Урок 109 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Прочитай предложение и выписанные из него пары слов. Можно ли сказать, что во всех парах слова связаны по смыслу и своими грамматическими формами?Неторопливая река...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Прочитай предложение и выписанные из него пары слов. Можно ли сказать, что во всех парах слова связаны по смыслу и своими грамматическими формами?
Неторопливая река отражает ясное небо.
неторопливая река
отражает небо
река небо
ясное небо
неторопливая небо река ясное
Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от
одного слова к другому можно задать вопрос). Главное слово в словосочетании (то, от которого мы задаём вопрос к зависимому слову) обозначается знаком «х».
отражает небо (В.п.)
ясное небо
любуюсь облаком (Т.п.)
говорю о саде (П.п.)
В предложение входят слова, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически (неторопливая река, отражает небо, ясное небо), но есть и такие, которые друг с другом не связаны (река небо, неторопливая небо, река ясное).
Упражнение 1. Прочитай текст. Из выделенных предложений выпиши словосочетания. Отметь в них главное слово.
Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд, сильные морозы. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. На
смену весне спешит грибное, ягодное, тёплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень.
(По Г. Науменко)
Дарит нам; пышные снега; прозрачный лёд; сильные морозы; дарит снега; дарит лёд; дарит морозы.
Радует капелями; радует солнцем; звонкими капелями; ярким солнцем.
Витя считает, что пары слов зима дарит, весна радует — это словосочетания, так как можно найти главное и зависимое слова и от одного к другому задать вопрос:
зима дарит
весна радует
Вова считает, что зима дарит, весна радует — это предложения, так как (что?) зима, весна — подлежащие; (что делает?) дарит, радует — сказуемые. А подлежащее и сказуемое не могут являться словосочетанием, так как это уже предложение. С кем из ребят ты согласишься?
Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание.
Я соглашусь с Вовой, так как подлежащее и сказуемое не могут являться словосочетанием – это основа предложения.
Упражнение 2. Ученик выписывал словосочетания из предложения. Проверь, как он справился с заданием. Если есть ошибки, письменно исправь их.
В густой траве на лесных полянах росли душистые фиалки.
в густой траве на лесных полянах росли фиалки душистые фиалки росли в траве росли на полянах росли душистые
Проверь себя: ученик допустил две ошибки.
Ошибки ученика.
Росли фиалки – не словосочетание (это основа предложения).
Росли душистые – не словосочетание (не связанные между собой слова).
Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши все возможные словосочетания из выделенных предложений.
Прохладный воздух качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка садится на раскрытую книгу. На странице остаётся тончайшая блестящая пыль. Пахнет дождём — нежным и вместе с тем острым запахом влаги сырых садовых дорожек.
(По К. Паустовскому)
Смоленск — «город смолян, людей, занимавшихся смолокурением». Суздаль — название города связано с глаголом, который раньше означал «сделать из глины». Значит, Суздаль — «сделанный из глины, кирпичный город».
Прохладный воздух, качает язычок, язычок свечи.
Угловатые тени, тени от листьев, листьев виноградных, лежат на потолке, на потолке беседки.
Ночная бабочка; садится на книгу; на раскрытую книгу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением