Параграф 10 ГДЗ Арсентьев Данилов 7 класс (История)

Изображение Параграф 10. Опричнина.Какое значение имеет опричнина в истории России? Каковы были итоги правления Ивана IV?Установление опричнины способствовало утверждению в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Курукин 7 класс, Просвещение:
Параграф 10. Опричнина.
Какое значение имеет опричнина в истории России? Каковы были итоги правления Ивана IV?
Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя. Цена этого была огромна. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства. Опричное войско оказалось не в состоянии отразить внешнюю угрозу. Это убедило Ивана IV в несостоятельности опричных порядков.

Какими правами и привилегиями обладали бояре в начале правления Ивана IV?
Бояре были освобождены от податей в казну, получали земли за службу, участвовали в государственных делах.

Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период?
В странах Европы была преимущественно абсолютная монархия (в Англии – парламентская).

Когда началось становление крепостного права в России? Что такое заповедные лета?
Становление крепостного права в России началось с Судебника 1497 года, когда впервые был ограничен срок перехода крестьян. «Заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход к другому помещику в Юрьев день.

1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?
После выздоровления Иван очень изменился. Он стал подозрительным и жестоким.

2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?
Причины разрыва заключаются в поведении членов Избранной рады во время болезни царя и желании Ивана Грозного немедленных результатов реформ. Также на разрыв повлияла смерть царицы Анастасии, которую по слухам приписывали к рукам Сильвестра и Адашева. Я согласна со слухами, ведь они действительно могли погубить царицу, чтобы она не претендовала на престол после смерти Ивана.

3. В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?
Принципиальные разногласия царя и Избранной рады заключались в том, что царь хотел немедленных результатов реформ, а реформы Избранной рады были нацелены на более длительный результат.

?
4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?
Адашев был арестован и умер под стражей. Сильвестра сослали в один из северных монастырей, где он вскоре погиб. В столице начались массовые расправы над боярами. Спасаясь от гнева Ивана IV, получившего в народе прозвище Грозный, некоторые знатные люди бежали за границу.

5. Какие земли вошли в опричнину и почему? Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?
В состав опричнины входили самые богатые области государства: часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. Центром стала Александровская слобода. Это произошло, потому что царь хотел держать в своих руках наиболее экономически значимые районы. В декабре 1569 г., получив донос о боярском заговоре в Новгороде, выступил в поход против древнего города. Опричники грабили им на пути города и сёла, подвергали насилию и казням их жителей. В самом Великом Новгороде кровавая расправа и грабежи продолжались около шести недель, царь двинулся на Псков. Но смирение горожан и встреча Ивана IV хлебом-солью избавили город от массовых казней. Он был лишь разграблен.

6. Каковы основные итоги опричнины?
Основные итоги опричнины заключались в огромных людских потерях и хозяйственном разорении страны.

Изучаем документ.
1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?
Автор отрицательно оценивает деятельность Ивана Грозного.

2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Я думаю, что автор не совсем объективен в своих оценках, так как в начале царствования Иван провел много важных реформ. Было ограничено местничество, проведены реформы центрального и местного самоуправления, военная реформа.

1. В переписке Ивана IV с князем А. М. Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Князь полагал, что все беды государства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных. С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?
Я согласна с мнением князя Курбского, потому что когда человек правит единолично, он не может учесть интересов и необходимостей других людей. Если у него есть круг советников, это позволяет правителю рассмотреть разные точки зрения по данному вопросу, а возможно даже найти абсолютно новый, наиболее подходящий способ решения.

2. Один из видных деятелей Избранной рады А. Ф. Адашев неоднократно высказывался о том, что виновных в преступлениях нужно наказывать, но он же был и противником опричнины. Как вы думаете, что именно - силу или слабость властителя отражают жестокость, беспощадное истребление истинных и мнимых противников?
Я думаю, эти качества отражают слабость, так как сильный правитель не сомневается в своих приближенных и делает все по справедливости, точно зная виновность человека.

3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?
Русь знала Индрика-зверя. Он играл важную роль в духовной жизни предков славян, а позже был вытеснен Сварожичами. Образ Индрика смешался с образом коня, называемого Единорогом. Его образ воинственный и благородный, возвышенный символизировал принцип власти Богом ставленного царя.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию o A. М. Курбском или А. Ф. Адашеве (по вашему выбору). Напишите (в тетради) биографический портрет о выбранном вами историческом деятеле. Узнайте, что объединяло этих людей, а в чём они были абсолютными противоположностями.
Курбский был из рода Ярославских. Участвовал во втором походе на Казань. Там он проявил себя храбро. Боярин и воевода являлся активным участником внутренних реформ. Он вместе с Адашевым и Сильвестром составлял ядро Избранной рады. После репрессий он был разжалован и бежал в Литву. Он участвовал в военных действиях русско-ливонской войны на стороне врага. В своих трудах он выставлял Грозного в отрицательном положении и объяснял свои действия. С Адашевым их объединяло то, что они подверглись репрессиям , бежали на запад и принадлежали к сословию бояр.

5. Какими были экономические итоги опричнины для развития России?
? Хозяйственное разорение страны
? Развитие процесса закрепощения
? Бегство населения на Дон и в Сибирь

6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них согласны? Свой ответ аргументируйте.
Я согласна с мнением Костомарова, потому что политика опричнины началась после конфликта с членами Избранной рады и ее роспуска. Царь отличался характером подозрительности, недоверчивости, поэтому видел в боярах предателей, хотя не все они таковыми были.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением