Параграф 12 ГДЗ Арсентьев Данилов 7 класс (История)

Изображение Параграф 12. Церковь и государство в XVI в.Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались её отношения с властью?B XVI в. Россия...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Курукин 7 класс, Просвещение:
Параграф 12. Церковь и государство в XVI в.

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались её отношения с властью?
B XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от её повиновения.

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?
Главой церкви был митрополит, а епархиями руководили архиереи. В XV веке русская церковь стала самостоятельной и больше не завесила от Константинополя.

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.
Император был главой церкви. Он ведал внутрицерковными делами, решал вопросы. В Византии наблюдалось слияние светской и духовной власти.

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
Ересь – отклонение от норм господствующей религии. В Европе еретиков подвергали смертным казням.

1. Какую роль играл приходской храм для округи?
Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала па обеспечение храма утварью, книгами, иконами.

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?
Основу экономического могущества церкви составляли пожертвования прихожан.

3. В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?
Вопрос о богатствах церкви вызывал разногласия среди русского православного духовенства. Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения. Он говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространить свои идеи. Сторонников идей Иосифа называли иосифлянами. С ним не соглашался монах Нил Сорский. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, а, следовательно, им не нужны и земельные владения. Сторонников Нила Сорского называли нестяжателями. Споры иосифлян и нестяжателей касались не только землевладения. Одним из главных в них были отношения светской и духовной власти, независимость от светской власти.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Светская власть не имела надежного аппарата управления и нуждалась в поддержке церкви.

1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.
Ссылка на гугл-презентацию

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.
Храм был не только местом для маленькой молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы, вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земельного и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили «мирские» документы. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души -делали деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах. Люди любили церковь. Светская власть не имела надежного аппарата управления и нуждалась в поддержке церкви.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?
Архитектурные религиозные сооружения христиан называют церквями, а мусульман – мечетями.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чём вы видите нравственный подвиг этого человека?
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Федор Колычев, родился 11 февраля 1507 года в Москве. Он происходил из знатного боярского рода Колычевых. Федор с детства любил читать книги, особенно жизнеописания святых. В юности он был приближен ко двору Великого князя Московского Василия III, отца Иоанна Грозного, где сдружился с наследником престола Иоанном. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника и в июне 1537 года, ни с кем не простившись, он покинул Москву и отправился на cевер. Некоторое время Федор скрывался в деревне Хижи, близ Онежского озера, работая пастухом. Затем он ушел в Соловецкий монастырь на Белом море, где исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. Через полтора года игумен Алексий, по желанию Федора, постриг его в иноки, дав ему в иночестве имя Филипп. Святитель Филипп служил на монастырской кухне; топил печку, рубил дрова; позже его перевели в хлебню, где Филиппу было небесное знамение: ему явилась Пресвятая Богородица. В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа в игумены Соловецкой обители. В 1548 году он был единогласно избран соловецким игуменом. За 18 лет на этом посту он привел монастырь в цветущее состояние. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери и храм Преображения Господня. Обитель при Филиппе духовно возрождалась; для упорядочения жизни в монастыре им был принят новый Устав. В 1566 году Иоанн Васильевич, ставший к тому времени царем, не забыв друга своей юности, к которому был искренне привязан, вызвал его в Москву, где объявил, что Филиппу надлежит стать митрополитом. Игумен отказывался, но противостоять царской воле не смог. 25 июля 1566 года произошло посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться. Святительство Филиппа продлилось недолго. Он оказался единственным во всей России, кто осмелился противопоставить себя царю и его опричникам, погрязшим в кровавых беззакониях. Сначала он хотел обратить к царю соборное архиерейское послание, однако никто из епископов его не поддержал. Тогда святитель стал действовать в одиночку. В этом я нахожу его нравственный подвиг. Он несколько раз наедине беседовал с царем, требуя от него прекратить кровопролитие невинных людей. Участь митрополита была предрешена. 8 ноября 1568 года в середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. 23 декабря 1569 года, по приказу Ивана Грозного, святитель был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. Тело святителя Филиппа было погребено в Отроче монастыре, в Твери.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением