Урок 111 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Рассмотри рисунки. Сделай к ним подписи в тетради, используя слова и словосочетания.Слова для справок: стол, журнальный стол, письменный стол, обеденный стол,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Рассмотри рисунки. Сделай к ним подписи в тетради, используя слова и словосочетания.
Слова для справок: стол, журнальный стол, письменный стол, обеденный стол, теннисный стол.
Можно ли словом стол назвать все предметы, изображённые на рисунке?
Сравни, что точнее, конкретнее называет предмет — слово или словосочетание.
Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действие, но только точнее, конкретнее.
Например: дерево — хвойное дерево;
дорогой — очень дорогой;
идти — быстро идти.
1) Стол; журнальный стол.
2) Стол; письменный стол.
3) Стол; обеденный стол.
4) Стол; теннисный стол.
Предметы на рисунках можно назвать одним словом - стол. Но точнее предмет описывает словосочетание.
Упражнение 1. Составь и запиши словосочетания, называя предметы, признаки и действия более точно (используй слова для справок).
Образец: бегать — бегать наперегонки;
новый — совершенно новый; платье — шёлковое платье.
Предметы: компот, дом, игрушка. Признаки: трудный, весёлый, красный. Действия: построить, смотреть, выйти.
Слова для справок: любимый, слишком, деревянный, от волнения, очень, мост, из дома, пристально, из смородины.
Предметы.
Компот - компот из смородины.
Дом - деревянный дом.
Игрушка - любимая игрушка.
Признаки.
Трудный - очень трудный.
Весёлый - слишком весёлый.
Красный - красный от волнения.
Действия.
Построить - построить мост.
Смотреть - смотреть пристально.
Выйти - выйти из дома.
Сравни предложение и словосочетания.
1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.
У словосочетаний, в отличие от предложений, нет законченной мысли, цели высказывания и интонации.
Ответь на вопросы.
Выражает ли словосочетание законченную мысль?
- Словосочетание не выражает законченную мысль.
Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания (повествование, побуждение, вопрос)?
- У словосочетания нет цели высказывания.
Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией?
- Словосочетание нельзя произнести с восклицательной или невосклицательной интонацией.
Может ли словосочетание входить в состав предложения?
- Словосочетание может входить в состав предложения.
Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения.
Упражнение 2. Из словосочетаний составь предложение и запиши его.
гуляла по саду, любовалась гроздьями, моя бабушка, гроздьями сирени, белой сирени, пышными гроздьями, в первый вечер
Слова и словосочетания никогда не употребляются в речи вне предложения. В учебниках и словарях отдельные слова и словосочетания могут встречаться в упражнениях или словарных статьях. В устной и письменной речи используются только предложения.
Например:
— Куда путь держишь?
— Далеко...
— В гости?
— К бабушке.
— Надолго?
— На две недели.
В этом тексте слова и словосочетания далеко, в гости, к бабушке, надолго, на две недели являются предложениями, так как они произносятся с определённой целью и интонацией.
В гости? — вопросительное, невосклицательное.
На две недели — повествовательное, невосклицательное.
Такие предложения называются неполными, подробно о них ты узнаешь в старших классах.
В первый вечер моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.
Упражнение 3. Запиши по группам: 1) слова; 2) словосочетания; 3) предложения.
ключи от квартиры, глубокое ущелье, около дома, орешник рос, люблю путешествовать, за рекой, осенью, бежать и подпрыгивать, сесть за парту, дует ветер, перед поездкой, первый класс
Проверь себя: одно сочетание слов не войдёт ни в одну группу.
1) Слова: около дома; за рекой; осенью; перед поездкой.
2) Словосочетания: ключи от квартиры; глубокое ущелье; люблю путешествовать; сесть за парту; первый класс.
3) Предложения: орешник рос; дует ветер.
Ни в одну группу не войдёт сочетание слов «бежать и подпрыгивать», потому что это однородные члены.
Упражнение 4. Выпиши из предложения все словосочетания. Определи, какой частью речи является главное слово в каждом словосочетании.
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
(М. Горький)
Под лёгким дуновением (сущ.); под дуновением (сущ.) ветра; знойного ветра (сущ.); покрывалось (гл.) рябью; мелкой рябью (сущ.).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением