Упр.138 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Закончите предложения придаточными изъяснительными. Обратите внимание на то, как союз или союзное слово определяют характер смысловых отношений между главной и...

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение Закончите предложения придаточными изъяснительными. Обратите внимание на то, как союз или союзное слово определяют характер смысловых отношений между главной и...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие слова в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слуховых образов? Назовите эти слова.
Весеннее солнце било тёплыми, радостно трепетавшими лучами. В сочной, наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох какой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, рос исто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли
золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня. (По В. Крестовскому)
Обилие определений в этом тексте можно объяснить тем, что автор хочет передать все детали описываемого места, состояния окружающей среды и состояние человека, сделать текст более выразительным, ярким, и информативным.
Ключевые слова при создании зрительных образов: сочная трава; зелёное поле; желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, золотистые пчёлы, изжелта-светло-зелёной берёзы.
Ключевые слова при создании слуховых образов: слышался шёпот и шорох; копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие блинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами; звучащая, весенняя тишина; доносились женские голоса и заливчатая песня.
2. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Составьте схемы этих предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, (запятые разделяют однородные сказуемые) прыгало и цеплялось за тончайшие блинки многое множество разной мошки, жучков, (запятые разделяют однородные дополнения) паучков и всего этого насекомого люда, (запятая отделяет части сложного предложения) который живёт и дышит под солнечными лучами.
По зелёному полю желтели махровые, (запятая разделяет однородные определения) росисто-свежие головки одуванчиков, (запятая отделяет части сложного предложения) над которыми реяли золотистые пчёлы.
В воздухе пахнет землёю – (тире перед приложением, имеющим пояснительный характер) тем несколько прелым, (запятая разделяет однородные определения) сыроватым запахом, (запятая отделяет части сложного предложения) который издаёт по весне земля, (запятая выделяет причастный оборот) /набирающаяся могучей жизненной силы/.
3. Выпишите предложения с однородными членами. Разберите их по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие однородных членов в этом тексте?
Весеннее солнце било тёплыми, радостно трепетавшими лучами. В сочной, наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю –тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня.
Обилие однородных членов помогает наиболее точно и полно передать образ состояния окружающей среды.
4. Выполните морфемный и морфологический анализ причастий.
Трепетавшими, наливающейся, цветущей, набирающаяся, звучащая.
Трепетавшими3
1. Трепетавшими – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – трепетавший; трепетать, суффикс причастия -вш-.
3. Постоянные морфологические признаки: невозврат., действ., несов. в., прош. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: во мн. ч., Т. п.
4. В предложении является определением.
Наливающейся3
1. Наливающейся – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – наливающийся; наливаться, суффикс причастия -ющ-.
3. Постоянные морфологические признаки: возврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., П. п.
4. В предложении является определением.
Цветущей3
1. Цветущей – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – цветущий; цвести, суффикс причастия -ущ-.
3. Постоянные морфологические признаки: невозврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., Р. п.
4. В предложении является определением.
Набирающаяся3
1. Набирающаяся – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – набирающийся; набираться, суффикс причастия -ющ-.
3. Постоянные морфологические признаки: возврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., И. п.
4. В предложении является определением.
Звучащая3
1. Звучащая – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – звучащий; звучать, суффикс причастия -ащ-.
3. Постоянные морфологические признаки: невозврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., И. п.
4. В предложении является определением.
5. Разберите по членам второе предложение.
См. задание 3.
6. Выберите слово для орфоэпического и фонетического анализа и проведите его устно и письменно.
Жизнью [жызн'й'ю] – в слове 2 слога, ударение всегда падает на первый слог. После твёрдого согласного звука [ж] буква «и» даёт звук [ы.]
Жизнью1
[жызн'й'ю] – 2 слога
[ж] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, непарный.
[ы] –гласный, ударный.
[з] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный.
[н'] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий, парный
[й'] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий, непарный
[у] –гласный, безударный.
6 звуков
Жизнью – 5 букв. Буква «ю» после разделительного «ь» обозначает два звука – согласный [й'] и безударный гласный [у].
7. Какой способ словообразования объединяет слова жучок, миндальный, сыроватый, золотистый? Докажите.
Слова «жучок, миндальный, сыроватый, золотистый» объединяет суффиксальный способ словообразования:
жучок < жук + -ок (..);
миндальный < миндаль + -н(ый);
сыроватый < сырой +-оват(ый);
золотистый < золотой + -ист(ый).

Закончите предложения придаточными изъяснительными. Обратите внимание на то, как союз или союзное слово определяют характер смысловых отношений между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения.
1) Я давно знал,
где ...
куда ...
откуда что ...
когда ...
сколько какой ...
2) Ученик наконец-то понял,
что...
как...
зачем...
почему...
чья...

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением