Практическая работа 7 ГДЗ Габриелян 10 класс (углубленный уровень) (Химия)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян Остроумов Пономарев 10 класс, Дрофа:
Практическая работа №7
Амины. Аминокислоты. Белки
Образование солей анилина
В пробирку налейте 0,5 мл анилина и 3 мл дистиллированной воды. Взболтайте. Что наблюдаете? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде. Добавьте в пробирку 1—2 мл раствора щёлочи. Что наблюдаете?
Вопросы
1. Почему при добавлении соляной кислоты происходит растворение анилина? Напишите соответствующее уравнение реакции.
Анилин не растворяется в воде: смесь расслаивается. Добавление соляной кислоты приводит к образованию растворимой в воде соли анилина и раствор становится однородным:
2. Почему при добавлении щёлочи анилин выделяется из водного раствора? Напишите уравнение реакции.
Добавленная щелочь реагирует с кислотой в составе этой соли, в результате чего снова выделяется свободный нерастворимый анилин и наблюдается расслоение.
Вывод: за счет наличия аминогруппы анилин проявляет слабоосновные свойства.
Бромирование анилина
В пробирку налейте 0,5 мл анилина и 0,5 мл дистиллированной воды. Прибавьте по каплям бромной воды до появления осадка.
Вопросы
1. Почему обесцвечивается бромная вода?
Аминогруппа – заместитель I-го рода, который активирует орто- и пара- положения в бензольном ядре молекулы анилина. Поэтому бром из бромной воды присоединяется к анилину по положениям 2,4,6 и происходит обесцвечивание бромной воды
2. Каково строение образующегося осадка? Напишите уравнение реакции.
Вывод: за счет заместителя в бензольном ядре анилин вступает в реакции присоединения по положениям 2,4,6 бензольного кольца.
Амфотерные свойства аминокислот
В пробирку налейте 2—3 мл раствора карбоната натрия и всыпьте щепотку глицина. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Поместите в пробирку немного кристалликов глицина, смочите их несколькими каплями соляной кислоты и нагрейте. Что наблюдаете? Вылейте несколько капель образовавшегося раствора на часовое стекло. Наблюдайте образование при охлаждении кристаллов соли глицина. Напишите уравнение реакции.
Вопросы
1. Какие свойства глицина проявляются в каждой из этих реакций?
В реакции с карбонатом натрия проявляются кислотные свойства глицина – как и любая кислота, он взаимодействует с солями слабых кислот (в данном случае угольной)
В реакции с соляной кислотой проявляются основные свойства глицина – как и любое основание, он образует с кислотой соль, которая кристаллизуется при резком охлаждении.
2. Сравните форму кристаллов глицина и гидрохлорида глицина. Чем они отличаются?
Кристаллы глицина аморфные, рыхлые, кристаллы его соли – угловатые.
Вывод: глицин – амфотерное соединение, т.к. одновременно проявляет и кислотные, и основные свойства.
Получение медной соли глицина
В пробирку, содержащую 2 мл раствора глицина, добавьте 1 г порошка оксида меди (II) и нагрейте до кипения.
Вопросы
1. Чем обусловлено появление голубой окраски раствора?
В результате реакции образуется соединение голубого цвета.
2. Каково строение образующейся соли?
Вывод: глицин способен проявлять кислотные свойства, реагируя с основными оксидами.
Денатурация белка
Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите в 150 мл воды. В пробирку налейте 4—5 мл раствора белка и нагрейте на спиртовке до кипения. Отметьте помутнение раствора. Охладите содержимое пробирки и разбавьте водой в 2 раза.
Вопросы
1. Почему раствор белка при нагревании мутнеет?
При нагревании происходит разрушение четвертичной и вторичной структуры белка – денатурация. При этом образуются пептидные цепочки, которые нерастворимы в воде – наблюдается помутнение.
2. Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?
Денатурация – необратимое разрушение, поэтому охлаждение не приводит к повторной сборке сложных структур белка и растворения не наблюдается.
Вывод: денатурация – необратимый процесс разрушения сложных структур белка.
Осаждение белка солями тяжёлых металлов
Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении солями тяжёлых металлов.
В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор сульфата меди (II), а в другую — раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка.
Вывод: белок осаждает тяжелые металлы из водных растворов. Т.к. ионы тяжелых металлов являются токсичными для человека, это позволяет применять некоторые белки в качестве противоядий при отравлении солями тяжелых металлов.
Цветные реакции белков
Ксантопротеиновая реакция. В пробирку налейте 2—3 мл раствора белка и прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте содержимое пробирки, при этом образуется жёлтый осадок. Охладите смесь и добавьте раствор аммиака до щелочной реакции (проба на лакмус). Окраска переходит в оранжевую.
Биуретовая реакция. В пробирку налейте 2—3 мл раствора белка и 2—3 мл раствора гидроксида натрия, затем 1—2 мл раствора сульфата меди (II). Появляется фиолетовое окрашивание.
Вывод: ксантопротеиновая (желтый осадок при добавлении азотной кислоты, переходящий в оранжевый при подщелачивании) и биуретовая (фиолетовое окрашивание в присутствии свежеосажденного гидроксида меди) реакции – качественные реакции на белки.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением