Упр.124 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
124. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Я живу в деревн... у од...нокой женщины моей родстве(н,нн)иц... в большой чистой избе устла(н,нн)ой домотка(н,нн)ыми половиками увеш...(н,нн)ой рукотерниками и плакатами.4 Воздух в избе чистый питание здоровое ягоды грибы капуста...
Но больше всего меня устра...вает что старушка моя рано л...-жит...ся спать и перед тем как леч... нал...вает для меня полную лампу керосину и старательно чистит стекло скомка(н,нн)ой газетой.
Ночью я люблю сидеть один читать думать писать в совер-ше(н,нн)ейшей тишине. Гудит в трубе тепло суматошит...ся метель под окном и серая молодая кошка мурлыч...т рядом. Я (н...) терплю кошек за их высок...мерие и эгоизм. Говорят собака пр...выкает к хозяину а кошка к дому. (По) моему (н...) к чему3 она (по) настоящему (н...) пр...-выкает и н... на одну кошку (н...) когда нельзя пол...жит...ся. Но эту молодую серую я почему (то) полюбил.
(По А. Яшину)
Я живу в деревне (живу (в чём?) в деревне; 1 склонение, предложный падеж) у одинокой (проверочное слово: один) женщины, (запятой выделяется приложение) моей родственницы, (образовано от прилагательного «родственный»; в окончаниях существительных после согласного ц пишется гласная ы) (запятой выделяется приложение) в большой чистой избе, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (избе) устланной (есть зависимые слова, страдательное причастие) домоткаными (образовано от глагола несовершенного вида: ткать (что делать?)) половиками, (запятая между однородными причастными оборотами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) увешанной (образовано от глагола «увешать», 1 спряжение; есть зависимые слова, страдательное причастие; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) рукотерниками и плакатами. Воздух в избе чистый, (запятая разделяет части сложного предложения) питание здоровое: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) ягоды, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) грибы, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) капуста...
Но больше всего меня устраивает, (устраиваю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) (запятая разделяет части сложного предложения) что старушка моя рано ложится (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о; старушка (что делает?) ложится) спать и перед тем, (запятая разделяет части сложного предложения) как лечь, (как (что сделать?) лечь; инфинитив) (запятая разделяет части сложного предложения) наливает (проверочное слово: лить) для меня полную лампу керосину и старательно чистит стекло скомканной (образовано от глагола совершенного вида: скомкать (что сделать?)) газетой.
Ночью я люблю сидеть один – (тире выделяется уточнение) читать, (запятая между однородными членами предложения, соединёнными при помощи бессоюзной связи) думать, (запятая между однородными членами предложения, соединёнными при помощи бессоюзной связи) писать – (тире выделяется уточнение) в совершеннейшей (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) тишине. Гудит в трубе тепло, (запятая разделяет части сложного предложения) суматошится (метель (что делает?) суматошится) метель под окном, (запятая разделяет части сложного предложения) и серая молодая кошка мурлычет (мурлыкать, 1 спряжение) рядом. Я не (частица не с глаголами пишется раздельно, выражает отрицание) терплю кошек за их высокомерие (соединительная гласная о после твёрдого согласного) и эгоизм. Говорят, (запятой выделяется вводное слово) собака привыкает (словарное слово) к хозяину, (запятая разделяет части сложного предложения) а кошка к дому. По-моему, (приставка по- с наречиями на –ему пишется через дефис) (запятой выделяется вводное слово) ни (частица ни с отрицательными местоимениями в косвенном падеже с предлогом пишется раздельно; частица ни является безударной: ни к чему?) к чему она по-настоящему (приставка по- с наречиями на –ему пишется через дефис) не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) привыкает (словарное слово) и ни (усиливает отрицание) на одну кошку никогда (частица ни с отрицательными наречиями пишется слитно; частица ни является безударной: никогда?) нельзя положиться. (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о; нельзя (что сделать?) положиться) Но эту молодую, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) серую, (запятой выделяется обособленное одиночное определение) я почему-то (частица то пишется через дефис) полюбил.
1. Определите стиль и ведущий тип речи в тексте.
Стиль текста – художественный, так как он обладает следующими признаками:
1. Использование художественно-изобразительных средств: в тексте присутствуют метафоры («гудит в трубе тепло»), сравнения и олицетворения («суматошится метель»), что характерно для художественного стиля.
2. Эмоциональное воздействие на читателя. Текст вызывает у читателя чувства и образы, создавая атмосферу уюта и спокойствия, что является целью художественного стиля.
3. Описание деталей. Подробное описание избы, привычек старушки и ночных занятий героя способствует созданию ярких образов, что также характерно для художественного стиля.
Ведущий тип речи в данном тексте – описание, так как он выполняет следующие функции:
1. Создание визуальных образов. Текст подробно описывает обстановку избы, привычки старушки и ночные занятия героя, что характерно для описательного типа речи.
2. Эмоциональное воздействие. Описание создаёт атмосферу уюта и спокойствия, что достигается через детальное описание деталей.
3. Отсутствие динамики. В тексте нет активного развития событий или действий, что также указывает на описательный тип речи.
2. Укажите способы и средства связи предложений в последнем абзаце.
Первое и второе предложения последнего абзаца связаны при помощи параллельной связи.
Остальные предложения последнего абзаца связаны при помощи цепной (последовательной) связи.
Средства связи в последнем абзаце:
- личные местоимения (я, она)
- указательное местоимение (эту)
- лексический повтор (кошка)
- вводные слова (по-моему)
Синтаксический анализ предложения:
Я живу в деревне у одинокой женщины, моей родственницы, в большой чистой избе, устланной домоткаными половиками, увешанной рукотерниками и плакатами.
(кто?) я; я (что делаю?) живу; живу (где?) в деревне; живу (у кого?) у женщины; у женщины (какой?) одинокой; у женщины (какой?) моей родственницы; живу (где?) в избе; в избе (какой?) большой чистой; устланной домоткаными половиками, увешанной рукотерниками и плакатами).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным приложением и двумя причастными оборотами, полное.
[- =, об/пр, оп/сл, пр/об, пр/об].
Морфологический анализ слова:
Ни к чему
1. Ни к чему – местоимение (указывает на лицо, не называя его, и отвечает на вопрос к чему?).
2. Начальная форма: что.
3. Постоянные признаки:
- отрицательное
4. Непостоянные признаки:
- дательный падеж
5. В предложении является дополнением (не привыкает (к чему?) ни к чему).
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением