Упр.81 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Учимся соотносить текст с речевой ситуацией.1. Прочитайте текст. Охарактеризуйте ситуацию (кто, с кем, где говорит?) и задачи речи (зачем говорит?). (См. таблицу на с....

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение Учимся соотносить текст с речевой ситуацией.1. Прочитайте текст. Охарактеризуйте ситуацию (кто, с кем, где говорит?) и задачи речи (зачем говорит?). (См. таблицу на с....
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Спишите, подчёркивая грамматические основы предложений, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
1) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью каких (то) (н..) наших цветов. (К. Паустовский) 2) Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль (з, с) жатых полей. (К. Паустовский) 3) Раскинулось поле в..лнистою тканью и с небом сл..лось тёмно (синею) гранью и в небе прозрачном щ-.том золотым бл-.стящее солнце с..яет над ним... (И. Никитин) 4) Ст..повилось жарко и я посп..шил домой. (М. Лермонтов) 5) Ветра (н..) было (и..) было туч и небо стояло кругом всё чистое прозрачно (тёмное) тихо мерцая бе..числе(н, ни)ыми звёздами. (И. Тургенев) 6) Солнце грело (по) летнему голубое небо ласково м..нило (в) даль но в воздухе уже в..село предчу(?)ствие осени. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки а пот..мневшие поля гл..дели т..скливо и печально. (А. Чехов) 7) Небо из чёрного (з, с) делалось синим а потом серым мутным. С каждой м..нутой ст..новилось всё светлее и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырв..лись из (за) гор и оз..рили весь лес. (В. Арсеньев) 8) Из туч то летит холодный дождь то вдруг туманом зал..пляя глаза повалит вод..нистый снег. (К. Паустовский) 9) Река ещё (н..) замерзала и её свинцовые волны грус(?)но ч..риели в (одно) образных б..регах... (А. Пушкин)
1) Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью каких-то не наших цветов (безлич.). (К. Паустовский) (прич.-следствен.)
2) Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (К. Паустовский) (прич.-следствен.)
3) Раскинулось поле волнистою тканью и с небом слилось тёмно-синею гранью, и в небе прозрачном щитом золотым блестящее солнце сияет над ним… (И. Никитин) (одноврем.)
4) Становилось жарко (безлич.), и я поспешил домой. (М. Лермонтов) (прич.-следствен.)
5) Ветра не было (безлич.), не было туч (безлич.), и небо стояло кругом всё чистое, прозрачно-тёмное, тихо мерцая бесчисленными звёздами. (И. Тургенев) (прич.-следствен.)
6) Солнце грело по-летнему, голубое небо ласково манило вдаль, но в воздухе уже висело предчувствие осени. (противопост.) В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально. (А. Чехов) (сопоставл.)
7) Небо из чёрного сделалось синим, а потом серым, мутным. С каждой минутой становилось всё светлее (безлич.), и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырвались из-за гор и озарили весь лес. (В. Арсеньев) (последоват.)
8) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг, туманом залепляя глаза, повалит водянистый снег. (К. Паустовский) (чередов.)
9) Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах… (А. Пушкин) (прич.-следствен.)
2. Расскажите, какие значения (одновременности, последовательности событий, их причинно-следственной связи, противопоставления, чередования и т. д.) существуют между частями данных
сложносочинённых предложений.
См. задание 1.
3. Найдите предикативные части сложных предложений, которые являются односоставными предложениями. Укажите их вид.
См. задание 1.
4. Начертите схему третьего предложения, выполните его синтаксический анализ.
Становилось жарко, и я поспешил домой.
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Две грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части двусоставная, 2 части – двусоставная.
3) Предложения связаны с помощью сочинительного союза «и»; предложение сложносочинённое.
4) [ = ], и [ – = ].
5. Запятая разделяет части предложения, связанные сочинительной связью.
5. Составьте таблицу «Правописание гласных корня», вписывая только те орфограммы, которые в предложениях обозначены пропуском букв. Каждую графу дополните одним примером.
Правописание гласных корня
6. На примерах поясните правописание сложных прилагательных.
Сложные прилагательные, обозначающие оттенок цвета, пишутся через дефис: тёмно-синею, прозрачно-тёмное.
Сложные прилагательные, образованные от словосочетания, пишутся слитно: однообразных < один образ.
7. Укажите, к какой части речи относятся слова (до) летнему, (в) далъ. Приведите примеры иного написания этих словоформ. Обоснуйте свой ответ.
По-летнему: грело (как?) по-летнему. – Идти (по какому?) по летнему парку
Вдаль: манило (куда?) вдаль. – Вглядываться (во что?) в даль моря.

Учимся соотносить текст с речевой ситуацией.
1. Прочитайте текст. Охарактеризуйте ситуацию (кто, с кем, где говорит?) и задачи речи (зачем говорит?). (См. таблицу на с. 11.)
[Отчима переводят на Север. Мама и младший брат едут с ним.]
— А я? — спрашивает пятилетний Серёжа, уже догадываясь, что его не берут...
— А я!! — в страхе повторяет Серёжа, топая ногой.
— Во-первых, не топай, — говорит мама и перестаёт его ласкать. — Это что ещё такое — топать?! Чтоб я больше этого не видела! А во-вторых, давай обсудим: как же ты сейчас поедешь? Ты только что после болезни. Ты ещё не поправился. Чуть что, у тебя температура. Мы ещё неизвестно как устроимся. И климат тебе не подходит. Ты там будешь болеть и болеть, и никогда не поправишься. И с кем я тебя буду больного оставлять? Доктор сказал, что тебя пока нельзя везти. (В. Панова)
2. Назовите основные стилевые черты, отразившиеся в этом отрывке (непринуждённость или официальность, эмоциональность или бесстрастность). Какой стиль использует автор художественного произведения в речи персонажа? С какой целью?
3. Выпишите из текста разговорные конструкции и подберите к ним синтаксические синонимы, стилистически нейтральные или книжные.
Образец записи:
Это что ещё такое — топать?! —
Топать нельзя (не следует).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением