Параграф 15 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Решение #1

Изображение $15. Клеточный уровень: Общая характеристика. Клеточная теорияВспомните:1. Что такое научная картина мира? Что влияет на её изменение?Научная картина мира — это...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$15. Клеточный уровень: Общая характеристика. Клеточная теория
Вспомните:
1. Что такое научная картина мира? Что влияет на её изменение?
Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. На её изменение влияет конкретный учёный или коллектив научных сотрудников, занимающихся изучением какой-либо научной проблемы. Выявление новых фактов заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности.
2. Какие одноклеточные организмы среди представителей различных групп (царств) живых существ вы можете вспомнить?
Среди эукариот одноклеточное строение имеют простейшие, например, амёба, инфузория-туфелька, среди грибов – дрожжи, среди низших одноклеточных растений – водоросли спирогира, хлорелла, хламидомонада.
3. Какие клетки в организме человека имеют длинные отростки и для чего они нужны?
Клетки нервной ткани — нейроны — имеют длинные отростки (аксоны). По аксону импульсы идут от тела клетки нейрона и могут передаваться на большие расстояния. Эти отростки нужны для передачи информации различным нейронам, мышцам и железам.

ПОДУМАЙТЕ
Могут ли существовать в природе настолько маленькие клетки, что их невозможно различить в современные микроскопы?
Думаю, нет. Современные микроскопы настолько усовершенствованы, что позволяют видеть атомы в живых клетках, поэтому и маленькие клетки, скорее всего, были бы видны.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Можно ли в оптический микроскоп увидеть вирус? Почему?
Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм, а оптический микроскоп не позволяет изучать объекты размером менее длины световой волны (400-800 нм), т.к. световая волна не может быть отражена очень маленьким предметом из-за того, что она просто огибает его.
2. Можно ли в электронный микроскоп увидеть бактерию?
Электронный микроскоп может видеть вирус, соответственно, и бактерию тоже может видеть (практически все вирусы меньше бактерий).
3. От чего зависят размеры и особенности строения клетки? Чьи клетки крупнее: кашалота или дельфина?
Размеры и особенности строения клетки зависят от её функциональных свойств. Например, нервные клетки имеют аксоны для передачи нервных сигналов, лейкоциты благодаря гибкой мембране уплощаются, проходя сквозь тонкие поры в капиллярах, мышечные клетки соответственно силе сокращений изменяют свою длину.
Поэтому клетки кашалота и дельфина одинаковы.
4. Какие методы изучения клетки вы знаете?
Для изучения клетки используются следующие основные методы:
1) Микроскопия. Применяются световые и электронные микроскопы. Микроскопическая техника даёт возможность исследовать мир клеток со всё возрастающей точностью, позволяя создавать объёмные изображения с высокой контрастностью и различной окраской;
2) Центрифугирование. Используется для выделения и изучения различных структур клетки.
Кроме микроскопии и центрифугирования, исследователи применяют и другие методы изучения клеток. В том числе и те, которые основаны на способности клеток светиться при определённых условиях проведения исследования, усваивать радиоактивные изотопы и т.п.
5. Что такое клеточная теория и каковы её современные положения?
Клеточная теория представляет собой накопившиеся сведения о строении клетки различных живых существ.
Современные положения клеточной теории:
- клетка является универсальной структурной и функциональной единицей живого, имеющего клеточную структуру;
- все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности;
- клетки образуются только при делении предшествующих им клеток;
- клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.

Совершенствуемся
1. Докажите, что клетка является системой.
Клетка является системой потому, что она:
1) Состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов — мембраны, ядра, цитоплазмы, различных органелл и других клеточных структур — ресничек, микротрубочек.
2) Клетка обладает свойствами, которыми не обладают ее отдельные части.
3) Клетка способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в клетке постоянно происходят процессы синтеза и распада.
4) Клетка способна к саморегуляции – способность сохранять постоянство своего внутреннего состояния.
5) В клетке происходят контролируемые на генетическом уровне процессы роста, размножения и развития.
3. От чего зависит выбор методов в процессе проведения исследования?
Выбор методов исследования зависит от размеров предмета исследования, проблемы, выдвигаемых предположений, целей и задач.

Обсуждаем
1. Обсудите с одноклассниками, почему с момента первого описания клеток до создания клеточной теории прошло так много лет.
Клетки очень маленькие структуры, для рассмотрения их человеческим глазом. Поэтому нужны были специальные увеличивающие приборы — микроскопы — для детального изучения клеток. И только лишь с развитием микроскопии, стало возможным рассматривать клетку. Это и дало толчок созданию клеточной теории.
2. Обсудите такое утверждение: все клетки одного организма генетически идентичны. Аргументируйте свою позицию.
Все клетки многоклеточных организмов содержат идентичный, уникальный для данного вида набор хромосом. Благодаря точному и равномерному распределению хромосом при митозе (расхождение хромосом к разным полюсам клетки в анафазе) все клетки организма генетически идентичны.
Разные клетки многоклеточного организма если и не идентичны, то крайне похожи генетически. Известны опыты Дж. Гердона по пересадке ядер. Из оплодотворенной яйцеклетки лягушки извлекалось ее ядро, а вместо него вводилось ядро из эпителиальной или другой клетки лягушки. Яйцеклетка развивалась и делилась, в итоге получалась нормальная лягушка. Это показывает, что ядерные генетические аппараты яйцеклетки и клетки эпителия взаимозаменяемы.
Но, наряду с правилом генетической идентичности клеток, встречаются отклонения от этого правила. Так, в некоторых клетках многоклеточных организмов нет ядра (эритроциты млекопитающих, зрелые ситовидные трубки флоэмы). У этих же клеток нет митохондрий. Во многих растительных клетках нет пластид или варьируется их общее количество (и, соответственно, количество пластидной ДНК). В ряде растительных и животных клеток может меняться число митохондрий и митохондриальной ДНК.
Клетки могут отличаться по количеству наборов хромосом. Как известно, высшие эукариоты в основном диплоидны. Однако в составе в основном диплоидных организмов обязательно встречаются гаплоидные клетки (прошедшие мейоз предшественницы половых клеток; сами половые клетки; эндосперм у голосеменных).
Многие клетки организмов время от времени делятся, и во всех клетках без исключения идет репарация — «залечивание» случайных повреждений в цепях ДНК. И тот, и другой процессы идут хоть и с высокой, но не со стопроцентной точностью. Ошибки репарации и репликации — важнейший источник мутаций. В разных соматических клетках организма набор этих мутаций обязательно оказывается разным.
Поэтому нельзя утверждать, что все клетки одного организма генетически идентичны.

Проводим исследование
Лабораторная работа №7 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
1. Настройте микроскоп на малое увеличение и рассмотрите готовые микропрепараты. Зарисуйте увиденное.
2. Переведите настройки микроскопа на большое увеличение и снова рассмотрите клетки организмов. Сделайте соответствующие рисунки.
3. Сделайте вывод на основе проведённого исследования.
Вывод: Всё живое, что есть на нашей планете, состоит из клеток. Все клетки имеют сходное строение: имеются плазматическая мембрана, хромосомы, цитоплазма, рибосомы. Но между клетками растений, грибов, бактерий и животных существует множество существенных отличий. Бактериальная клетка не имеет ядра, митохондрий и аппарата Гольджи. Животная клетка не имеет клеточной стенки. Пластиды имеются только у растительной клетки. Клеточный центр есть только животной клетки и у клетки грибов.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.