Упр.138 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие слова в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слуховых образов? Назовите эти слова.
Весеннее солнце било тёплыми, радостно трепетавшими лучами. В сочной, наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох какой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, рос исто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли
золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня. (По В. Крестовскому)
Обилие определений в этом тексте можно объяснить тем, что автор хочет передать все детали описываемого места, состояния окружающей среды и состояние человека, сделать текст более выразительным, ярким, и информативным.
Ключевые слова при создании зрительных образов: сочная трава; зелёное поле; желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, золотистые пчёлы, изжелта-светло-зелёной берёзы.
Ключевые слова при создании слуховых образов: слышался шёпот и шорох; копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие блинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами; звучащая, весенняя тишина; доносились женские голоса и заливчатая песня.
2. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Составьте схемы этих предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, (запятые разделяют однородные сказуемые) прыгало и цеплялось за тончайшие блинки многое множество разной мошки, жучков, (запятые разделяют однородные дополнения) паучков и всего этого насекомого люда, (запятая отделяет части сложного предложения) который живёт и дышит под солнечными лучами.
По зелёному полю желтели махровые, (запятая разделяет однородные определения) росисто-свежие головки одуванчиков, (запятая отделяет части сложного предложения) над которыми реяли золотистые пчёлы.
В воздухе пахнет землёю – (тире перед приложением, имеющим пояснительный характер) тем несколько прелым, (запятая разделяет однородные определения) сыроватым запахом, (запятая отделяет части сложного предложения) который издаёт по весне земля, (запятая выделяет причастный оборот) /набирающаяся могучей жизненной силы/.
3. Выпишите предложения с однородными членами. Разберите их по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие однородных членов в этом тексте?
Весеннее солнце било тёплыми, радостно трепетавшими лучами. В сочной, наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю –тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня.
Обилие однородных членов помогает наиболее точно и полно передать образ состояния окружающей среды.
4. Выполните морфемный и морфологический анализ причастий.
Трепетавшими, наливающейся, цветущей, набирающаяся, звучащая.
Трепетавшими3
1. Трепетавшими – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – трепетавший; трепетать, суффикс причастия -вш-.
3. Постоянные морфологические признаки: невозврат., действ., несов. в., прош. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: во мн. ч., Т. п.
4. В предложении является определением.
Наливающейся3
1. Наливающейся – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – наливающийся; наливаться, суффикс причастия -ющ-.
3. Постоянные морфологические признаки: возврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., П. п.
4. В предложении является определением.
Цветущей3
1. Цветущей – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – цветущий; цвести, суффикс причастия -ущ-.
3. Постоянные морфологические признаки: невозврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., Р. п.
4. В предложении является определением.
Набирающаяся3
1. Набирающаяся – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – набирающийся; набираться, суффикс причастия -ющ-.
3. Постоянные морфологические признаки: возврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., И. п.
4. В предложении является определением.
Звучащая3
1. Звучащая – особая форма глагола - причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Н. ф. – звучащий; звучать, суффикс причастия -ащ-.
3. Постоянные морфологические признаки: невозврат., действ., несов. в., наст. вр.
4. Постоянные морфологические признаки: в ед. ч., ж. р., И. п.
4. В предложении является определением.
5. Разберите по членам второе предложение.
См. задание 3.
6. Выберите слово для орфоэпического и фонетического анализа и проведите его устно и письменно.
Жизнью [жызн'й'ю] – в слове 2 слога, ударение всегда падает на первый слог. После твёрдого согласного звука [ж] буква «и» даёт звук [ы.]
Жизнью1
[жызн'й'ю] – 2 слога
[ж] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, непарный.
[ы] –гласный, ударный.
[з] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный.
[н'] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий, парный
[й'] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий, непарный
[у] –гласный, безударный.
6 звуков
Жизнью – 5 букв. Буква «ю» после разделительного «ь» обозначает два звука – согласный [й'] и безударный гласный [у].
7. Какой способ словообразования объединяет слова жучок, миндальный, сыроватый, золотистый? Докажите.
Слова «жучок, миндальный, сыроватый, золотистый» объединяет суффиксальный способ словообразования:
жучок < жук + -ок (..);
миндальный < миндаль + -н(ый);
сыроватый < сырой +-оват(ый);
золотистый < золотой + -ист(ый).
Закончите предложения придаточными изъяснительными. Обратите внимание на то, как союз или союзное слово определяют характер смысловых отношений между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения.
1) Я давно знал,
где ...
куда ...
откуда что ...
когда ...
сколько какой ...
2) Ученик наконец-то понял,
что...
как...
зачем...
почему...
чья...
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением