Практическая работа 6 ГДЗ Габриелян 10 класс (углубленный уровень) (Химия)

Решение #1

Изображение Практическая работа №6УглеводыДействие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу В пробирку, содержащую 1—2 мл раствора глюкозы, прилейте 1—2 мл аммиачного...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян Остроумов Пономарев 10 класс, Дрофа:
Практическая работа №6
Углеводы

Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу
В пробирку, содержащую 1—2 мл раствора глюкозы, прилейте 1—2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдаете?

Вопрос
Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) даёт реакцию «серебряного зеркала»? Напишите уравнение реакции.
- Только в открытой линейной форме глюкоза реагирует с оксидом серебра – происходит окисление альдегидной группы до карбоксильной.

Вывод: глюкоза – альдегидоспирт, содержит и гидроксильные и альдегидную группы, за счет чего вступает в характерную для альдегидов реакцию «серебряного зеркала».

Действие гидроксида меди (II) на глюкозу
а) В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете?
б) К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив её наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (рис. 87). Прекратите нагревание, как только начнётся изменение цвета.

Вопросы
1. Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции.
Растворение свежеполученного гидроксида меди с образованием синего окрашивания.
Это происходит, потому что глюкоза содержит несколько гидроксильных групп –OH.

2. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-жёлтый? Что представляет собой жёлто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции.
Реакция идет за счет окисления альдегидной группы глюкозы.

Вывод: глюкоза проявляет химические свойства, характерные для многоатомных спиртов и альдегидов – за счет гидроксильных групп растворяет свежеполученный гидроксид меди с образованием синего окрашивания, за счет альдегидной группы – окисляется гидроксидом меди при нагревании до глюконовой кислоты.

Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу
а) В пробирку, содержащую 1—2 мл раствора сахарозы в воде, прилейте 1—2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдаете?
б) В пробирку, содержащую 1—2 мл раствора сахарозы в воде, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты и нагрейте на кипящей водяной бане в течение 5—10 мин. Затем охлаждённый раствор доведите до слабощелочной реакции (проба на лакмус) раствором щёлочи. К полученному раствору добавьте 1—2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.

Вопросы
1. Почему сахароза не даёт реакцию «серебряного зеркала»?
Только в открытой линейной форме глюкоза реагирует с оксидом серебра – происходит окисление альдегидной группы до карбоксильной. Но в составе сахаразы глюкоза содержится в линейной форме, поэтому реакция «серебряного зеркала» не идет, и изменений не наблюдается.

2. Какие процессы происходят с сахарозой при нагревании её раствора с кислотой? Почему после нагревания проба с аммиачным раствором оксида серебра даёт положительный результат? Напишите уравнение гидролиза сахарозы.
Однако при нагревании в кислой среде, происходит гидролиз сахарозы, в результате чего циклические формы глюкозы и фруктозы раскрываются.
Линейная форма глюкозы уже вступает в реакцию, и наблюдается образование серебристого налета.

Вывод: сахароза гидролизуется с образованием линейных форм глюкозы и фруктозы.

Действие иода на крахмал
Приготовьте крахмальный клейстер по следующей методике: в стакан с 20 мл воды, нагретой до кипения, добавьте 2 г крахмала, хорошо размешайте образовавшуюся суспензию до образования прозрачного коллоидного раствора — крахмального клейстера. Налейте в пробирку 2—3 мл охлаждённого клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора иода. Отметьте изменение цвета. Нагрейте смесь в пробирке. Какие изменения наблюдаются? Данная реакция является качественной реакцией на крахмал.

Иод образует синий комплекс с крахмалом. При нагревании этот комплекс разрушается и окраска исчезает.

Вывод: синее окрашивание в присутствии иода – качественная реакция на крахмал.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением