Урок 103 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Какой вывод можно сделать об изменении форм имён числительных?И. п. семьдвенадцатьпятьдесятшестнадцатыйР. п.семидвенадцатипятидесятишестнадцатогоД....
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Какой вывод можно сделать об изменении форм имён числительных?
И. п.
семь
двенадцать
пятьдесят
шестнадцатый
Р. п.
семи
двенадцати
пятидесяти
шестнадцатого
Д. п.
семи
двенадцати
пятидесяти
шестнадцатому
В. п.
семь
двенадцать
пятьдесят
шестнадцатый
Т. п.
семью
двенадцатью
пятьюдесятью
шестнадцатым
П. п.
(о) семи
(о) двенадцати
(о) пятидесяти
(о) шестнадцатом
Количественные и порядковые числительные изменяются по падежам — склоняются.
Можно сделать вывод, что числительные изменяются по падежам (склоняются).
Упражнение 1. Прочитай. Выпиши числительные, измени выделенные числительные по падежам.
Васька — ловкий рыбачок —
Ловит рыбок на крючок.
Трёх поймал он на рассвете,
Трёх поймал в вечерний час.
Три плюс три, любой ответит
То, что рыбок шесть у нас.
(В. Степанов)
Числительные: трёх, три, шесть.
И. п. три; шесть
Р. п. трёх; шести
Д. п. трём; шести
В. п. (три) трёх; шесть
Т. п. тремя; шестью
П. п. о трёх; о шести
Сравни падежные окончания: количественных числительных и существительных; порядковых числительных и прилагательных.
И. п. ночь пять
Р. п. ночи пяти
Д. п. ночи пяти
В. п. ночь пять
Т. п. ночью пятью
П. п. (о) ночи (о) пяти
И. п. добрый пятый
Р. п. доброго пятого
Д. п. доброму пятому
В. п. доброго пятого
добрый пятый
Т. п. добрым пятым
П. п. (о) добром (о) пятом
Вспомни, почему в винительном падеже прилагательное и числительное имеют две формы. Сравни: (вижу) доброго человека — (вижу) добрый взгляд; (вижу) пятого утёнка — (вижу) пятый шар.
Количественные числительные от 5 до 20, а также 50, 60, 70, 80 при склонении имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения. Порядковые числительные изменяются так же, как имена прилагательные.
Количественное числительное «пять» имеет такие же окончания, что и существительное 3-го склонения «ночь».
Порядковое числительное «пятый» склоняется так же, как прилагательное «добрый».
В винительном падеже прилагательное и числительное имеют две формы в зависимости от того, к одушевлённому или неодушевлённому предмету относятся.
Упражнение 2. Измени по падежам числительные шесть, тридцать, восьмой.
Одинаковой ли будет форма винительного падежа в словосочетаниях шесть кошек, шесть шоколадок, тридцать учеников, тридцать дней, восьмой этаж, восьмой игрок?
И. п. шесть; тридцать; восьмой
Р. п. шести; тридцати; восьмого
Д. п. шести; тридцати; восьмому
В. п. шесть; тридцать; восьмой (восьмого)
Т. п. шестью; тридцатью; восьмым
П. п. о шести; о тридцати; о восьмом
Форма винительного падежа в словосочетаниях с количественным числительным «шесть» совпадает.
Форма винительного падежа в словосочетаниях с порядковым числительным «восьмой» отличается в зависимости от сочетания с существительным (неодушевленным или одушевленным).
Какой вывод можно сделать об изменении сложных количественных числительных?
И. п. — пятьдесят, Р. п. — пятидесяти, Д. п. — пятидесяти, В. п. — пятьдесят, Т. п. — пятьюдесятью, П. п. — (о) пятидесяти.
Наблюдается ли такая же закономерность при изменении сложных порядковых числительных?
И. п. — пятидесятый, Р. п. — пятидесятого, Д. п. — пятидесятому, В. п. — пятидесятый (пятидесятого), Т. п. — пятидесятым, П. п. — (о) пятидесятом.
При изменении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова: пятидесяти, пятьюдесятью. При изменении сложных порядковых числительных изменяется только вторая часть: пятидесятого, пятидесятому, пятидесятым.
При изменении сложных количественных числительных изменяются обе части слова, а при изменении сложных порядковых числительных изменяется только вторая часть слова.
Упражнение 3. Измени сложные числительные по образцу. Обозначь корни.
Образец: семьдесят — семидесяти (Р. п.), семьюдесятью (Т. п.).
пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят, пятидесятый, шестидесятый, семидесятый, восьмидесятый
Пятьдесят — пятидесяти (Р. п.), пятьюдесятью (Т. п.).
Шестьдесят — шестидесяти (Р. п.), шестьюдесятью (Т. п.).
Восемьдесят — восьмидесяти (Р. п.), восьмьюдесятью (Т. п.).
Пятидесятый — пятидесятого (Р. п.), пятидесятым (Т. п.).
Шестидесятый — шестидесятого (Р. п.), шестидесятым (Т. п.).
Семидесятый — семидесятого (Р. п.), семидесятым (Т. п.).
Восьмидесятый — восьмидесятого (Р. п.), восьмидесятым (Т. п.).
Упражнение 4. Прочитай. Выпиши из текста имена числительные и определи их падеж.
В древнеримском календаре поначалу было десять месяцев. Первым считался март, и первого марта праздновался Новый год. В этот день совершался обряд изгнания зимы — «старого Марса». По имени этого бога март и получил своё название.
Вторым месяцем был апрель, третьим — май, посвящённый богине плодородия Майе. Июнь стал так называться в честь супруги Юпитера Юноны.
А вот остальные месяцы имели лишь порядковые номера. Сентябрь по отношению к марту был седьмым месяцем и назывался по-латыни «септембер». Восьмой месяц — «октобер», девятый — «новембер», десятый — «десембер».
Не правда ли, отдалённо похоже на сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь? И действительно, именно от латинских порядковых числительных и произошли современные названия месяцев года.
Что касается пятого и шестого месяцев, то они сначала тоже носили порядковые номера. Однако позже пятый месяц был назван июлем в честь Гая Юлия Цезаря, а шестой — августом, по имени римского императора Августа.
С течением времени римляне добавили в календарь ещё два месяца — январь, посвящённый богу всяческих начинаний Янусу, и февраль. А новый год стал начинаться первого января: в этот день вступали в должность римские консулы.
(В. Малов)
Десять (И. п.), первым (Т. п.), первого (Р. п.), вторым (Т. п.), третьим (Т. п.), седьмым (Т. п.), восьмой (И. п.), девятый (И. п.), десятый (И. п.), пятого (Р. п.), шестого (Р. п.), пятый (И. п.), шестой (И. п.), два (В. п.), первого (Р. п.).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением