Упр.130 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
130. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
1) Все эти дни пережив за обедом сперва тревогу всё ли хорошо а потом довольство что всё хорошо и старик-повар и Христя хохлушка-горничная приносили и подавали вовремя не раздражая улана она после обеда уходила к Соне... (И. Бунин). 2) Неподвижно смотрели лица из рамок-раковинок (И. Бунин). 3) Папа-краб ходил жаловаться капитану тот только развёл руками (Ж,ж)алуйтесь на них в Марселе если угодно... (А Н. Толстой). 4) Сын-поэт глядел на полоску пустынного берега Эвбеи (А.Н. Толстой). 5) За завтраком у фрау Штуле к столу явились студенты-португальцы (71.Я. Толстой). 6) Просто посреди озера вознёсся к небу сказочный град-крепость будто один расписной волшебный терем подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах (А. Яшин). 7) Военмор [военный моряк] принадлежал к породе людей-бомб. Неизвестно как взять чтобы не взорвалась (Б. Лавренёв). 8) Мера-француз был в новенькой стальной с сиреневым генеральским отливом габардиновой гимнастёрке без погон в новых синих диагоналевых галифе и
сапогах-бутылочках не военных но имеющих прямое отношение к войне на высшем интендантском уровне (Б. Ямпольский). 9) Я поднимался по чугунной лестнице видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах старинные печи-голландки с отдушниками начищенными до золотого блеска (М. Булгаков). 10) Старушка-мамаша носилась по всей маленькой квартире ползала по полу в коридоре заглядывала в какие-то корзины (М. Булгаков).
1. Все эти дни, (запятой выделяется деепричастный оборот) пережив за обедом сперва тревогу, (запятой выделяется деепричастный оборот) все ли хорошо, (запятая перед противительным союзом а) а потом довольство, (запятая разделяет части сложного предложения) что всё хорошо и старик-повар, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи повторяющегося союза и) и Христя, (запятой выделяется обособленное приложение) хохлушка-горничная, (запятой выделяется обособленное приложение) приносили и подавали вовремя, (запятой выделяется деепричастный оборот) не раздражая улана, (запятая разделяет части сложного предложения) она после обеда уходила к Соне...
2. Неподвижно смотрели лица из рамок-раковинок.
3. Папа-краб ходил жаловаться капитану, (запятая разделяет части сложного предложения) тот только развёл руками: (двоеточие после слов автора перед прямой речью) «Жалуйтесь (прямая речь пишется с прописной буквы) на них в Марселе, (запятая разделяет части сложного предложения) если угодно...» (прямая речь заключается в кавычки)
4. Сын-поэт глядел на полоску пустынного берега Эвбеи.
5. За завтраком у фрау Штуле к столу явились студенты-португальцы.
6. Просто посреди озера вознесся к небу сказочный град-крепость, (запятой выделяется сравнительный оборот) будто один расписной волшебный терем, (запятая разделяет части сложного предложения) подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах.
7. Военмор (военный моряк) принадлежал к породе людей-бомб. Неизвестно, (запятая разделяет части сложного предложения) как взять, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы не взорвалась.
8. Мера-француз был в новенькой стальной, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) с сиреневым генеральским отливом габардиновой гимнастерке, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) без погон, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в новых синих диагоналевых галифе и сапогах-бутылочках, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение) не военных, (запятая перед противительным союзом но) но имеющих прямое отношение к войне на высшем интендантском уровне.
9. Я поднимался по чугунной лестнице, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) старинные печи-голландки с отдушниками, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (отдушниками)) начищенными до золотого блеска.
10. Старушка-мамаша носилась по всей маленькой квартире, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) ползала по полу в коридоре, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) заглядывала в какие-то корзины.
1. Найдите в предложениях и графически обозначьте приложения; укажите, чем они выражены.
1. Все эти дни, пережив за обедом сперва тревогу, все ли хорошо, а потом довольство, что всё хорошо и старик-повар, (нарицательное существительное) и Христя, хохлушка-горничная, (нарицательное существительное + нарицательное существительное) приносили и подавали вовремя, не раздражая улана, она после обеда уходила к Соне...
2. Неподвижно смотрели лица из рамок-раковинок. (нарицательное существительное)
3. Папа-краб (нарицательное существительное) ходил жаловаться капитану, тот только развёл руками: «Жалуйтесь на них в Марселе, если угодно...»
4. Сын-поэт (нарицательное существительное) глядел на полоску пустынного берега Эвбеи.
5. За завтраком у фрау Штуле к столу явились студенты-португальцы. (нарицательное существительное)
6. Просто посреди озера вознесся к небу сказочный град-крепость, (нарицательное существительное) будто один расписной волшебный терем, подобие которому можно найти лишь на самых замысловатых лубках и древних иконах.
7. Военмор (военный моряк) принадлежал к породе людей-бомб. (нарицательное существительное) Неизвестно, как взять, чтобы не взорвалась.
8. Мера-француз (нарицательное существительное) был в новенькой стальной, с сиреневым генеральским отливом габардиновой гимнастерке, без погон, в новых синих диагоналевых галифе и сапогах-бутылочках, (нарицательное существительное) не военных, но имеющих прямое отношение к войне на высшем интендантском уровне.
9. Я поднимался по чугунной лестнице, видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах, старинные печи-голландки (нарицательное существительное) с отдушниками, начищенными до золотого блеска.
10. Старушка-мамаша (нарицательное существительное) носилась по всей маленькой квартире, ползала по полу в коридоре, заглядывала в какие-то корзины.
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Улан (истор.) (воен.) – в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств — воин лёгкой кавалерии, вооружённый пикой, саблей и пистолетом.
Лубок – 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры; лыко, луб. 2. Изделие из такого слоя древесной коры; лубочное изделие. 3. Деревянная (липовая) доска, на которой гравировалась картинка для печатания. 4. (перен.) Картинки, печатавшиеся с таких досок и отличавшиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов, как род графического искусства; лубочная живопись. 5. (перен.) Литература, издававшаяся для простого народа и отличавшаяся примитивностью содержания и оформления; лубочная литература
Габардиновый – 1. Свойственный габардину, характерный для него. 2. Сделанный, сшитый из габардина.
Диагоналевый – особый способ выработки ткани.
Галифе – у кавалеристов: брюки особого покроя, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах.
Интендантский – относящийся к военной организации, ведающей хозяйственным снабжением армии, а также войсковым хозяйством.
Отдушник – то же, что отдушина; отверстие в печи для выхода нагретого воздуха.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением