная, (запятой выделяется обособленное приложение) приносили и подавали вовремя, (запятой выделяется деепричастный оборот) не раздражая улана, (запятая разделяет части сложного предложения) она после обеда уходила к Соне...
2. Неподвижно смотрели лица из рамок-раковинок.
3. Папа-краб ходил жаловаться капитану, (запятая разделяет части сложного предложения) тот только развёл руками: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Жалуйтесь (прямая речь пишется с прописной буквы) на них в Марселе, (запятая разделяет части сложного предложения) если угодно...» (прямая речь заключается в кавычки)
4. Сын-поэт глядел на полоску пустынного берега Эвбеи.
5. За завтраком у фрау Штуле к столу явились студенты-португальцы.
6. Просто посреди озера вознесся к небу сказочный град-крепость, (запятой выделяется сравнительный оборот) будто один расписной волшебный терем, (запятая разделяет части сложного предложения) подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах.
7. Военмор (военный моряк) принадлежал к породе людей-бомб. Неизвестно, (запятая разделяет части сложного предложения) как взять, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы не взорвалась.
8. Мера-француз был в новенькой стальной, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) с сиреневым генеральским отливом габардиновой гимнастерке, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) без погон, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в новых синих диагоналевых галифе и сапогах-бутылочках, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение) не военных, (запятая перед противительным союзом но) но имеющих прямое отношение к войне на высшем интендантском уровне.
9. Я поднимался по чугунной лестнице, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) старинные печи-голландки с отдушниками, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (отдушниками)) начищенными до золотого блеска.
10. Старушка-мамаша носилась по всей маленькой квартире, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) ползала по полу в коридоре, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) заглядывала в какие-то корзины.
1. Найдите в предложениях и графически обозначьте приложения; укажите, чем они выражены.
1. Все эти дни, пережив за обедом сперва тревогу, все ли хорошо, а потом довольство, что всё хорошо и старик-повар, (нарицательное существительное) и Христя, хохлушка-горничная, (нарицательное существительное + нарицательное существительное) приносили и подавали вовремя, не раздражая улана, она после обеда уходила к Соне...
2. Неподвижно смотрели лица из рамок-раковинок. (нарицательное существительное)
3. Папа-краб (нарицательное существительное) ходил жаловаться капитану, тот только развёл руками: «Жалуйтесь на них в Марселе, если угодно...»
4. Сын-поэт (нарицательное существительное) глядел на полоску пустынного берега Эвбеи.
5. За завтраком у фрау Штуле к столу явились студенты-португальцы. (нарицательное существительное)
6. Просто посреди озера вознесся к небу сказочный град-крепость, (нарицательное существительное) будто один расписной волшебный терем, подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах.
7. Военмор (военный моряк) принадлежал к породе людей-бомб. (нарицательное существительное) Неизвестно, как взять, чтобы не взорвалась.
8. Мера-француз (нарицательное существительное) был в новенькой стальной, с сиреневым генеральским отливом габардиновой гимнастерке, без погон, в новых синих диагоналевых галифе и сапогах-бутылочках, (нарицательное существительное) не военных, но имеющих прямое отношение к войне на высшем интендантском уровне.
9. Я поднимался по чугунной лестнице, видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах, старинные печи-голландки (нарицательное существительное) с отдушниками, начищенными до золотого блеска.
10. Старушка-мамаша (нарицательное существительное) носилась по всей маленькой квартире, ползала по полу в коридоре, заглядывала в какие-то корзины.
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Улан (истор.) (воен.) – в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств — воин лёгкой кавалерии, вооружённый пикой, саблей и пистолетом.
Лубок – 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры; лыко, луб. 2. Изделие из такого слоя древесной коры; лубочное изделие. 3. Деревянная (липовая) доска, на которой гравировалась картинка для печатания. 4. (перен.) Картинки, печатавшиеся с таких досок и отличавшиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов, как род графического искусства; лубочная живопись. 5. (перен.) Литература, издававшаяся для простого народа и отличавшаяся примитивностью содержания и оформления; лубочная литература
Габардиновый – 1. Свойственный габардину, характерный для него. 2. Сделанный, сшитый из габардина.
Диагоналевый – особый способ выработки ткани.
Галифе – у кавалеристов: брюки особого покроя, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах.
Интендантский – относящийся к военной организации, ведающей хозяйственным снабжением армии, а также войсковым хозяйством.
Отдушник – то же, что отдушина; отверстие в печи для выхода нагретого воздуха.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением