Упр.145 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи...

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение 1. Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Спишите предложения, обозначая грамматические основы. Составьте схемы сложных предложений.
1) Кто много думает, тот мало говорит, стараясь втиснуть возможно больше мыслей в немногие слова. (В. Ключевский) 2) Мудрёно пишут только о том, чего не понимают. (В. Ключевский) 3) Речь, письменная или устная, характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. (Д. Лихачёв) 4) Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев) 5) Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.
(Л. Щерба)
2. Выполните синтаксический анализ каждого предложения.
1) 1) Кто много думает, 2) тот мало говорит, стараясь втиснуть возможно больше много мыслей в немногие слова. (В. Ключевский)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Главная часть - № 2; придаточная - № 1.
3) Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, части соединены союзным словом «кто».
4) 1)( Кто= ), 2)[тот = ].
2) 1) Мудрёно пишут только о том, 2) чего не понимают. (В. Ключевский)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
3) Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, части соединены союзным словом «чего».
4) 1)[ = о том], 2)(чего = ).
3) 1) Речь, письменная или устная, характеризует человека в большей мере, 2) чем даже его внешность или умение себя держать. (Д. Лихачёв)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
3) Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения, части соединены союзом «чем».
4) 1)[ – = ], 2)(чем – или – ).
4) Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д. Минаев)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Две грамматические основы, значит, сложное; основы двусоставные.
3) Связь бессоюзная; предложение бессоюзное сложное.
4) 1)( – = ), 2)[ – = ].
5) 1) Писать безграмотно – значит посягать на время людей, 2) к которым мы адресуемся. (Л. Щерба)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Главная часть - № 1; придаточная - № 1.
3) Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, части соединены союзным словом «которым».
4) 1)[ – = ], 2)(к которым – = ).
3. Выберите одно из высказываний, а затем подготовьте небольшое выступление, подтверждая или опровергая мысль, которая выражена в этом высказывании. С помощью справочников, интер-нет-ресурсов найдите информацию об авторе высказывания: имя, отчество; годы жизни; профессия и род деятельности; вклад в отечественную культуру, науку.
Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся (Л. Щерба)
Лев Владимирович Щерба (1880 - 1944) – русский и советский лингвист, академик Академии наук СССР и Академии педагогических наук РСФСР. Он внёс большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянскому и французским языкам.
Л.В. Щерба считает, что каждый человек просто обязан быть грамотным. Он уверен в том, что писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым адресуемся, а потому это совершенно не допустимо. Я согласен с мнением автора, так как чтение неграмотных посланий занимает много времени. Мы вчитываемся, пытаясь разобрать слова, вникнуть в написанное, уловить смысл того, что хотел нам сказать писавший.
Для чего же нужна грамотность? Конечно, для того чтобы люди могли понимать друг друга, чтобы не было неувязок и недопонимания. Но самое главное, на мой взгляд, грамотное письмо – это проявление уважения к тем людям, кому мы пишем.

1. Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.
1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н. Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)
2. Проведите фонетический, морфологический и морфемный разбор выделенных слов.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением