Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Другие ответы на тему:
#явленияПрироды
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
469. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Отрочество». Объясните случаи постановки точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Дайте схемы этих предложений.
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце, вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи; шумят и вертятся макушки больших берёз, начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки как будто с намерением остановить нас реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрёпанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который, как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! как много поэзии в этой простонародной мысли!
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. К какому типу речи можно отнести текст? Приведите доказательства.
3. Какие признаки текста указывают на его принадлежность к языку художественной литературы? Назовите средства художественной выразительности, использованные в тексте.
4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
5. Найдите и выпишите из текста по два слова, образованные: 1) суффиксальным способом; 2) приставочным способом; 3) приставочно-суффиксальным способом.
1. Тема текста: перед грозой. Основная мысль текста: изменение окружающей природы при приближении грозы.
2. Тип речи – описание. В тексте присутствуют следующие лексико-выразительные средства:
- эпитеты (темно-лиловая туча; пучки сухой травы; галки с растрепанными крыльями);
- олицетворения (слышится слабый гул; задрожала осиновая роща)
- сравнительные обороты (как будто принюхиваясь; как будто с намерением остановить нас)
3. Текст является эмоционально и экспрессивно окрашенным (прерывистые раскаты; я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах; величественный гул); использование лексико-выразительных средств (эпитеты, сравнительные обороты, риторические восклицания (Гнев Божий!). Данные приемы служат для описания авторов художественных образов (приближающейся грозы, изменении природы, страха местных жителей), а также для описания собственного внутреннего состояния.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением